Урок математики в 1 классе на тему «Решение текстовых задач с опорой на схему»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №165 имени 65-летия «ГАЗ»
Проект учебного занятия
(Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова)
Предмет: Математика
1 класс
Тема: Решение текстовых задач с опорой на схему
Выполнила:
учитель начальных классов
Белова И. И.
Нижний Новгород
Визитная карточка урока
Учитель: Белова Ирина Ивановна
Предмет: Математика
Класс: 1 А
Тема: Решение текстовых задач с опорой на схему
Тип урока: Решение конкретных практических задач.
Учебная задача: учиться подбирать схемы к текстам задач.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивационно-ориентировочный Создание ситуации успеха Постановка учебной задачи |
Ребята, на прошлом уроке мы писали небольшую самостоятельную работу. Напомню. Необходимо было к тексту задачи подобрать подходящую схему. Давайте напомним текст задачи. У Миши 6 шариков, у Лены на 4 шарика больше, чем у Миши, а у Володи на 3 шарика меньше, чем у Миши. Сколько шариков у детей вместе? Были предложены разные схемы и были выбраны почти все схемы. Все выбранные схемы, я разместила на доске. Как вы думаете, почему? Тогда, какое задание можно сформулировать с этими фрагментами? У нас 6 схем. Как вы считаете, как лучше, нам организовать работу? Сколько времени вам понадобится для выполнения этого задания? Приступаем к групповой работе, анализируем свою схему, подходит Закрепление «ситуации успеха» (работа в группах, поиск проблемных мест) Представление результатов работы 1 схема. Нашли ошибку? Ваше отношение к ответу? 2 схема 3 схема (Если всё-таки нашли ошибку) Ваше отношение к ответу? 4 схема Ваше отношение к ответу? 5 схема Ваше отношение к ответу? 6 схема Ваше отношение к ответу? В какой схеме не допущено ошибок? Молодцы, вы нашли все ошибки, которые допустили при подборе схем к тексту задачи. Почему в этой работе мы допустили ошибки, как вы думаете? (или Как вы думаете, может вы были невнимательны, мало тренировались?) Если мы с вами в заданиях на подбор схем делаем ошибки, то, как вы думаете, какую учебную задачу поставим на сегодняшний урок? (чему будем учиться)? Тренироваться делать что? |
Ученик читает задачу Это задание было выполнено с ошибками, правильными были несколько схем. Оказалось, что к одной задаче были выбраны разные схемы Для того, чтобы проверить эти схемы и найти ошибки. Объяснить, почему эти схемы не подходят, найти ошибки, понять в чём они заключаются. Поработать в группах. Дать каждой группе 1 схему. 3-4 минуты Мы решили, что данная схема не подходит, В условии задачи сказано, что у Володи на 3 шара меньше, чем у Миши, а на схеме показано, что на 3 меньше, чем у Лены. Мы решили, что данная схема не подходит, В условии задачи сказано, что у Лены на 4 шара больше, чем у Миши, а на схеме показано, что на 4 меньше, чем у Володи. В этой схеме нет ошибок. Мы решили, что данная схема не подходит, В условии задачи сказано, что у Лены на 4 шара больше, чем у Миши, а на схеме показано, что на 4 меньше. Схема не подходит, т. к. на схеме нет знака «?», (вопроса) В тексте задачи говорится о Володе, а на схеме это не показано. (Ничего не сказано про Володю.) Схема № 3 Были невнимательны, мало тренировались, не понимаем, как чертить схему, надо уметь выделить в задаче условие и требование. Тренироваться. Подбирать схемы к текстам задач. |
Операционно-исполнительная часть |
Откуда мы можем взять задания для тренировки? Начнём с интерактивных заданий. Работа с интерактивной доской. Я предлагаю вам познакомиться с текстом 1 задачи. Прочитаем задачу все вместе. Задача № 1 В цирке 6 мартышек, а тигров на 3 больше. Сколько в цирке тигров? На столе у вас есть листочки, найдите цифру 1, и карандашом поставьте «галочку» около схемы, которую вы считаете правильной. Кто выбрал схему № 1? Обратная связь с помощью карточек «+», « - » (если есть ошибочные ответы, то нажимаем для проверки неправильную схему) Почему эта схема не подходит? Докажите. Кто выбрал схему № 2? Докажите ваше мнение. Почему выбрали схему № 2 (Возможно: 1 ученик показывает на схеме. Что значит на 3 больше? Условие, зафиксированное на схеме, совпадает с текстом задачи? Ещё есть требование. Соответствует ли требование в схеме требованию в тексте задачи? Читаем задачу № 2 Задача № 2 У Сони 8 заколок, у Тони 6 заколок. На сколько заколок у Сони больше, чем у Тони? Сколько предложено схем на выбор? Выберите подходящую к тексту задачи Кто выбрал схему № 1? (если есть ошибочные ответы, то нажимаем для проверки неправильную схему) Почему эта схема не подходит? Докажите. Кто выбрал схему № 2? (если есть ошибочные ответы, то нажимаем для проверки неправильную схему) Почему эта схема не подходит? Докажите. Кто выбрал схему № 3? Почему выбрали схему № 3 Задача № 3 В стране. Вообразилии сбылось 3 заветных желания Саши и 7 желаний Афанасия. Сколько всего желаний Саши и Афанасия сбылось в стране Вообразилии? В стране Вообразилии у Саши сбылось 3 заветных желания, а у дедушки Федора на 3 больше. Сколько желаний сбылось у дедушки Фёдора? Перед вами 2 задачи и 2 схемы, вы должны подобрать к каждой задаче нужный чертёж. Проведите стрелочку от схемы к таблице. Физминутка Мы с вами сейчас учились подбирать схемы к текстам задач. А можем ли мы выполнить обратное действие подобрать к схеме задачу? Как вы считаете? Это такое же простое задание, как мы выполняли сейчас? (Как вы думаете, когда мы будем выполнять это задание?) Послушайте задачи (на интерактивной доске появляется схема и содержание задачи)
Сколько книг стояло на второй полке?
Сколько книг стало на первой полке?
Сколько книг стояло на двух полках? Вам дана схема, выберите задачу, подходящую для данной схемы. Попробуйте самостоятельно выполнить это задание. Проверка. Кто выбрал задачу № 1? Почему? Кто выбрал задачу № 2? Почему? Кто выбрал задачу № 3? Почему? Из каких частей состоят наши задачи? Начинаем соотносить условие в тексте задачи и с тем, что как это условие зафиксировано на схеме. Прочитайте условие задачи. Смотрим на схему (1 ученик у доски) На схеме величина Р показана? На верхней полке на С больше. Что значит на С больше? Вывод: условие со схемой совпадает. Ещё есть требование. Соответствует ли требование в схеме требованию в тексте задачи? Значит, нам этот текст …. Читаем вторую задачу. Начинаем соотносить условие в тексте задачи и с тем, что как это условие зафиксировано на схеме. Прочитайте условие задачи. Смотрим на схему (1 ученик у доски) Что заметили? Уже расхождение в условии, будем ли смотреть требование? Послушайте третью задачу: 1 ученик у доски. Начинаем соотносить условие в тексте задачи и с тем, что как это условие зафиксировано на схеме. Прочитайте условие задачи. Смотрим на схему (1 ученик у доски) На схеме величина Р показана? На верхней полке на С больше. Что значит на С больше? Вывод: условие со схемой совпадает. Ещё есть требование. Соответствует ли требование в схеме требованию в тексте задачи? Какой вывод можно сделать? Подходит 3 схема. Те, кто выполнял самостоятельно, у вас точно такой же результат получился? Обратная связь с помощью карточек «+», « - » |
Из учебника, из интернета, можем придумать сами. Диск «математика» - примерная программа- решение задач - использование схем и чертежей в решении задач. Задачи: «Мартышки и тигры», «Модница», «Страна Вообразилия» Обратная связь с помощью карточек «+», « - » На схеме, первый отрезок показывает, сколько в цирке мартышек. Второй отрезок показывает, что тигров на 3 больше. Это столько же, да ещё 3 Да Читаем вместе. 3 Условие и требование текста задачи соответствует, тому, как это условие показано на схеме? Читает «сильный» ученик Читает учитель Читает ученик Читает ученик Задачи состоят из условия и требования. Да Это столько же и ещё С нет не подходит. В условии говорится только о нижней полке нет Да Да |
Итог |
Какую учебную задачу ставили перед собой? Эту задачу выполнили? А до конца мы её выполнили? Как образом, нам её решить? Оценим себя на листочках. По каким критериям? Можете ли оценить работу в группе? Кого бы вы похвалили за работу на уроке? |
Тренироваться в подборе схем к тексту задачи. Нет Продолжить на следующем уроке. |