Выступление «Развитие мотивации младших школьников к решению математических задач»
МКОУ СШ с УИОП № 2 им. А. Жаркова г. Яранска Развитие учебной мотивации младших школьников к решению математических задач Автор работы - Смоленцева Галина Леонидовна, учитель начальных классов 2017
ЗАДАЧИ – ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ Мотивация может быть связана: с содержанием задачи; с ориентацией на предстоящую самостоятельную деятельность; с овладением знаниями, способами действий.
ВИДЫ ПОБУЖДЕНИЙ УЧАЩИХСЯ, СВЯЗАННЫХ С СОДЕРЖАНИЕМ ЗАДАЧИ необычная фабула задачи; нестандартность вопроса; получение нового математического факта, новых общепознавательных сведений.
НЕОБЫЧНАЯ ФАБУЛА ЗАДАЧИ на основе литературного материала Какой высоты был Конёк-горбунок, если он «ростом только 3 вершка»? Сколько девушек посоветовал пропустить Садко Микола Можайский, чтобы выбрать девицу-красавицу? Которой по счёту оказалась девица Чернавушка? Так перво триста девиц пропусти, И друго триста девиц пропусти, И третье триста девиц пропусти, Позади идёт девица-красавица, Красавица девица Чернавушка, Бери ту чернаву за себя замуж. Былина «Садко»
НЕОБЫЧНАЯ ФАБУЛА ЗАДАЧИ на основе исторического материала 1.В конце 1718 года Пётр Первый ввёл ассамблеи. Сколько времени они продолжались, если начинались в 4 ч утра и заканчивались в 10 ч вечера? 2.Купцы платили за бороду 100 рублей в год, а дворянская борода обходилась в 60 рублей. На сколько она была дешевле купеческой? На сколько купеческая борода дороже дворянской?
НЕОБЫЧНАЯ ФАБУЛА ЗАДАЧИ с практической направленностью Илье для тренировок нужно купить кеды. В магазине распродажа: кеды, цена которых составляет 900 рублей, можно купить со скидкой, равной 230 рублям, а кеды, цена которых составляет 750 рублей, - со скидкой, равной 85 рублям. На сколько один из вариантов выгоднее?
НЕСТАНДАРТНОСТЬ ВОПРОСА Хватит ли? Успеет ли? Поровну ли? Кто быстрее? Что можно в задаче найти? Маша едет на поезде к бабушке. До отправления поезда осталось 2 ч 40 мин. Маше необходимо выйти из дома за 1 час до отправления поезда. У неё есть ещё несколько дел. Маша составила список и распределила время. Ей нужно: • погулять с собакой – 20 мин • принять душ – 15 мин • пообедать – 30 мин • помыть за собой посуду – 7 мин • одеться – 15 мин Успеет ли Маша сделать всё так, как задумала?
1.Тополь поглощает за месяц 9 кг углекислого газа. Во дворе растут 4 тополя. Сколько ещё тополей надо посадить во дворе, чтобы они все вместе поглощали 91 кг углекислого газа? Задача, составленная учениками. В нашем классе 24 ученика. Мальчиков 14. Сегодня не пришли в школу Костя, Ульяна и Даша. Сколько сегодня девочек на уроках? ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКТА, НОВЫХ ОБЩЕПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ
ЗАДАЧИ – ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ Мотивация может быть связана: с содержанием задачи; с ориентацией на предстоящую самостоятельную деятельность; с овладением знаниями, способами действий.
С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ПРЕДСТОЯЩУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ • подготовка к самостоятельной работе; проверка усвоения знаний.
• осуществление поиска различных способов решения задачи; • выбор наиболее рационального способа; • составление задач, аналогичных данной с новыми данными и обратных задач; решение задач с недостающими данными; • переход от сюжетного языка описания условия задачи на арифметический. ПРИЁМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОВЛАДЕНИЕМ ЗНАНИЯМИ, СПОСОБАМИ ДЕЙСТВИЙ
Язык физики: Расстояние = Скорость х Время Язык арифметики: Целое = одна из равных частей х число частей Язык экономики: Стоимость = Цена х Количество ПЕРЕХОД ОТ СЮЖЕТНОГО ЯЗЫКА ЗАДАЧИ НА АРИФМЕТИЧЕСКИЙ
скорость (v), время (t), расстояние(s); цена (а), количества товара (n), стоимость (C); производительность (v), время (t), работа (А); скорость наполнения (v), время (t), объём (V); длина (а), ширина (в), площадь (S); периметр (Р) и стороны; расход ткани на одно изделие (p), количество изделий (n), расход ткани на все изделия (P); количество мест в ряду (t), количество рядов (n), количество мест в театре (T). ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ, ЦЕЛОГО И КОЛИЧЕСТВА ЧАСТЕЙ
переход от условия задачи, представленного на сюжетном языке, к тому же условию на языке графическо-знаковой модели; переход от графическо-знаковой модели к модели просто знаковой (формуле или уравнению); переход от знаковой модели к числовой - числовому выражению. ЧАСТИ ПРОЦЕССА САМОАНАЛИЗА УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ
а ? в ? m МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧИ ? к n 1 гр. составляет задачу на движение а - ? 2 гр. «отправляется» за покупками в - ? 3 гр. в ателье к - ? 4 гр. на уборку урожая n - ? 5 гр. в лес m - ?
Задачи с недостающими данными 1.Длина садовой дорожки равна 120 м. Сколько метров проползла черепаха за одну минуту? 2.Длина садовой дорожки равна 120 м. Сколько метров пробегала собака за одну секунду? 3.Длина садовой дорожки равна 120 м. Какова ширина дорожки? 4.Длина садовой дорожки равна 120 м. Во сколько раз дорожка длиннее моста? Недостающие данные задач 1.Черепаха проползла этот путь за 40 минут. 2.Собака пробежала этот путь за 40 секунд. 3.Её ширина в 40 раз меньше. 4.Длина моста 40 метров. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С НЕДОСТАЮЩИМИ ДАННЫМИ
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С НЕДОСТАЮЩИМИ ДАННЫМИ 3 м/мин, 31 м/с, 3м, 3 раза Длина ветки равна 90 см… Ответ: скорость муравья 30 см/мин
Алина Яковлевна Корогод
Смоленцева Галина Леонидовна
Покутняя Роза Михайловна
Смоленцева Галина Леонидовна