12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Микушина Галина Яковлевна42
Россия, Алтайский край, с. Павловск

Учитель начальных классов

Микушина Галина Яковлевна,

МБОУ «Павловская СОШ»

села Павловск, Павловского района,

Алтайского края


Из опыта работы

Тема: «Совершенствование познавательных универсальных учебных действий через использование моделирования в образовательном процессе

начальной школы»

Конкретизация темы: «Решение тематических задач синтезом с использованием знаковых информационных моделей, в частности буквенных моделей и формул»

Гипотеза:

t1594636539aa.gif


Мозг человека устроен так, что любую поступающую информацию он моделирует и раскладывает «по полочкам», поэтому процесс моделирования присущ самой природе человеческого мышления.

Моделирование, как метод познания окружающего мира – это процесс создания модели какого-либо понятия или явления на основе выделения основных свойств объекта и связей между ними, используя мыслительные операции: анализ, синтез и производные от них – такие операции, как сравнение, выделение главного, конкретизация, абстрагирование и классификация, обобщение, систематизация, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, аргументация и доказательство.

При моделировании работа проходит с использованием эвристического, частично-поискового и проблемного методов в группах и парах.

Также в процессе обучения с использованием моделирования в разной степени реализуются личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы. Формируются метапредметные компетентности, которые, согласно ФГОС, должны освоить обучающиеся.

Метапредметные компетентности включают освоение универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

t1594636539ab.gif

Метод моделирования способствует, в первую очередь, развитию умения анализировать информацию, определять главное, абстрагировать, выделяя существенные свойства понятия при одновременном отвлечении от несущественных признаков. Далее метод моделирования способствует развитию умения устанавливать логические связи между свойствами понятия, определять, что первично, а что вторично.

Работа над составлением моделей способствует развитию умения выполнять синтез, сочетая различные свойства, признаки одного понятия , путём их обобщения, устанавливая между ними смысловые связи, сочетающие новое с уже известным. Данный вид деятельности вносит творческий элемент в работу ученика через накопление матариала, его осмысление и систематизацию.

Создавая модели в группе, «дети спорят, размышляют, делают открытия, удивляются и сомневаются, с интересом постигают жизненные истины в совместном творчестве в доброжелательной атмосфере класса».

В процессе данной деятельности функционирует непроизвольная словесно-логическая память, которая способствует более продуктивному запоминанию, сохранению и дальнейшему воспроизведению мыслей, понятий, объектов. Готовая модель, в свою очередь, активизирует зрительную память и повышает прочность усвоения материала.

Все перечисленные мыслительные операции способствуют совершенствование познавательных универсальных учебных действий, так как познавательные УУД  включают в себя: общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблем, а они основаны на вышеперечисленных мыслительных операциях.

В образовательном процессе начальной школы приемлемо использовать следующие виды информационных моделей по их функции:

описательные (на уроках литературного чтения, окружающего мира, ИЗО и технологии);

конструктивные (на уроках русского языка);

эвристические (на уроках математики).

t1594636539ac.gif

Создавая и используя конструктивные и эвристические модели во время образовательного процесса, у учащихся формируются и развиваются предметные универсальные учебные действия.  

Создавая и используя описательные модели, совершенствуются предметные и формируются регулятивные УУД.

А в процессе общения при поиске решения проблемы, при создании той или иной модели в группе или в паре, формируются и совершенствуются коммуникативные УУД.

В течение всей педагогической деятельности я использовала моделирование на всех уроках и этапах образовательного процесса, что облегчало и делало более продуктивным и высокоэффективным процесс овладения учащимися предметными УУД, и как следствие способствовало приобретению и развитию метапредметных компетентностей. Овладение ими способствует приобретению обучающимися готовности и способности к саморазвитию, формирует мотивацию к обучению и познанию.

Конкретизация темы: «Решение тематических задач синтезом с использованием знаковых информационных моделей, в частности буквенных моделей и формул»

«Моделирование в математике при решении текстовых задач с использованием знаковых эвристических моделей»

Анализ – метод исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь.

Данный метод используется при решении составной задачи, когда она разделяется на простые задачи и решение оформляется действиями. Движение мысли происходит от «условия к вопросу». Решение задачи анализом обуславливает постоянное возвращение к условию задачи после выполненного очередного действия и снова дальнейший анализ задачи и так пока не будет найден ответ на главный вопрос, который на протяжении решения задачи ученику необходимо удерживать в голове. Данное действие в начальной школе детям удаётся с трудом, поэтому часто они забывают выполнить второе или третье действие и оформляют ответ, что, естественно, приводит к ошибке.

Синтез – метод исследования явлений в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных добытых анализом.

Данный метод используется при решении составной задачи, когда движение мысли происходит от «вопроса к условию» и решение оформляется выражением предварительно с использованием знаковых или схематических моделей. Решение задачи синтезом не требует у учащихся постоянного удержания в голове главного вопроса задачи, так как ответ на главный вопрос задачи уже зафиксирован в буквенной модели. И ребёнку остаётся решить простые задачи по отдельности в составе сложной, записывая решение в скобках, что не требует постоянного анализа задачи. В итоге вычисление происходит арифметическим путём.

Решение задач я практикую не анализом – от условия к вопросу, а синтезом – от вопроса к условию, что обуславливает запись буквенной модели или формулы, которые отражают ответ на главный вопрос задачи, и его фиксирование.

Данный метод дает возможность не возвращаться постоянно к анализу задачи после каждого действия и позволяет не держать в голове главный вопрос, ответ на который является решением задачи. Это облегчает учащимся сам процесс решения.

Итак, моделирование в образовательном процессе начальной школы способствует формированию и совершенствование познавательных универсальных учебных действий и как результат формирование и развитие метапредметных компетентностей, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

А моделирование при решении составных тематических задач синтезом в образовательном процессе начальной школы является эффективным способом решения задач и способствует развитию у учащихся умения выделять главное, абстрагировать, конкретизировать, строить логическую цепь рассуждений, то есть также совершенствует познавательные универсальные учебные действия.

Приложение № 1.

Ключевые слова в задах, которые обуславливают выбор того или иного действия в процессе решения задач и служат у учащихся для аргументации и доказательства выбора способа решения.


Действие

Ключевые слова в условии

в вопросе

сложение

+

t1594636539ad.gifна больше

? всего

прилетели, пришли, добавили и т.д.

? было

и ещё

? стало

вычитание

-

t1594636539ad.gifна меньше

на ? больше, меньше

убежали, отдали, съели и т.д.

? ушло, истратили и т.д.

из них

? осталось

умножение

*

t1594636539ad.gifв раз больше

? всего

t1594636539ad.gift1594636539ad.gifв по в каждом, каждой и т.д.

? во всех

деление

:

t1594636539ad.gifв раз меньше

? в одном, одной и т.д.

разложили, раздали и т.д. поровну

? в каждом, каждой и т.д.


во ? раз меньше, больше


t1594636539ad.gif? ящиков, коробок и т.д. по






Приложение № 2

Виды составных задач, предложенные для решения синтезом в приложении № 3.


Вид текстовой составной задачи

Номер в приложении № 3

На нахождение суммы

I

На нахождение остатка

II

На нахождение неизвестного вычитаемого

III

На нахождение неизвестного уменьшаемого

IV

На нахождение третьего слагаемого

V

На разностное сравнение

VI

На увеличение, уменьшение числа на несколько единиц

VII

На кратное сравнение

VIII

На нахождение суммы двух произведений

IX

На деление суммы на число

X

На цену, количество, стоимость

XI

На нахождение периметра

XII

На нахождение стороны по периметру

XIII

На скорость, время, расстояние

XIV

На нахождение произведения

XV

На приведение к единице

XVI





Приложение № 3

Примеры решения составных задач синтезом с использованием буквенных моделей и формул.

1 класс

Вид

Задача, решаемая синтезом

Буквенная модель решения


VII

Продолжительность жизни бегемота 18 лет, жирафа на 8 лет меньше, а тигр живет на 5 лет дольше жирафа. Сколько лет живёт тигр?

Ж + 5 = Т

(18 – 8) + 5 = 15 (л.)

10



II

В подземном городке у одной семьи песцов родилось 7 щенят и у другой – 8. Через несколько дней у 5 малышей открылись глазки. У скольких малышей ещё не открылись глазки?

Б – От = Ос

(7 + 8) – 5 = 10 (щ.)

15


V

Всего в мире 19 видов гусей, пеликанов и фламинго. Из них гусей 8 видов, фламинго 4 вида. Сколько существует видов пеликанов?

В – Г – Ф = П В – (Г + Ф) = П

19 – 8 – 4 = 7 (п.) 19 – (8 + 4) = 7

11 12


I

У клеста 3 птенца, у снегиря на 2 больше, а у сороки столько, сколько у снегиря и клеста вместе. Сколько птенцов у сороки?

Сн + К = Со

3 + (3 + 2) = 8 (п.)

5



IV

Однажды в одном стаде паслись жирафы, страусы и антилопы. После того, как убежали 3 антилопы и 2 страуса, осталось пастись 7 жирафов. Сколько было птиц и животных в одном стаде?

У + О = Б

(3 + 2) + 7 = 12 (птиц и животных)

5

О + У = Б

7 + (3 + 2) = 12 (п. и ж.)

2 класс

Вид

Задача, решаемая синтезом

Буквенная модель решения


VI

Длина кенгуровой крысы вместе с хвостом 45 см., из них длина тела 30 см. На сколько больше длина тела кенгуровой крысы, чем её хвоста?

Т – Х = разница

30 – (45 – 30) = 15 (см.)

15


III

У крокодила было 2 кладки по 10 яиц в каждой. Из нескольких яиц вылупились крокодильчики. В кладках осталось 8 яиц. Сколько крокодильчиков вылупились?

Б – О = В

(10 * 2) – 8 = 12 (к.)

12


XV

У кальмара 7 щупальцев, а у осьминога на 3 щупальца больше. Сколько всего щупальцев у 5 осьминогов?

Щ1 * 5 = Щвсего

(7 + 3) * 5 = 50 (щ.)

10


I

У балалайки 3 струны, у лиры на 4 струны больше, а у виолончели на 3 струны меньше, чем у лиры. Сколько всего струн понадобится для этих трёх инструментов?

Б + Л + В = В

3 + (3 + 4) + (3 + 4 – 3) = 14 (с.)

10 7 4


XIII

Длина картины Сурикова «Степан Разин» 6 м. Чему равна ширина картины, если её периметр 18 м.?

Р : 2 – Д = Ш

18 : 2 – 6 = 3 (м.)

9


VII

Высота ели 42 м., а дуба на 12 м. меньше. Какова высота осины, если она на 5 м. выше дуба?

Д + 5 = О

(42 – 12) + 5 = 35 (м.)

30



3 класс

Вид

Задача, решаемая синтезом

Буквенная модель решения



VI

Щегол весит 20 гр., чиж – на 5 гр. меньше щегла, а птица дубонос весит столько, сколько 2 щегла и 2 чижа вместе. На сколько граммов легче щегол, чем дубонос?

Д – Щ = разница

(Щ * 2 + Ч * 2) – Щ = разница

(20 * 2 + (20 – 5) * 2) – 20 = 50 (гр.)

40 70 15 30



I

У змеи анаконды 30 детёнышей, у тигрового питона в 2 раза больше, а у гадюки на 18 детёныше меньше, чем у анаконды. Сколько всего детёнышей рождается у этих трёх змей?

А + П + Г = всего

30 + (30 * 2) + (30 – 18) = 102 (д.)

90 60 12


XII

Первая печатная «Азбука» первопечатника Ивана Фёдорова была длиной 16 см., а шириной на 6 см. короче. Найди периметр первой «Азбуки».

Д * 2 + Ш * 2 = Р

16 * 2 + (16 – 6) * 2 = 52 (см.)

32 10 20


IX

У ежихи родилось 2 ежонка по 12 граммов и 3 ежонка по 15 граммов. Сколько граммов всего весят все ежата?

I + II = В

(12 * 2) + (15 * 3) = 69 (гр.)

24 45

VIII

Длительность цветения одного цветка шафрана составляет 12 дней, а жимолости на 9 дней меньше. Во сколько раз дольше жимолости цветёт шафран?

Ж : Ш = раз

12 : (12 – 9) = 4 (раз)

3


XVI

У 4 гремучих змей на хвостах 32 погремка. У скольких змей 48 погремков?

В : П1 = К

48 : (32 : 4) = 6 (з.)

8

4 класс

Вид

Задача, решаемая синтезом

Буквенная модель решения



XIV

Два велосипедиста выехали с туристической базы в противоположных направлениях. Через 7 часов расстояние между ними было 210 км. Один ехал со скоростью 16 км/ч. Какова скорость второго велосипедиста?

So : t – v1 = v2

210 : 7 – 16 = 14 (км/ч)

30




XIV

Из двух населённых пунктов расстояние между которыми 50 км выехали одновременно две машины в одном направлении. Скорость первой машины 80 км/ч, скорость второй машины 60 км/ч. Догонит ли вторая машина первую? Какое конечное расстояние будет между ними через 3 часа?

(v1 v2) * t + Sпн = Sк

(80 – 60) * 3 + 50 = 110 (км.)

20



XIV

Из двух городов, расстояние между которыми 320 км, навстречу друг другу выехали две машины. Скорость первой – 90 км/ч, скорость второй на 20 км/ меньше. Через сколько часов машины встретятся?

So : (v1 + v2) = t

320 : (90 + (90 – 20)) = 2 (ч.)

160 70


XI

За билеты в краеведческий музей заплатили 300 р.. Трое взрослых заплатили по 60 р., и за 4 детей ещё по несколько рублей. Сколько стоит 1 детский билет в музей?

СтД : КД = ЦД

(Ст – СтВ) : КД= ЦД

(300 – (60 * 3)) : 4 = 30 (р.)

120 180



Используемая литература.


«ФГОС Начальное общее образование» / Москва. 2009.

Моро М.И., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А. «Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы» / Москва, «Просвещение». 2014.

Узорова О.В. «3000 задач и примеров по математике. 2 класс» / Москва, «Аквариум». 1999.

Узорова О.В. «3000 задач и примеров по математике. 2 класс» / Москва, «АСТ Премьера». 2000.

Жалмагамбетова Б.Ш. «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе» / Павлодар. 2012.

Ожегов С.И. «Словарь русского языка» / Москва, «Русский язык». 1989.

8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.