12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иоголевич Ирина Юрьевна17

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Физико-математический лицей №31 г. Челябинска»









Методическая разработка на тему


Решение систем линейных

уравнений с двумя переменными в 6 классе



Автор-составитель: Иоголевич Ирина Юрьевна,

учитель математики













Челябинск

2023



Пояснительная записка

Методическая разработка заданий к урокам по теме: «Системы линейных уравнений с двумя переменными. Задачи

на составление систем линейных уравнений.».

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 6 классах с углубленным изучением математики, или родителей, дети которых находятся на семейном обучении. Разработка содержит несколько уроков по теме «Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными ,решение задач на составление систем линейных уравнений.» Здесь представлены материалы к урокам, начиная от отработки понятия линейного уравнения с двумя переменными, далее знакомство со способами решения систем линейных уравнений (способ подстановки, способ алгебраического сложения, способ замены переменной, комбинации различных способов решения систем). Задачи, которые можно решить составлением системы уравнений.




Часть 1. Системы линейных уравнений.

В данном разделе задания, которые помогают понять учащимся суть того, что решением системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными является упорядоченная пара чисел, которая обращает оба уравнения системы в верные равенства.



(Устно) Проверить, что числа t1680167429aa.gif являются решением системы:
t1680167429ab.gif

(Устно) Проверить, что числа t1680167429ac.gif являются решением системы:
t1680167429ad.gif

Привести пример системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными, решением которой будет пара чисел:
1) t1680167429ae.gif 2) t1680167429af.gif .

Дана система уравнений
t1680167429ag.gif Известно, что пара чиселt1680167429ah.gif является ее решением. Найти t1680167429ai.gif .

Дана система уравнений
t1680167429aj.gif из следующих пар чисел найти ту, которая удовлетворяет данной системе:
1) t1680167429ak.gif 2) t1680167429al.gif .

Дана система уравнений
t1680167429am.gif из следующих пар чисел найти ту, которая удовлетворяет данной системе:
1) t1680167429an.gif 2) t1680167429ao.gif .

Является ли пара чисел (60; 30) решением системы уравнений:
1) t1680167429ap.gif 2) t1680167429aq.gif

Какая из пар чисел (20; 18), (2; 1), (1; 2), (3; -1) является решением системы уравнений
t1680167429ar.gif

Часть 2. Метод подстановки

Суть метода подстановки заключается в том, что из одного уравнения выражаем одну переменную через другую, а затем полученное выражение подставляем во второе уравнение .Цель научить ребят выбирать наиболее удобное уравнение для выражения одной переменной через другую.

Решить систему уравнений:

t1680167429as.gif

t1680167429at.gif

t1680167429au.gif

t1680167429av.gif

t1680167429aw.gif



t1680167429ax.gif

Решить систему уравнений:

t1680167429ay.gif

t1680167429az.gif

t1680167429ba.gif

t1680167429bb.gif

t1680167429bc.gif



t1680167429bd.gif

Решить систему уравнений:

t1680167429be.gif

t1680167429bf.gif

t1680167429bg.gif



t1680167429bh.gif

Решить систему уравнений:

t1680167429bi.gif

t1680167429bj.gif

t1680167429bk.gif

t1680167429bl.gif



Часть 3. Метод алгебраического сложения.

Суть метода алгебраического сложения заключается в том, что нужно сложить (или вычесть)уравнения системы, с целью исключения одной из переменных .Дети должны понимать ,что применять этот метод удобно, когда коэффициенты у одной из переменных равны или противоположны ,или их можно сделать такими путем умножения или деления одного или обоих уравнений на число, не равное нулю..

Решить систему уравнений:

t1680167429bm.gif

t1680167429bn.gif

t1680167429bo.gif

Решить систему уравнений:

t1680167429bp.gif

t1680167429bq.gif

t1680167429br.gif

Решить систему уравнений:

t1680167429bs.gif

t1680167429bt.gif

t1680167429bu.gif

Решить систему уравнений:

t1680167429bv.gif

t1680167429bw.gif

t1680167429bx.gif

Решить систему уравнений:

t1680167429by.gif

t1680167429bz.gif

t1680167429ca.gif

Решить систему уравнений:

t1680167429cb.gif

t1680167429cc.gif

t1680167429cd.gif

Решить систему уравнений:

t1680167429ce.gif

t1680167429cf.gif

t1680167429cg.gif



t1680167429ch.gif Решить систему уравнений:

t1680167429ci.gif

t1680167429cj.gif

t1680167429ck.gif

t1680167429cl.gif

Решить систему уравнений:

t1680167429cm.gif


t1680167429cn.gif

t1680167429co.gif

t1680167429cp.gif

Часть 4. Решение систем уравнений различными способами.

В данном разделе представлены системы, для решения которых учащиеся должны выбрать самый удобный способ решения или применить несколько способов, предварительно упростив уравнения системы.

Решить систему уравнений:

t1680167429cq.gif

t1680167429cr.gif

Решить систему уравнений:

t1680167429cs.gif

t1680167429ct.gif

Решить систему уравнений:

t1680167429cu.gif

t1680167429cv.gif

t1680167429cw.gif



t1680167429cx.gif

Решить систему уравнений:

t1680167429cy.gif

t1680167429cz.gif

t1680167429da.gif



t1680167429db.gif Решить систему уравнений:

t1680167429dc.gif

t1680167429dd.gif

t1680167429de.gif

t1680167429df.gif

Решить систему уравнений:

t1680167429dg.gif

t1680167429dh.gif

t1680167429di.gif



t1680167429dj.gif

Часть 5. Метод замены переменных.

Суть метода заключается в том, чтобы путем замены переменных сделать систему проще для решения. Следует обратить внимание детей на то, что переменные находятся в знаменателе и необходимо исключить их равенство нулю.

Решить систему уравнений:

t1680167429dk.gif

t1680167429dl.gif

t1680167429dm.gif

t1680167429dn.gif

t1680167429do.gif



t1680167429dp.gif



Часть 6. Задачи на составление систем уравнений.

Цель научить детей переносить практические задачи на математический язык. Научиться осознанному чтению. Научить понимать какой способ решения задачи оптимален (по действиям, составлением уравнения или составлением систем уравнений).Научить составлять математическую модель задачи и реализовывать эту модель при помощи решения систем уравнений.

Запишите с помощью системы уравнений следующую ситуацию:

Сумма двух чисел равна 17. Одно из чисел на 7 меньше другого.

Разность двух чисел равна 12. Одно из них больше другого в 4 раза.

В классе 36 учеников. Девочек на 3 меньше, чем мальчиков.

Периметр прямоугольника 400 м. Длина его в 3 раза больше ширины.

4 боксера тяжелого веса и 5 боксеров легкого веса вместе весят 730 кг. Спортсмен тяжелого веса весит на 70 кг больше спортсмена легкого веса.

Таня заплатила за 3 тетради и 2 карандаша 580 р., а Лена за 5 таких же тетрадей и 1 карандаш – 780 р.

Среднее арифметическое двух чисел равно 22,5; t1680167429dq.gif их разности равна t1680167429dr.gif .

Одно число на 215 больше другого; 80% большего числа на 129 больше 60% меньшего.

В трехзначном числе сумма цифр равна 16. Цифра разряда сотен в 4 раза меньше цифры разряда десятков и на 4 меньше цифры разряда единиц. (Введите три переменные.)

Составьте систему уравнений и решите задачу:

Расстояние между домами, где живут Андрей и Борис, 1500 м. Школа находится между их домами, причем от дома Андрея она на 300 м дальше, чем от дома Бориса. На каком расстоянии от школы находится дом каждого мальчика?

У Толи 18 монет по 2 р. и 5 р. на сумму 87 р. Сколько монет каждого достоинства у Толи?

В магазине продаются тетради по 96 листов и по 24 листа. Во всех тетрадях, купленных Сашей, 528 листов. Сколько толстых и сколько тонких тетрадей купил Саша, если все купленные им толстые тетради содержат на 48 листов больше, чем все тонкие?

Поезд прошел первый перегон за 2 ч, а второй за 3 ч. Всего за это время он прошел расстояние 330 км. Найдите скорость поезда на каждом перегоне, если на втором перегоне она была на 10 км/ч больше, чем на первом.

Мальчик на вопрос о том, сколько лет ему и его отцу, ответил так: «Вместе нам 44 года. Через 2 года отец будет старше меня в 3 раза. Сосчитайте, сколько лет каждому из нас сейчас».

Две бригады вместе должны изготовить 270 изделий. К середине дня первая бригада выполнила 60% своего задания, а вторая – 70% своего. При этом первая бригада изготовила на 6 изделий больше, чем вторая. Сколько изделий должна изготовить каждая бригада?

Лодка 2 ч двигалась по течению и З ч против течения, пройдя за это время 36 км. Скорость лодки против течения составляет t1680167429ds.gif скорости лодки по течению. Какое расстояние пройдет лодка за это время в стоячей воде, если будет двигаться с той же собственной скоростью?


Часть 7. Контрольная работа по теме: «Системы линейных уравнений».



Решите систему способом подстановки:
t1680167429dt.gif

Решите систему способом алгебраического сложения:
t1680167429du.gif

Решите систему способом замены переменных:
t1680167429dv.gif

Решите систему:
t1680167429dw.gif

Решите задачу с помощью составления системы линейных уравнений:
Среднее арифметическое двух чисел 32,5. Найдите эти числа, если известно, что 30% одного из них на 0,25 больше 25% другого.

Подберите какое-либо линейное уравнение с двумя переменными, которое вместе с уравнением t1680167429dx.gif составило бы систему:

имеющую одно решение;

имеющую бесконечно много решений;

не имеющую решений.

(Дополнительно) Сад имеет форму прямоугольника. Если увеличить длину сада на 8 м, а ширину на 6 м, то площадь сада увеличится на 632 м2. Если же длину сада уменьшить на 6 м, а ширину увеличить на 8 м, то площадь сада увеличится на 164 м2. Определить длину и ширину сада.



Список литературы

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.