12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шестакова Лариса Валерьевна54
2

Решение задач на движение



Тема: Решение задач

Цели: закреплять умения решать задачи на встречное дви­жение, составлять и решать обратные задачи;- совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на встречное движение; читать схематические чертежи к задачам; выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями; устанавливать аналогии; работать в парах; выполнять за­дания творческого и поискового характера.

Ход урока

Организационный момент

II.Устный счет. Самоопределение к деятельности

-А начнем мы, ребята, с небольшой задачки.
От села и до села
Детвора в поход пошла.
Шли, не торопились,
Мненьями делились.
И за три часа пути
Весь маршрут смогли пройти.
Девять километров
Ребятня прошла.
Какова же скорость
У ребят была?

(9:3=3 км/ч)

-Кто уже может назвать ответ? (Ответ 3км/ч)
-А что мы искали в этой задаче? (Скорость)
-Каким образом мы её нашли? (Расстояние поделили на время)

От скамейки до дорожки
На одной все скачут ножке.
За секунду два прыжка,
А всего их двадцать.
Сколько времени скакать,
Можешь догадаться?

(20:2=10 с)

-Итак, какой ответ в этой задаче? (10 секунд)
-Хорошо. Что мы сейчас искали? (Время)

-Правильно. И как мы его нашли? (Количество прыжков поделили на скорость)
-Молодцы. Ребята, а про какую величину мы еще не успели сказать? (Про расстояние)
-Отлично. А кто скажет, что это за величины такие: скорость, время и расстояние? Что мы ими определяем? (Этими величинами мы определяем движение)
-Так. И тема нашего сегодняшнего урока: решение задач на встречное движение. мы будем учиться на уроке.
-Какую цель поставим? 
(Научиться решать задачи на встречное движение)

II. Актуализация знаний

1. Работа по учебнику

- Решите цепочку примеров на полях (с. 15).

(Работа в парах. Игра «Кто быстрее». Учащиеся по очереди решают примеры. Выигрывает пара, которая быстрее всех даст правильный ответ.)

t1611310998aa.pngt1611310998ab.png

Ответ: 395.

1 (с. 18).

t1611310998ac.png

t1611310998ad.png

Ответы: 5 табуретов, 4 стула, 9 ребят.

2 (с. 18).

t1611310998ae.png

t1611310998af.png

Ответ: поставить по одному солдату по углам крепости и по одному — у стен крепости.

2. Блицтурнир

(Учитель читает задачи, учащиеся записывают выражения для их решения.)

Кристофер Робин и Винни-Пух вышли навстречу друг дру­гу из своих домиков. Кристофер Робин шел со скоростью а м/мин, а Винни-Пух — со скоростью b м/мин. Они встре­тились через 5 мин. Какое расстояние между их домиками? (а•5 + b•5.)

Шарик побежал навстречу дяде Федору со скоростью d км/ч, когда между ними было с км, а дядя Федор шел к нему навстречу со скоростью к км/ч. Через какое время они встретятся? (с: (к + ф.)

Старик Хоттабыч столкнулся в воздухе с Бабой-ягой через 2 ч после вылета. Расстояние между их сказочными царства­ми п км. С какой скоростью летела Баба-яга, если старик Хоттабыч сближался с ней со скоростью к км/ч? (п:2-к.)

III. Самоопределение к деятельности

- Составьте задачу по рисунку.









Что показывает флажок на чертеже?

Как показано время движения?

Что обозначают надписи над стрелками?

Какой объект должен преодолеть большее расстояние?

Составьте к данной задаче обратную и решите ее.

Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении задач на встречное движение, научиться составлять и чи­тать чертежи к таким задачам.)

Работа по теме урока

Работа по учебнику

61 (с. 16).

t1611310998ag.png

Прочитайте задачу 1. Рассмотрите чертеж.

Что известно в задаче? (Скорость и время движения лыжников.)

Что сказано о времени движения лыжников? (3 ч.)

Почему в задаче указано одно время движения?

Что нужно найти в первом действии? (Общую скорость, или скорость сближения.)

Что такое скорость сближения? (На сколько километров лыжники сближаются за 1ч.)

Сможем ли мы после этого узнать расстояние?

Запишите решение задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски. Проверка.)

t1611310998ah.png

Дополнительное задание: решить задачу другим способом.

Решение

Первый способ: (12 + 14) • 3 = 78 (км).

Второй способ: 12 • 3 + 14 • 3 = 78 (км).

Ответ: расстояние между поселками 78 км.

Прочитайте задачу 2.

t1611310998ai.png

Что в ней известно? (Скорость каждого лыжника и расстояние.)

Что нужно найти? (Время.)

Что нужно найти в первом действии? (Общую скорость, или скорость сближения.)

Как узнать, через какое время лыжники встретятся?

Запишите решение задачи.

(Один ученик работает у доски. Проверка.)

t1611310998aj.png

Решение: 78 : (12 + 14) = 3 (ч).

Ответ: лыжники встретились через 3 ч.

Дополнительное задание: составить аналогичную задачу и ре­шить ее.

Прочитайте задачу 3.

t1611310998ak.png

Что в ней известно? (Расстояние, время и скорость одного лыжника.)

Что вы можете сказать о времени движения? (Оно общее для обоих лыжников.)

Что мы можем найти, зная это? (Общую скорость, или ско­рость сближения.)

Как, зная общую скорость, или скорость сближения, узнать скорость второго лыжника? (Из общей скорости вычесть скорость первого лыжника.)

Запишите решение задачи. (Один ученик работает у доски.)

t1611310998al.png

Решение: 78 : 3 - 12 = 14 (км/ч).

Ответ: скорость второго лыжника 14 км/ч. (Самооценка.)

t1611310998am.png

V. Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет. (Наклоны —руки за голову, ноги на ширине плеч.)

Раз наклон, Два наклон,

Зашумел листвою клен. (Покружиться руки вверх.)

Лист сорвался и летит,

Тихо в воздухе кружит.

Он все ниже, ниже, ниже,

Все к земле он ближе, ближе.

Только дунет ветерок —

Лист поднимется с дорог.

Будет дуть осенний ветер,

Будет лист кружить на свете.

Е. Гайтерова

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

63 (с. 16).(Устное выполнение.)

t1611310998an.png

t1611310998ao.png

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 16). Взаимопроверка.)

t1611310998ap.png

t1611310998aq.png

Ответы: 294 000, 28 162.

Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать сборник само­стоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 18 (с. 50, 51).)


VIII. Подведение итогов урока

- Какие умения мы закрепляли сегодня на уроке?

Какое задание вам понравилось выполнять?

- Какое задание вызвало затруднения?

Домашнее задание

Учебник: № 62, 64 (с. 16).

t1611310998ar.png

t1611310998as.png

t1611310998at.png

t1611310998au.pngt1611310998av.png

t1611310998aw.png

t1611310998ax.pngt1611310998ay.png



Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.