Урок математики в 1 классе на тему «Решение текстовых задач с опорой на схему»

2
0
Материал опубликован 18 March 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №165 имени 65-летия «ГАЗ»

Проект учебного занятия

(Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова)

Предмет: Математика

1 класс

Тема: Решение текстовых задач с опорой на схему

Выполнила:

учитель начальных классов

Белова И. И.

Нижний Новгород

Визитная карточка урока

Учитель: Белова Ирина Ивановна

Предмет: Математика

Класс: 1 А

Тема: Решение текстовых задач с опорой на схему

Тип урока: Решение конкретных практических задач.

Учебная задача: учиться подбирать схемы к текстам задач.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно-ориентировочный

Создание ситуации успеха

Постановка учебной задачи

Ребята, на прошлом уроке мы писали небольшую самостоятельную работу. Напомню. Необходимо было к тексту задачи подобрать подходящую схему. Давайте напомним текст задачи.

У Миши 6 шариков, у Лены на 4 шарика больше, чем у Миши, а у Володи на 3 шарика меньше, чем у Миши. Сколько шариков у детей вместе?

Были предложены разные схемы и были выбраны почти все схемы. Все выбранные схемы, я разместила на доске.

Как вы думаете, почему?

Тогда, какое задание можно сформулировать с этими фрагментами?

У нас 6 схем.

Как вы считаете, как лучше, нам организовать работу?

Сколько времени вам понадобится для выполнения этого задания?

Приступаем к групповой работе, анализируем свою схему, подходит

Закрепление «ситуации успеха» (работа в группах, поиск проблемных мест)

Представление результатов работы

1 схема.

Нашли ошибку?

Ваше отношение к ответу?

2 схема

3 схема

(Если всё-таки нашли ошибку)

Ваше отношение к ответу?

4 схема

Ваше отношение к ответу?

5 схема

Ваше отношение к ответу?

6 схема

Ваше отношение к ответу?

В какой схеме не допущено ошибок?

Молодцы, вы нашли все ошибки, которые допустили при подборе схем к тексту задачи.

Почему в этой работе мы допустили ошибки, как вы думаете?

(или

Как вы думаете, может вы были невнимательны, мало тренировались?)

Если мы с вами в заданиях на подбор схем делаем ошибки, то, как вы думаете, какую учебную задачу поставим на сегодняшний урок?

(чему будем учиться)?

Тренироваться делать что?

Ученик читает задачу

Это задание было выполнено с ошибками, правильными были несколько схем.

Оказалось, что к одной задаче были выбраны разные схемы

Для того, чтобы проверить эти схемы и найти ошибки.

Объяснить, почему эти схемы не подходят, найти ошибки, понять в чём они заключаются.

Поработать в группах.

Дать каждой группе 1 схему.

3-4 минуты

Мы решили, что данная схема не подходит,

В условии задачи сказано, что у Володи на 3 шара меньше, чем у Миши, а на схеме показано, что на 3 меньше, чем у Лены.

Мы решили, что данная схема не подходит,

В условии задачи сказано, что у Лены на 4 шара больше, чем у Миши, а на схеме показано, что на 4 меньше, чем у Володи.

В этой схеме нет ошибок.

Мы решили, что данная схема не подходит,

В условии задачи сказано, что у Лены на 4 шара больше, чем у Миши, а на схеме показано, что на 4 меньше.

Схема не подходит, т. к. на схеме нет знака «?», (вопроса)

В тексте задачи говорится о Володе, а на схеме это не показано. (Ничего не сказано про Володю.)

Схема № 3

Были невнимательны, мало тренировались, не понимаем, как чертить схему, надо уметь выделить в задаче условие и требование.

Тренироваться.

Подбирать схемы к текстам задач.

Операционно-исполнительная часть

Откуда мы можем взять задания для тренировки?

Начнём с интерактивных заданий.

Работа с интерактивной доской.

Я предлагаю вам познакомиться с текстом 1 задачи.

Прочитаем задачу все вместе.

Задача № 1

В цирке 6 мартышек, а тигров на 3 больше. Сколько в цирке тигров?

На столе у вас есть листочки, найдите цифру 1, и карандашом поставьте «галочку» около схемы, которую вы считаете правильной.

Кто выбрал схему № 1?

Обратная связь с помощью карточек «+»,

« - »

(если есть ошибочные ответы, то нажимаем для проверки неправильную схему)

Почему эта схема не подходит? Докажите.

Кто выбрал схему № 2?

Докажите ваше мнение.

Почему выбрали схему № 2

(Возможно:

1 ученик показывает на схеме.

Что значит на 3 больше?

Условие, зафиксированное на схеме, совпадает с текстом задачи?

Ещё есть требование.

Соответствует ли требование в схеме требованию в тексте задачи?

Читаем задачу № 2

Задача № 2

У Сони 8 заколок, у Тони 6 заколок. На сколько заколок у Сони больше, чем у Тони?

Сколько предложено схем на выбор?

Выберите подходящую к тексту задачи

Кто выбрал схему № 1?

(если есть ошибочные ответы, то нажимаем для проверки неправильную схему)

Почему эта схема не подходит? Докажите.

Кто выбрал схему № 2?

(если есть ошибочные ответы, то нажимаем для проверки неправильную схему)

Почему эта схема не подходит? Докажите.

Кто выбрал схему № 3?

Почему выбрали схему № 3

Задача № 3

В стране. Вообразилии сбылось 3 заветных желания Саши и 7 желаний Афанасия. Сколько всего желаний Саши и Афанасия сбылось в стране Вообразилии?

В стране Вообразилии у Саши сбылось 3 заветных желания, а у дедушки Федора на 3 больше. Сколько желаний сбылось у дедушки Фёдора?

Перед вами 2 задачи и 2 схемы, вы должны подобрать к каждой задаче нужный чертёж.

Проведите стрелочку от схемы к таблице.

Физминутка

Мы с вами сейчас учились подбирать схемы к текстам задач.

А можем ли мы выполнить обратное действие подобрать к схеме задачу?

Как вы считаете?

Это такое же простое задание, как мы выполняли сейчас?

(Как вы думаете, когда мы будем выполнять это задание?)

Послушайте задачи

(на интерактивной доске появляется схема и содержание задачи)

  1. На первой полке стояло Р книг, на второй на С книг больше.

Сколько книг стояло на второй полке?

  1. На первой полке стояло Р книг, положили ещё С книг.

Сколько книг стало на первой полке?

  1. На первой полке стояло Р книг, на второй на С книг больше.

Сколько книг стояло на двух полках?

Вам дана схема, выберите задачу, подходящую для данной схемы.

Попробуйте самостоятельно выполнить это задание.

Проверка.

Кто выбрал задачу № 1?

Почему?

Кто выбрал задачу № 2?

Почему?

Кто выбрал задачу № 3?

Почему?

Из каких частей состоят наши задачи?

Начинаем соотносить условие в тексте задачи и с тем, что как это условие зафиксировано на схеме.

Прочитайте условие задачи.

Смотрим на схему (1 ученик у доски)

На схеме величина Р показана?

На верхней полке на С больше.

Что значит на С больше?

Вывод: условие со схемой совпадает.

Ещё есть требование.

Соответствует ли требование в схеме требованию в тексте задачи?

Значит, нам этот текст ….

Читаем вторую задачу.

Начинаем соотносить условие в тексте задачи и с тем, что как это условие зафиксировано на схеме.

Прочитайте условие задачи.

Смотрим на схему (1 ученик у доски)

Что заметили?

Уже расхождение в условии, будем ли смотреть требование?

Послушайте третью задачу:

1 ученик у доски.

Начинаем соотносить условие в тексте задачи и с тем, что как это условие зафиксировано на схеме.

Прочитайте условие задачи.

Смотрим на схему (1 ученик у доски)

На схеме величина Р показана?

На верхней полке на С больше.

Что значит на С больше?

Вывод: условие со схемой совпадает.

Ещё есть требование.

Соответствует ли требование в схеме требованию в тексте задачи?

Какой вывод можно сделать?

Подходит 3 схема.

Те, кто выполнял самостоятельно, у вас точно такой же результат получился?

Обратная связь с помощью карточек «+»,

« - »

Из учебника, из интернета, можем придумать сами.

Диск «математика» - примерная программа- решение задач - использование схем и чертежей в решении задач.

Задачи: «Мартышки и тигры», «Модница», «Страна Вообразилия»

Обратная связь с помощью карточек «+»,

« - »

На схеме, первый отрезок показывает, сколько в цирке мартышек.

Второй отрезок показывает, что тигров на 3 больше.

Это столько же, да ещё 3

Да

Читаем вместе.

3

Условие и требование текста задачи соответствует, тому, как это условие показано на схеме?

Читает «сильный» ученик

Читает учитель

Читает ученик

Читает ученик

Задачи состоят из условия и требования.

Да

Это столько же и ещё С

нет

не подходит.

В условии говорится только о нижней полке

нет

Да

Да

Итог

Какую учебную задачу ставили перед собой?

Эту задачу выполнили?

А до конца мы её выполнили?

Как образом, нам её решить?

Оценим себя на листочках.

По каким критериям?

Можете ли оценить работу в группе?

Кого бы вы похвалили за работу на уроке?

Тренироваться в подборе схем к тексту задачи.

Нет

Продолжить на следующем уроке.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.