Решение задач по математике в 1 классе
Пронина Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №44»
города Курска
Тема: Решение задач
Предмет: математика
Класс: 1А
Планируемые результаты:
личностные: формировать осознанную языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентность; обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной формах;
регулятивные: умение давать оценку своим действиям, оценивать результат, умение работать над понятием на основе информации из различных источников;
коммуникативные: уметь сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, представлять процесс работы и свой результат, выслушивать мнения других;
предметные: усвоение названий, последовательности и состава чисел в пределах 10; совершенствовать знания учащихся о составляющих элементах задачи (условие, вопрос, решение, ответ).
Тип урока: обобщения и систематизации изученного материала.
Вид ресурса (оборудование): раздаточные листы для групп с заданиями, телеграмма, демонстрационная книга сказок.
Содержание урока
I. Мотивация к деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Итак, урок математики. Любите ли вы читать сказки?
-Я предлагаю вам сегодня прогуляться в Сказочную страну.
II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Стук в дверь. «Вам телеграмма».
- Эта телеграмма из Сказочной страны. Чтобы это значило? Посмотрим.
-Ничего не понимаю! Какие-то отдельные листы. Ребята, помогите разобраться. Поработаем в группах. Ребята повернитесь.
Каждая группа получает 2 листа с заданием: расшифровать слово. После расшифровки слова в беспорядке вывешиваются на доску.
4 2 1 5 6 3
Дерево Злюка Беда! Знаний Помогите! Похитила
-Ну и что получилось? Ничего не понятно.
Дети предлагают по-разному расположить слова, пока не придут к варианту: «расположить в порядке убывания»
6 5 4 3 2 1
Беда! Злюка похитила Дерево Знаний! Помогите!
-Какой порядок помог прочесть нам телеграмму?
-Ну что, ребята, поможем?
-Отправляемся в интересное и увлекательное путешествие.
Учитель открывает книгу.
III. Работа по теме урока.
На странице изображена сказочная печка.
-Что это?
-Из какой сказки эта печка?
-Печка укажет нам путь к Злюке, но сначала выполним её задание. Прочитайте жужжащим чтением.
«Маша съела 5 пирожков, а братец Иванушка на 2 пирожка меньше. Сколько пирожков съел братец Иванушка?»
-Что вы прочитали? Докажите.
-Какие 2 числа известны в задаче?
Маша —5 п.
Иванушка —? п., на 2 м.
-Назовите вопрос задачи.
-Можем ли мы узнать ответ на вопрос задачи?
-Какое из данных выражений является решением задачи?
5 + 2 5—2 2 + 5
-Объясни свой выбор.
После объяснения лишние выражения убираются.
-Откройте тетради. Отступите 1 клетку вниз. Поставьте №1. Запишите решение.
-Назовите ответ задачи. Отступите 1 клетку вниз. Пишем: «Ответ: 3 пирожка.»
Пока дети пишут, учитель убирает лишние слова из задачи и краткой записи, а вставляет: «съел 3 пирожка.»
-Прочитайте условие новой задачи.
«Маша съела 5 пирожков, а братец Иванушка съел 3 пирожка.»
-Решим эту задачу.
-Поставьте вопрос к условию этой задачи.
Учитель вывешивает вопрос.
-Как обозначить вопрос задачи в краткой записи?
Дополняется краткая запись.
-Отступите 1 клетку вниз. Запишите решение этой задачи самостоятельно.
Учитель ходит по рядам и, при необходимости оказывает помощь.
-… прочитай решение задачи.
5 + 3 = 8 (п.)
-Так сколько же пирожков съели дети?
-Отступите 1 клетку вниз. Пишем: «Ответ: 8 пирожков.»
-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием Печки. Теперь она нам обязательно укажет путь к Злюке.
IV. Гимнастика для глаз.
Учитель переворачивает страницу. Изображён дремучий лес.
-Внимание! Мы в дремучем лесу. Вокруг может быть опасность. Замерли. Нам нельзя шевелиться. Нужно быть внимательными. Давайте осмотримся.
Посмотрите вдаль.
Посмотрите влево—вправо, вверх—вниз.
Круговые движения.
-А может нам кажется, что страшно? Давайте зажмуримся.
Учитель переворачивает страницу.
-Откройте глаза. Опасность миновала. У страха глаза велики.
V. Закрепление.
- Вот и близка наша цель. Мы добрались до жилища Злюки. Но я думаю, не так просто будет попасть к ней. Посмотрите, каждая дверь закрыта на замок. И у нас нет ключа. Может, нам помогут эти карточки? Что здесь нужно сделать?
7—1 6 + 4 8—3
7—2 6 + 3 6 + 2
7—3 6 + 2 7 + 4
… … …
Дети предлагают различные варианты и останавливаются на установлении закономерности.
-Какая карточка «лишняя»? Почему?
Учитель переворачивает карточку.
?
-А вот и наш ключ. Ой, здесь вновь знак вопроса. Мы опять не можем отомкнуть замки. Что же здесь нужно сделать? Нарисуйте в тетради нужную фигуру. Посоветуйтесь со своим соседом по парте.
Учитель ходит по рядам и при необходимости оказывает помощь.
-Какую фигуру вы выбрали. Почему?
Учитель открывает нужную дверь. На двери прикреплён конверт «подсказка».
-Что это за конверт? Давайте на всякий случай возьмём его с собой.
Учитель переворачивает страницу.
VI. Физминутка.
-Мы попали на заколдованное болото. Нужно пройти его правильно, чтобы не разбудить Злюку. Ступайте за мной след в след.
Дети встали.
-Идём по камням (ногами топ-топ).
-Идём по траве (ладонями друг о друга ш-ш).
-Идём по воде (руками по коленям шлёп-шлёп).
Темп увеличивается, порядок меняется.
-Молодцы, ребята. Садитесь тихо, чтобы не разбудить Злюку.
VII. Решение комбинаторной задачи.
Учитель переворачивает страницу книги. На странице 3 дерева разной высоты.
-Где же Дерево Знаний? Как узнать? Посмотрим, что в конверте.
«Дерево Зависти выше Дерева Злобы, но ниже Дерева Знаний.»
-Как же найти нам Дерево Знаний? Посоветуйтесь друг с другом. Только дружба нам поможет!
Дети рассуждают.
-Где Дерево Знаний? Как вы рассуждали?
Учитель снимает Дерево Знаний и прикрепляет к доске над книгой.
VIII. Рефлексия.
-Молодцы! Вы вернули Дерево знаний в сказочную страну. За это жители Сказочной страны решили подарить вам плоды Дерева Знаний.
Каждый ребёнок получает на память сказочный плод.
Книга закрывается.
-Вам понравилось наше путешествие?
- Если вам понравилось, было интересно, у вас хорошее настроение, то нарисуйте в тетради такое лицо.
- Если вас что-то не устраивает, вы не совсем довольны собой, то нарисуйте это лицо.
-Если вам не понравилось, вы не довольны—то это лицо.
- Спасибо, ребята. Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами Сказочной стране. И настроение у меня после путешествия вот такое.
-Итак, урок окончен. До свидания.