Технологическая карта урока математики «Решение задач на движение в противоположных направлениях» (4 класс)
Предмет: математика
Класс: 4
Тема урока: «Решение задач на движение в противоположных направлениях».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Образовательные цели: создать условия для решения текстовых задач на движения в противоположных направлениях, используя понятие «скорость удаления».
Развивающие цели: развивать наблюдательность и умение рассуждать, логическое мышление, внимание и интерес к предмету, умение сравнивать.
Воспитательные цели: воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки; интерес к точным наукам.
Задачи урока:
1.Формировать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях; вычислительные навыки; навыки работы в паре; закреплять полученные знания, умения и навыки при делении и умножении многозначных чисел.
2.Развивать логическое мышление.
Планируемые результаты:
Предметные:
понимать термин «скорость удаления»;
научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение в противоположных направлениях;
научиться выбирать более рациональный способ решения задач.
Метапредметные:
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
Личностные:
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
Умение анализировать свои действия и управлять ими.
Методы обучения
Проблемный.
Частично-поисковый.
Объяснительно-иллюстративный.
Формы реализации методов: анализ, сравнение, наблюдение, синтез, самостоятельная работа, перенос полученных знаний в нестандартную ситуацию.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, маршрутный лист.
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (2 мин.) |
Создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
- Сядьте поудобнее. Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова: Мы спокойны и добры; Приветствует детей. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. Руки? – НА МЕСТЕ Ноги? – НА МЕСТЕ Локти? – У КРАЯ Спина? – ПРЯМАЯ. - Ребята, сегодня у нас будет не простой урок: сначала мы с вами определим ключевые слова урока, выполнив задания, а затем будете работать на уроке в паре и индивидуально. Вспомним правила работы в паре. У вас у каждого на столе есть маршрутный лист. В маршрутных листах вы будете отмечать собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». На маршрутном листе напишите свою фамилию и фамилию соседа в паре. Определим первое ключевое слово нашего урока. Внимание на слайд! (СЛАЙД 2) Отгадайте загадку: Первое – предлог, Второе – летний дом. А целое порой Решается с трудом. - Что это? Обсуждаем в паре. (Задача) - Значит, чем мы будем заниматься на уроке? (Решать задачи) Итак, первое ключевое слово нашего урока «задача». (слайд 3) Учитель прикрепляет ключевое слово на доске. В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». |
Происходит проверка готовности к уроку. Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм урока. Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу. |
Самооценка и взаимооценка |
Приветствие учителя и обучающихся. |
Готовность принять урок, его задачи. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (4 мин.) |
Включение учащихся в учебную деятельность. Повторение известных знаний. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания. |
Подводящий диалог. Учитель в быстром темпе задает вопросы обучающимся. - Какие задачи вы решали на предыдущих уроках? (задачи на движение) Итак, второе ключевое слово нашего урока «движение». (слайд 3) Учитель прикрепляет слово на доске. - Какие величины используются в задачах на движение? -Если вы правильно назовете все формулы, то прочтете пословицу, которая вам хорошо известна. Как найти расстояние, зная скорость и время? S=V· t (Родина-мать) Как найти скорость, зная расстояние и время? V=S:t (умей за нее ) Как найти время, зная расстояние и скорость? t=S:V (постоять) -Как вы понимаете данную пословицу? Какое значение будут иметь в практической деятельности знания и умения, которые мы вспомнили? В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». |
Дети в быстром темпе отвечают на вопросы. Скорость, расстояние, время. |
Самооценка и взаимооценка. Самооценка и взаимооценка |
Установление причинно-следственных связей. Анализ и классификация объектов с целью выделения признаков. |
Формулирование связного монологического ответа на вопрос учителя. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Готовность принять урок, его задачи. Развитие интереса к различным видам деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) (3 мин.) |
Сформулировать тему и цель урока. |
Организую подводящий диалог. Работа по карточкам индивидуально (читают дети и сообщают интересные сведения о животных) «Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?» «Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха? «Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?» «Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?» «Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?» (слайды 5-9) - О ком мы решали задачи? - Как называют животных? Почему? - Запишите формулы которыми мы воспользовались. -Прочитайте внимательно задачу. Мы можем её решить ? (слайд 10) Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут 2 пешехода через 3 ч? _Почему? Что нового мы увидели в задаче? - Какая цель нашего урока? Что мы должны узнать? Запишите тему урока. Итак, какие ключевые слова нашего урока мы добавим? (противоположные направления).- слайд 11 Сформулируем тему урока и цель урока. - Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (слайд 12,13) В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». |
Дети формулируют тему урока и цель урока. (Мы будем решать задачи на движение в противоположных направлениях). Ответы учащихся. (закрепление знаний между величинами S, t и v, тренироваться решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях). |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения, того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно. Самооценка и взаимооценка |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV Построение проекта выхода из затруднения (10 мин.) |
Формирование системы знаний по теме. Приобщить учащихся к открытию новых знаний с помощью разных форм работы. |
Работа по учебнику (стр. 129).№1 Практическая работа. - Покажите фишками направление транспорта на картинках. Учитель предлагает решить задачу №2: с. 129 - Как по-другому можно решить эту задачу? - Что находим первым действием? (Скорость удаления) - А что такое скорость удаления? Как её находят? - Решаем самостоятельно. Проверяем! (слайд 14,15) - Какой способ решения на данный момент более рациональный? В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». |
Записывают в тетради дату и тему урока. Решают самостоятельно. Самоконтроль. |
Целеполагание, прогнозирование. |
Выбор наиболее эффектвных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
Готовность закончить работу, добиться результата, адекватно себя оценить. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультпауза (1 мин.) |
Снять усталость, укрепить восприятие. |
Физминутка (слайд 16) - Мы с вами хорошо поработали, а сейчас давайте отдохнём. - Я предлагаю такую игру. Вы должны определить по маршрутным листам, где в классе спрятана карточка с примерами для индивидуальной работы. - Найдя карточки, составьте из них высказывание древнегреческого философа, математика Пифагора Самооского. (слайд 17) Далее, если вы выполните задание по карточкам верно, вы прочтете те слова - качества, которые должны быть у каждого человека 1 карточка: Работа в паре 560 : 7 - 320 : 8 - 16 * 10 - 280 : 4 - 320 : 80 - 720 : 10 -
2 карточка: Работа в паре 720 : 9 - 320 : 8 - 16 * 1000 250 : 5 - 560 : 70 - 7200 : 100
3 карточка: Работа по компьютеру (слайд 18) 810 : 9 - 240 : 8 - 56 * 100 - 300 : 5 - 240 : 80 - 45000 : 10 -
- Как вы понимаете эти слова. Для чего нужны человеку эти качества.(слайд 19) Работа с маршрутными листами. |
Дети выполняют упражнения. «Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит» Двое работают в паре, один за компьютером |
Саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (7 мин.) |
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Формирование системы знаний по теме. |
Работа по учебнику. Работа над задачей № 3 с. 131 Ведет разбор задачи. -Читаем задачу самостоятельно. -Что известно в задаче? -Что необходимо найти? -Какие главные слова в условии задачи? -Запишем условие задачи в виде чертежа. -Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи? -Предлагаю записать решение этой задачи самостоятельно в паре. После решения провести взаимопроверку задачи по эталону. (слайд 20) В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». |
Выполняют запись условия (в паре) и решение задачи (самостоятельно). Выполняют взаимопроверку задачи. |
Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Контроль, оценка. |
Извлечение необходимой информации из текста задачи. Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин.) |
Формирование системы знаний по теме. Определение границ собственного знания или «незнания». |
Работа над задачей №241 с. 76 в рабочей тетради. -Я предлагаю вам самостоятельно решить задачу и проверить её решение у соседа, выполнив правильную запись в тетради. Проверяем по эталону! (Слайд 21) В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». |
Выполняют задание самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку. |
Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Контроль, оценка. |
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII Включение в систему знаний и повторение (7 мин.) |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Сочетание контроля руководителя, самоконтроля и взаимоконтроля |
Самостоятельная работа. (слайд 22) Решить задачу рациональным способом. С одной церкви одновременно в противоположных направлениях вышли два путника. Они спешили на праздник Рождества Христова. Средняя скорость одного путника 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешехода через 5 ч? С. 134, №13 Организует и контролирует выполнение самостоятельной работы. Проверка по эталону. В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». |
Работа в парах. Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия. Выполняют самопроверку по эталону. Выявляют причины ошибок и их исправление. |
Организация обучающимися своей самостоятельной учебной деятельности. |
Управление поведением партнера – контроль, коррекция. |
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII Рефлексия учебной деятельности (3 мин.) |
Анализ и оценка успешности достижения цели. |
Ребята! Вы хорошо поработали. Давайте подведём итоги. - Какую цель вы поставили в начале урока? - Вам удалось её достичь? -С решением каких задач мы с вами познакомились? - Какое понятие полезно использовать в задачах на движение в противоположных направлениях? (Скорость удаления) - Как найти скорость удаления? (Сложением скоростей) - На уроке вы заполняли карточку успеха в маршрутном листе. -Что говорят вам ваши маршрутные листы? Оцените наш урок: Я все понял на уроке и могу объяснить товарищу. (показывают зеленый цвет)) Я усвоил тему, но объяснить не могу. (показываю желтый цвет светофора)) Эта тема для меня трудная. (показывают красный цвет светофора)) (слайд 23) - Я хочу поблагодарить вас за активность на уроке. Отметку «5» получают…, «4»-…Синквейн со словом задача. |
Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Сдают маршрутные листы с оценкой успеха. Математика. |
Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Контроль и оценка процессов и результатов деятельности. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Удовлетворённость достигнутым результатом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. (1 мин.) |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
№ 242, с. 76 в тетради Придумать задачу на противоположное движение. Слайд 24) |
Слушают учителя и записывают домашнее задание. |
Приложения.
Маршрутный лист
Ф.И.______________________________________
Номер задания |
Критерии |
Оцени свои знания «+» или «-» |
Оцени знания соседа «+» или «-» |
|
1 |
Я правильно определил первое ключевое слово |
|||
2 |
Я правильно определил второе ключевое слово |
|||
3 |
Я понимаю, что означают величины «скорость, время, расстояние» |
|||
4 |
Я умею решать задачи на движение |
|||
5 |
Я правильно определил тему урока и цели урока |
|||
6 |
Я правильно решил задачу №2 |
|||
7 |
Я самостоятельно и правильно решил примеры по карточке |
|||
8 |
Я правильно решил задачу №3 |
|||
9 |
Я правильно выполнил задание в тетради. |
|||
10 |
Я правильно выбрал рациональный способ решения задачи |
|||
12. |
Я понимаю, что такое скорость удаления. |
|||
13 |
Синквейн |
Дополнительные задачи:
Два лыжника одновременно вышли из пункта А в противоположных направлениях. Первый лыжник шёл со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 3 ч?
Из города в противоположных направлениях выехали две машины. Скорость первой – 80 км/ч, скорость второй – 60 км/ч. Через сколько часов расстояние между машинами будет 280 км?
Из города одновременно в противоположных направлениях выехали две машины. Скорость первой – 80 км/ч. С какой скоростью ехала вторая машина, если через 2 часа расстояние между ними было 340 км?
Приложения
Маршрут№2. |
- Ваша карточка находится справа от доски. |
чем наступающим вечером, |
Маршрут№3. |
- Ваша карточка находится возле компьютера. |
ибо жизнь скоротечна и время летит |
Маршрут№1. |
- Ваша карточка находится слева от доски. |
Спеши делать добро лучше настоящим утром, |
Синквейн.
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
1 карточка: Работа в паре
560 : 7 - 320 : 8 - 16 * 10 -
280 : 4 - 320 : 80 - 720 : 10 -
40 |
70 |
80 |
4 |
72 |
160 |
в |
о |
с |
е |
ть |
с |
2 карточка: Работа в паре
720 : 9 - 320 : 8 - 16 * 1000
250 : 5 - 560 : 70 - 7200 : 100
40 |
50 |
80 |
8 |
16000 |
72 |
л |
о |
д |
г |
3 карточка: Работа по компьютеру
810 : 9
300 : 5
240 : 8
240 : 80
56 * 100
45000 : 10
________________________________________________________
Селютина Наталья Алексеевна