Решение задач с профессиональной направленностью

2
0
Материал опубликован 14 February в группе

Кузнецова А.В., преподаватель

ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум»

Решение задач с профессиональной направленностью

В связи с интеграцией дисциплин общеобразовательного и профессионального циклов в системе среднего профессионального образования требуется разработать новые подходы при формировании компетенций у обучающихся.

Основная проблема заключаются в том, что предметное содержание общеобразовательных дисциплин напрямую не связано с формируемыми профессиональными компетенциями многих профессий и специальностей.

Одним из путей решения данной проблемы является выполнение учебных задач с профессиональной направленностью.

Целью моей работы является представление опыта формирования профессиональных компетенций на уроках физики при решении задач. Для выполнения поставленной цели необходимо выбрать в рабочей программе темы, изучение которых целесообразно использовать для формирования профессиональных компетенций. В рамках, выбранных тем, нужно подобрать учебные задачи, содержание которых связано с будущей профессией обучающихся. При анализе решения задач обязательно актуализировать профессионально ориентированную информацию.

Например, при изучении темы «Механические свойства твёрдых тел» в группах, обучающихся по профессии «Мастер общестроительных работ», я предлагаю решить следующую задачу: «Определите наибольшую высоту бетонной колонны, которая может разрушиться под действием собственной силы тяжести, если допустимое давление бетона 5000 кПа». При освоении данной профессии студенты изучают дисциплину «Основы строительного материаловедения». В строительных технологиях применяют материалы с определёнными свойствами. При анализе решения рассматриваем также получение бетона, его свойства и применение. Этот материал твердый и долговечный. Широко используется в строительстве. Неармированный бетон хорошо выдерживает нагрузки сжатия (такой вывод можно сделать после решения задачи), но при деформациях сдвига, кручения и изгиба бетонная конструкция подвержена разрушению. Подобные задания подготавливают студентов к такому виду деятельности, как выполнение бетонных и опалубочных работ и способствуют формированию компетенций (ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве бетонных и опалубочных работ; ПК 1.2. Производить бетонные работы различной сложности; ПК 1.3. Контролировать качество бетонных и железобетонных работ; ПК 1.4. Выполнять ремонт бетонных и железобетонных конструкций).

При изучении темы «Тепловое действие электрического тока» в группах по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» обучающимся предлагается рассчитать эффективную тепловую мощность сварочной дуги в зависимости от выбранной технологии сварки. Студентам выдаются значения сварочного тока, напряжения дуги и коэффициентов полезного действия в зависимости от вида сварки. Это уже более сложное практико-ориентированное задание рекомендуется выполнять, когда студенты знакомятся с технологическим процессом сварки на практике. Подобные задания способствуют освоению междисциплинарных курсов (МДК 01.01 Основы технологии сварки и сварочное оборудование, МДК 02.01 Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытым электродом в защитном газе, МДК 03.01 Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки) неплавящимся электродом в защитном газе) и формированию компетенций (ПК 1.3 Проверять работоспособность и исправность оборудования поста для сварки; ПК 2.1. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва; ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва; ПК 2.3. Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей; ПК 3.1. Выполнять ручную дуговую сварку (наплавку) неплавящимся электродом в защитном газе различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва; ПК 3.2. Выполнять ручную дуговую сварку (наплавку) неплавящимся электродом в защитном газе различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва; ПК 3.3. Выполнять ручную дуговую наплавку неплавящимся электродом в защитном газе различных деталей).

Таким образом, решение задач с профессиональной направленностью помогает мотивировать студентов на более глубокое изучение специальной технологии, способствует формированию профессиональных компетенций у обучающихся, позволяет интегрировать содержание общеобразовательной дисциплины с изучением дисциплин профессионального цикла.

Использованные источники:

Низамов И.Н. Задачи по физике с техническим содержанием: Пособие для учащихся/ под ред. А.В. Перышкина. - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 96 с., ил. – Текст непосредственный.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2022 г. N 342).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки) (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 ноября 2023 г. N 863).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.