Технологическая карта урока математики «Решение задач на движение в противоположных направлениях» (4 класс)

8
1
Материал опубликован 27 September 2017 в группе
Ф. И. О. педагога: Панюкова О.В.

Предмет: математика
Класс: 4

Тема урока: «Решение задач на движение в противоположных направлениях».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Образовательные цели: создать условия для решения текстовых задач на движения в противоположных направлениях,  используя понятие «скорость удаления».

Развивающие цели: развивать наблюдательность и умение рассуждать, логическое мышление, внимание и интерес к предмету, умение сравнивать.

Воспитательные цели: воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки; интерес к точным наукам.
Задачи урока:

1.Формировать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях; вычислительные навыки; навыки работы в паре; закреплять полученные знания, умения и навыки при делении и умножении многозначных чисел.

2.Развивать логическое мышление.

Планируемые результаты:

Предметные:

понимать термин «скорость удаления»;

научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение в противоположных направлениях;

научиться выбирать более рациональный способ решения задач.

Метапредметные:

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

Личностные:

Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

Умение анализировать свои действия и управлять ими.

Методы обучения

Проблемный.

Частично-поисковый.

Объяснительно-иллюстративный.

Формы реализации методов: анализ, сравнение, наблюдение, синтез, самостоятельная работа, перенос полученных знаний в нестандартную ситуацию.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, маршрутный лист.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

(2 мин.)

Создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

- Сядьте поудобнее. Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова:

Мы спокойны и добры;
Приветливы и ласковы. (слайд 1)

Приветствует детей. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У   КРАЯ

Спина? – ПРЯМАЯ.

- Ребята, сегодня у нас будет не простой урок: сначала мы с вами определим ключевые слова урока, выполнив задания, а затем будете работать на уроке в паре

и индивидуально. Вспомним правила работы в паре.

У вас у каждого на столе есть маршрутный лист. В маршрутных листах вы будете отмечать собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

На маршрутном листе напишите свою фамилию и фамилию соседа в паре.

Определим первое ключевое слово нашего урока.

Внимание на слайд!

(СЛАЙД 2)

Отгадайте загадку:

Первое – предлог,

Второе – летний дом.

А целое порой

Решается с трудом.

- Что это? Обсуждаем в паре.

(Задача)

- Значит, чем мы будем заниматься на уроке? (Решать задачи)

Итак, первое ключевое слово нашего урока «задача». (слайд 3)

Учитель прикрепляет ключевое слово на доске.

В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

Происходит проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.

Включаются в деловой ритм урока.

Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу.

Самооценка и взаимооценка

 

Приветствие учителя и обучающихся.

Готовность принять урок, его задачи.

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (4 мин.)

Включение учащихся в учебную деятельность.

Повторение известных знаний.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.

Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания.

Подводящий диалог.

Учитель в быстром темпе задает вопросы обучающимся.

- Какие задачи вы решали на предыдущих уроках?

(задачи на движение)

Итак, второе ключевое слово нашего урока «движение». (слайд 3)

Учитель прикрепляет слово на доске.

- Какие величины используются в задачах на движение?

-Если вы правильно назовете все формулы, то прочтете пословицу, которая вам хорошо известна.

Как найти расстояние, зная скорость и время?

S=V· t (Родина-мать)

Как найти скорость, зная расстояние и время?

V=S:t (умей за нее )

Как найти время, зная расстояние и скорость?

t=S:V (постоять)

-Как вы понимаете данную пословицу?

Какое значение будут иметь в практической деятельности знания и умения, которые мы вспомнили?
(слайд 4)

В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

Дети в быстром темпе отвечают на вопросы.

Скорость, расстояние, время.

Самооценка и взаимооценка.

Самооценка и взаимооценка

Установление причинно-следственных связей.

Анализ и классификация объектов с целью выделения признаков.

Формулирование связного монологического ответа на вопрос учителя.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Готовность принять урок, его задачи.

Развитие интереса к различным видам деятельности

III. Выявление места и причины

затруднений

(постановка

учебной задачи) (3 мин.)

Сформулировать тему и цель урока.

Организую подводящий диалог.

Работа по карточкам индивидуально (читают дети и сообщают интересные сведения о животных)

«Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?»

«Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?

«Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?»

«Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?»

«Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?» (слайды 5-9)

- О ком мы решали задачи?

- Как называют животных? Почему?

- Запишите формулы которыми мы воспользовались.

-Прочитайте внимательно задачу. Мы можем её решить ? (слайд 10)

Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут 2 пешехода через 3 ч?

_Почему? Что нового мы увидели в задаче?

- Какая цель нашего урока? Что мы должны узнать? Запишите тему урока.

Итак, какие ключевые слова нашего урока мы добавим?

(противоположные направления).- слайд 11

Сформулируем тему урока и цель урока.

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (слайд 12,13)

В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

Дети формулируют тему урока и цель урока.

(Мы будем решать задачи на движение в противоположных направлениях).

Ответы учащихся.

(закрепление знаний между величинами S, t и v, тренироваться решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях).

Постановка учебной задачи на основе соотнесения, того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно.

Самооценка и взаимооценка

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

 

IV Построение

проекта выхода из затруднения

(10 мин.)

Формирование системы знаний по теме.

Приобщить учащихся к открытию новых знаний с помощью разных форм работы.

Работа по учебнику (стр. 129).№1

Практическая работа.

- Покажите фишками направление транспорта на картинках.

Учитель предлагает решить задачу №2: с. 129

- Как по-другому можно решить эту задачу?

- Что находим первым действием? (Скорость удаления)

- А что такое скорость удаления?

Как её находят?

- Решаем самостоятельно.

Проверяем! (слайд 14,15)

- Какой способ решения на данный момент более рациональный?

В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

Записывают в тетради дату и тему урока.

Решают самостоятельно.

Самоконтроль.

Целеполагание, прогнозирование.

Выбор наиболее эффектвных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

 

Готовность закончить работу, добиться результата, адекватно себя оценить.

Физкультпауза

(1 мин.)

Снять усталость, укрепить восприятие.

Физминутка (слайд 16)

- Мы с вами хорошо поработали, а сейчас давайте отдохнём.

- Я предлагаю такую игру. Вы должны определить по маршрутным листам, где в классе спрятана карточка с примерами для индивидуальной работы.

- Найдя карточки, составьте из них высказывание древнегреческого философа, математика Пифагора Самооского. (слайд 17)

Далее, если вы выполните задание по карточкам верно, вы прочтете те слова - качества, которые должны быть у каждого человека

1 карточка: Работа в паре

560 : 7 - 320 : 8 - 16 * 10 -

280 : 4 - 320 : 80 - 720 : 10 -

40

70

80

4

72

160

в

о

с

е

ть

с

2 карточка: Работа в паре

720 : 9 - 320 : 8 - 16 * 1000

250 : 5 - 560 : 70 - 7200 : 100

40

50

80

8

16000

72

л

о

д

г

   

3 карточка: Работа по компьютеру (слайд 18)

810 : 9 - 240 : 8 - 56 * 100 -

300 : 5 - 240 : 80 - 45000 : 10 -

4500

90

5600

60

3

30

е

ми

ди

ло

р

се

- Как вы понимаете эти слова. Для чего нужны человеку эти качества.(слайд 19)

Работа с маршрутными листами.

Дети выполняют упражнения.

«Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит»

Двое работают в паре, один за компьютером

Саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

     

V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(7 мин.)

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Формирование системы знаний по теме.

Работа по учебнику.

Работа над задачей № 3 с. 131

Ведет разбор задачи.

-Читаем задачу самостоятельно.

-Что известно в задаче?

-Что необходимо найти?

-Какие главные слова в условии задачи?

-Запишем условие задачи в виде чертежа.

-Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

-Предлагаю записать решение этой задачи самостоятельно в паре. После решения провести взаимопроверку задачи по эталону. (слайд 20)

В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

Выполняют запись условия (в паре) и решение задачи (самостоятельно).

Выполняют взаимопроверку задачи.

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Контроль, оценка.

Извлечение необходимой информации из текста задачи. Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(7 мин.)

Формирование системы знаний по теме.

Определение границ собственного знания или «незнания».

Работа над задачей №241 с. 76 в рабочей тетради.

-Я предлагаю вам самостоятельно решить задачу и проверить её решение у соседа, выполнив правильную запись в тетради.

Проверяем по эталону! (Слайд 21)

В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

Выполняют задание самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку.

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Контроль, оценка.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на уроке.

 

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VII Включение в

систему знаний и повторение (7 мин.)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Сочетание контроля руководителя, самоконтроля и взаимоконтроля

Самостоятельная работа. (слайд 22)

Решить задачу рациональным способом.

С одной церкви одновременно в противоположных направлениях вышли два путника. Они спешили на праздник Рождества Христова. Средняя скорость одного путника 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешехода через 5 ч?

С. 134, №13

Организует и контролирует выполнение самостоятельной работы.

Проверка по эталону.

В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

Работа в парах. Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия.

Выполняют самопроверку по эталону.

Выявляют причины ошибок и их исправление.

Организация обучающимися своей самостоятельной учебной деятельности.

 

Управление поведением партнера – контроль, коррекция.

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VIII Рефлексия учебной деятельности
на уроке

(3 мин.)

Анализ и оценка успешности достижения цели.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых на основе результатов маршрутного листа.

Ребята! Вы хорошо поработали. Давайте подведём итоги.

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Вам удалось её достичь?

-С решением каких задач мы с вами познакомились?

- Какое понятие полезно использовать в задачах на движение в противоположных направлениях? (Скорость удаления)

- Как найти скорость удаления?

(Сложением скоростей)

- На уроке вы заполняли карточку успеха в маршрутном листе.

-Что говорят вам ваши маршрутные листы?

Оцените наш урок:

Я все понял на уроке и могу объяснить товарищу. (показывают зеленый цвет))

Я усвоил тему, но объяснить не могу.

(показываю желтый цвет светофора))

Эта тема для меня трудная.

(показывают красный цвет светофора)) (слайд 23)

- Я хочу поблагодарить вас за активность на уроке. Отметку «5» получают…, «4»-…Синквейн со словом задача.

Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Сдают маршрутные листы с оценкой успеха.

Математика.
Точная, полезная.
Вычисляет, обучает, развивает.
Царица всех наук.
Учитель.

Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Удовлетворённость достигнутым результатом.

Домашнее задание.

(1 мин.)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

242, с. 76 в тетради

Придумать задачу на противоположное движение.

Слайд 24)

Слушают учителя и записывают домашнее задание.

       

Приложения.

Маршрутный лист

Ф.И.______________________________________

Номер задания

Критерии

Оцени свои знания

«+» или «-»

Оцени знания соседа

«+» или «-»

1

Я правильно определил первое ключевое слово

     

2

Я правильно определил второе ключевое слово

     

3

Я понимаю, что означают величины «скорость, время, расстояние»

     

4

Я умею решать задачи на движение

     

5

Я правильно определил тему урока и цели урока

     

6

Я правильно решил задачу №2

     

7

Я самостоятельно и правильно решил примеры по карточке

     

8

Я правильно решил задачу №3

     

9

Я правильно выполнил задание в тетради.

     

10

Я правильно выбрал рациональный способ решения задачи

     

12.

Я понимаю, что такое скорость удаления.

     

13

Синквейн

     

Дополнительные задачи:

Два лыжника одновременно вышли из пункта А в противоположных направлениях. Первый лыжник шёл со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 3 ч?

Из города в противоположных направлениях выехали две машины. Скорость первой – 80 км/ч, скорость второй – 60 км/ч. Через сколько часов расстояние между машинами будет 280 км?

Из города одновременно в противоположных направлениях выехали две машины. Скорость первой – 80 км/ч. С какой скоростью ехала вторая машина, если через 2 часа расстояние между ними было 340 км?

 

Приложения

Маршрут№2.

- Ваша карточка находится справа от доски.

чем наступающим вечером,


 

Маршрут№3.

- Ваша карточка находится возле компьютера.

ибо жизнь скоротечна и время летит


 

Маршрут№1.

- Ваша карточка находится слева от доски.

Спеши делать добро лучше настоящим утром,


 

Синквейн.

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________


 


 


 

1 карточка: Работа в паре

560 : 7 - 320 : 8 - 16 * 10 -

280 : 4 - 320 : 80 - 720 : 10 -

40

70

80

4

72

160

в

о

с

е

ть

с

2 карточка: Работа в паре

720 : 9 - 320 : 8 - 16 * 1000

250 : 5 - 560 : 70 - 7200 : 100

40

50

80

8

16000

72

л

о

д

г

   

3 карточка: Работа по компьютеру

810 : 9
300 : 5
240 : 8
240 : 80
56 * 100
45000 : 10

________________________________________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

урок замечательный!

27 September 2017

Похожие публикации