12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Купцова Екатерина Валерьевна22
Россия, Архангельская обл., Шенкурск
2

Разработка урока по теме: «Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач»

Тема работы: ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ НА ГРАФАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ.

ФИО учителя: Купцова Екатерина Валерьевна, учитель информатики и ИКТ МБОУ «Шенкурская СШ» г. Шенкурск Архангельской области

Учебная дисциплина: Информатика и ИКТ.

Класс: 6.

Продолжительность занятия: 45 минут.

ТЕМА УРОКА: «ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ НА ГРАФАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ»

Базовый учебник: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 213 с.: ил.

Место в общей структуре курса: Информационные модели. (Второй урок в теме «Многообразие схем», рассмотрены понятия: схема, карта, чертёж)


 

Тема

Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач

Цель

формирование представления учащихся о графах, применение графов при решении задач

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

- изучение и использование новых понятий (граф, вершина графа, дуга, ребро, петля, дерево и др.);

- чтение текста задач с пониманием содержащейся информации;

Личностные: актуализация сведений из личного жизненного опыта учащихся; применение обучающимися знаний, полученных на уроке в новых жизненных ситуациях; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование, коррекция

Познавательные: построение умозаключения; освоение ознакомительного, поискового чтения; структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; оценивание правильности выполнения учебной задачи; анализ.

Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; способность задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; участие в совместной (групповой или парной) работе; способность организовать групповую работу.

Основные понятия

Модель, информационная модель, схема, вершина, дуга, ребро, петля, граф (ориентированный, неориентированный, взвешенный), сеть, семантическая сеть, иерархия, дерево, корень, предок, потомок, листья.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы, оборудование

История, география, математика, биология, литература

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа,

парная работа

Учебник,

интерактивная доска,

мультимедиапроектор,

компьютеры.

Презентация (в приложении ИД Smart Board)

Карточки для работы в группах

Карточки для работы в парах

Конспект урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Слайд приложения

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствие учащихся.

Составление плана урока и формы работы на уроке.

Слушают педагога.

Один из учащихся у ИД составляет план урока и выбирает форму работы на уроке.

Остальные учащиеся либо соглашаются, либо предлагают внести изменения в план урока и поменять форму работы на уроке.

1) в начале урока

2) после составления плана урока

Актуализация знаний. Целеполагание.

Проверка д/з.(в. 2 устно: На каждом этаже в вашей школе должен быть план эвакуации при пожаре. Найдите и изучите его. Какие объекты представлены на этой схеме?)

Предлагает ответить на три вопроса:

Что задано?

Что изображено?

Зачем нужен план эвакуации?

Предлагает вспомнить многообразие схем.

Выдаёт карточки (как на слайде) и предлагает определить ЧТО изображено, найти сходства и различия.

Вопрос: что изображено?

Главное слово в теме урока составить из предложенных букв.

Предлагает учащимся сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить во время урока.

Рассказывают о своих наблюдениях.

Отвечают на вопросы.

Приводят примеры схем (географическая карта, схема метро, схема мест в театре, схема квартиры, чертёж детали и др.)

Делятся на три группы, обсуждают сходства и различия.

Ответ: схемы, но другого вида.

Высказывают предположения. А затем тему урока записывают в тетрадь.

Формулируют вопросы:

- Что такое граф?

- Из чего состоит граф?

- Какие бывают графы?

- Для чего используются?

3)

4)

5)

Открытие новых знаний

Предлагает учащимся самостоятельно определить элементы графа (соотнести названия с элементами рисунка).

Для групп предлагает задание на соответствие (слайд 7)

При фронтальной работе рассматриваем примеры всех видов графов (неориентированный, ориентированный, взвешенный)

На этом же этапе рассматриваем понятия цепь, цикл, сеть.

При работе с 10 слайдом: Каким весом характеризуются вершины графа? Рёбра графа?

Чем семантическая сеть отличается от всех остальных графов?

Можно ли по этому графу рассказать сказку?

Для групп: приведите примеры иерархической структуры.

Понятие дерева рассмотреть по учебнику (стр. 94)

Назовите корень, потомков и листья на представленной схеме

Предлагает с помощью графа решить задачу из раздела математики (комбинаторика)

Работая на ИД, один из учащихся определяет из чего состоит граф. Остальные – соглашаются, или высказывают свои предположения.

Учащиеся соотносят названия и изображения.

Приводят примеры цепи, циклов.

Высказывают свои предположения (год основания городов и расстояние между ними)

Отвечают на вопрос (каждая дуга подписана глаголами).

Один из обучающихся рассказывает сказку.

Работают в группах.

Учащиеся, работая в группе, находят понятие «дерево» и его отличительные особенности.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Работают у доски по одному представителю от каждой группы.

6)

7)

8)

9)

10)

11)

12)

13)

14)

15) (человечки справа с эффектом множественного клонирования)

16) (результат решения)

Первичное закрепление материала

Предлагает выполнить практическую работу на ПК на выбор

(задание 2, задание 3, задание 6)

Выполняют индивидуально.

17)

Контроль и взаимопроверка

Контроль осуществляют учителя географии (задание 3) и учитель биологии (задание 6)

Задание 2 проверяют учащиеся, выполнявшие другие задания.

 

Обобщение и систематизация знаний

Вопрос учащимся: А где в информатике вы встречали «дерево»?

Предлагает по слайду назвать корень, предков, потомков, листья.

Вопрос: для чего используются графы?

Ответ: в проводнике, при работе с файловой структурой.

Отвечают по слайду.

Ответы: для решения задач в разных школьных предметах; для наглядного представления информации.

18)

Домашнее задание

Озвучивает д/з, комментирует.

Записывают д/з в дневники

19)

Рефлексия

Предлагает в парах составить сиквейн по данной теме

В парах составляют сиквейн в тетрадях.

Затем несколько пар озвучивают своё пятистишие.

20)


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.