Разработка урока по алгебре в 7 классе «Системы линейных уравнений с двумя переменными»
7 класс Алгебра Дата_________
Урок №
"Системы линейных уравнений с двумя переменными"
Цели:
ввести понятие «система линейных уравнений с двумя переменными», показать, что представляет собой решение системы; рассмотреть графический способ решения систем линейных уравнений.
Развить познавательные интересы, самостоятельность, математическую речь, логическое мышление.
Воспитывать аккуратность, интерес к предмету, активность.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и умений.
Проверка домашнего задания (Проверяется наличие д/з)
III. Изучение нового материала.
Материал урока
Прежде, чем приступить к рассмотрению новой темы вспомним, что:
А теперь давайте рассмотрим задачу.
Сумма двух чисел равна 25, а их разность – 17. Чему равны эти числа?
Пусть х – первое число, а у– второе.
Так как по условию задачи сумма этих чисел равна 25, то можно составить уравнение: Также известно, что разность чисел равна 17, а тогда можем записать следующее уравнение:
Чтобы ответить на вопрос задачи, нам надо найти такие значения переменных x и y, которые обращают каждое из уравнений в верное равенство, то есть найти общие решения уравнений.
Говорят, что требуется решить систему уравнений и записывают вот таким образом:
Теперь подбором найдём пару значений переменных:
Действительно, эта пара является решением каждого уравнения системы, так при подстановке этих значений мы получаем верные равенства.
Такая пара чисел называется решением системы.
Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, которая обращает каждое уравнение системы в верное равенство.
Решить систему уравнений – значит найти все её решения или доказать, что их нет.
Существует несколько способов решения систем уравнений с двумя переменными. И сейчас мы познакомимся с одним из них.
Возьмём следующую систему
Вам уже известно, как строить график линейного уравнения с двумя переменными. Давайте построим график каждого уравнения нашей системы.
Из каждого уравнения системы выразим переменную у через переменную х.
Так как графиком каждого из уравнений будет прямая, то для его построения нам достаточно указать две точки.
Отметим эти точки на координатной плоскости и проведём через них линии. Обратите внимание, что построенные графики пересекаются в точке:
Координаты этой точки удовлетворяют обоим уравнениям, то есть являются решением системы уравнений. В этом можете убедиться самостоятельно, подставив эти значения в уравнения системы.
Таким образом, система имеет единственное решение:
Такой способ решения системы называется графическим.
Возникает вопрос: всегда ли система уравнений с двумя переменными имеет решения и если имеет, то сколько?
На примере мы с вами увидели, что если прямые (то есть графики уравнений) пересекаются, то система имеет единственное решение. А вот если прямые параллельны, то система не имеет решений. Если же прямые совпадают, то система имеет бесконечно много решений.
Рассмотрим пример, в котором надо выяснить, сколько решений имеет система.
Но сначала вспомним, что:
Пример.
Пример.
Пример.
Итоги урока
IV. Закрепление изученного материала
Решение упражнений из учебника №1056, 1060 (а,г), 1062 (а,в, д) .
V. Рефлексия
VI.Итог урока
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели одни из способов решения систем линейных уравнений с двумя переменными. Но следует отметить, что графический способ позволяет чаще всего находить решения лишь приближённо.
VII.Домашнее задание:
читать п. 42,
решить задания №1057, 1060 (б,в), 1062 (б,г,е).