12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Виктория Александровна2259
Стаж работы учителем информатики 7 лет. В апреле 2019 года получила первую квалификационную категорию.
Россия, Оренбургская обл., Сакмарский район, с. Григорьевка
Материал размещён в группе «Открытые уроки»

Класс: 6

Дата: 23 декабря 2015 года

Предмет: Информатика и ИКТ

Тема урока: «Знаковые информационные модели. Словесные описания. Практическая работа №9 «Создаем словесные модели».

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – представления о знаковых словесных информационных моделях;
  • метапредметные – владение знаково-символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Сформировать представления учащихся о знаковых информационных моделях.

Развивающие:

  • Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления на уроках информатики;
  • Развитие самостоятельности и творчества при выполнении практической работы – создание словесной модели на компьютере;

Воспитательная:

  • Формирование информационной культуры на уроках информатики.

Оборудование и материалы для урока:

  • компьютеры;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • презентация к уроку;
  • раздаточный материал.

Ход урока:

1) Организационный этап. (1 мин.)

- Здравствуйте дети. Садитесь. Все готовы к уроку?

- Кто дежурный? Скажите, кого нет сегодня на уроке?

2) Этап проверки домашнего задания: (4 мин.). На прошлом уроке мы с вами рассматривали тему "Информационные модели". Сейчас мы с вами повторим ее, я проверю, как вы усвоили материал.

  • 3 человека отвечают на тесты по теме (приложение 1);
  • 3 человека отвечают на вопросы по карточкам (приложение 2);
  • фронтальный опрос остального класса:

1. Что такое информационные модели? (Набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах)

2. Какие существуют виды информационных моделей? (Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.)).

Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста на естественном языке или программы на языке программирования, формулы (например, площади прямоугольника S = аb) и т. д.

Примерами смешанных информационных моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и символьный язык.

3. Приведите примеры информационных моделей (иллюстрации в учебниках, учебные плакаты по различным предметам в ботанике, биологии и др., географические карты, схемы).

- Хорошо, сейчас ученики, которые выполняли работу самостоятельно, сдают мне тесты и карточки. Спасибо.

3) Формулирование темы и целей через повторение. (3 мин.)

Тренировка памяти:

Мысленно представь себе какой-либо объект.

Расскажи о нем.

Кратко запиши свою мысль.

Как можно назвать твое сообщение об объекте?

Какие знаки помогли записать информацию?

Мы не просто записали информацию об объекте с помощью букв, а составили ее знаковую информационную модель. Значит, тема урока и будет связана со:

- Назовите цели урока:

 

 

- устно описывают объект, кратко формулируют определение, записывают, делают вывод, что информация записана с помощью знаков - букв.

 

 

 

 

«Знаковыми информационными моделями»

 

- узнать: о видах знаковых моделей;

- понять: какими особенностями они обладают;

- научиться: создавать информационные модели через словесные описания.

- Итак, тема нашего урока: «Знаковые информационные модели. Словесные описания».

- Открыли тетради, записали число и тему урока.

4) Объяснение нового материала (13 мин.)

Как правило, мы описываем все, что нас окружает, на естественном языке (русском, английском, немецком и др. — всего на нашей планете более двух тысяч языков).

При помощи языка мы общаемся, передавая друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. В общении наиболее распространены такие информационные модели, как словесные описания.

Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы.

Важно обратить внимание ребят на то, что словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет следующие разновидности: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Разговорная лексика используется в бытовом общении (дома, на работе с друзьями, в неофициальной обстановке).

Книжная лексика необходима в том случае, когда говорят о чем-то важном, значительном. Такая лексика находит применение в выступлениях ораторов, в поэтической речи, где оправдан торжественный тон.

Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и четкость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов.

Официально-деловой стиль служит для передачи информации в сфере управления. Официально-деловой стиль используется в заявлениях, приказах и законах. Для него важны четкость и неэмоциональность изложения.

Публицистический стиль используется в тех случаях, когда необходимо не просто передать информацию, но и определенным образом воздействовать на мысли или чувства людей, заинтересовать их или в чем-либо убедить.

Художественный стиль – это стиль художественных произведений. Его основное назначение – воздействовать на читателя или слушателя с помощью образных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и др.)

После этого следует сделать вывод о том, что работа со словесными информационными моделями (историческими, биологическими, географическими, художественными и иными текстами-описаниями) требует вдумчивого отношения к прочитанному и анализа.

Рассмотрим пример словесной модели.

Пример. Словесная модель кислотного дождя:

Дожди становятся кислотными при вымывании из воздуха серных и азотных соединений. Это явление имеет несколько последствий, губительных для природы:

1.Закисление почвы;

2.Ухудшение условий существования лесов;

3.Повышение кислотности рек и озер.

Обратим внимание на некоторые особенности естественного языка:

  • использование слов в прямом и переносном значениях (прямое значение слова переносят на другой предмет);
  • синонимия — наличие близких по значению, но разных по звучанию слов;
  • омонимия — наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различное значение и т. д.

С одной стороны, перечисленные особенности делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. С другой стороны, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек — компьютер»).

5) Физкультминутка (2 минуты)

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

«Наклоны головы» Вперед – назад Вправо – влево Повторите упражнение 5 – 6 раз

Упражнения для глаз

«Вращение глазами»

Не двигая головой, начинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 10 раз туда и обратно.

«Пальчик»

Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз.

«Во все стороны»

Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх – вниз, вправо – влево. По 10 – 15 раз.

«Кто там?»

Зажмурьтесь посильнее Широко откройте глаза Повторите несколько раз

«Моргание»

6) Закрепление знаний (3 мин.): работа в печатной тетради. РТ: с. 105 № 118.

Проверь себя:

7) Практическая работа №9 «Создаем словесные модели» (задания 1, 2, 4, 5)» (15 мин.).

Молодцы! Переходим к практической работе. До конца урока вам нужно выполнить 4 задания (пр. работа (зад 1,2,4,5)). Баллы за каждое выполненное задание вы вносите в карточку самооценки (самооценка). Результатом вашей работы на уроке будет оценка, которую вы себе поставите. Давайте начнем.