Статья «Решение профессиональной задачи: Умение выявить и организовать работу с одарёнными детьми»

2
0
Материал опубликован 30 May 2018 в группе

Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0).

Актуальной проблемой современного образования является вопрос обучения, развития и воспитания одаренных детей.  Любому обществу нужны одаренные люди и задача школы, состоит в том, чтобы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которым неинтересна работа на уроке. У таких ребят возникают множество вопросов, выходящих за рамки образовательной программы, и они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.

Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность сравнима с талантом. Советский психолог Борис Михайлович Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Детей, обладающих незаурядными способностями, в школе достаточно. Если не разглядеть одарённость ребёнка и не развить, то этот талант так и останется не востребованным. Одаренные дети отличаются высокой скоростью переработки и усвоения информации. Работать с такими детьми трудно, но очень интересно; на уроке или вне урока, они всегда требуют особого подхода. Что же должна включать в себя система работы с одаренными детьми?

Задача, решение которой я хочу рассмотреть: Умение выявить и организовать работу с одарёнными детьми

Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи

Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос

1) Как выявить и заинтересовать предметом одаренных детей?

Для повышения интереса  и мотивации учащихся к процессу обучения я использую свой сайт. Для каждого класса на сайте есть страничка: «Дополнительные задания», где ребята могут выполнить различные задания, по своему интересу, например: качественные и расчётные задачи; мини – проекты (доклады, презентации, физические приборы, домашние лабораторные работы). Перед учащимися ставится учебная задача и дается максимальная самостоятельность при выполнении. В результате такой работы у учащихся развивается любознательность, творческий подход к учебному процессу. Например, при выполнении мини – проекта, при котором необходимо либо создать презентацию, либо подготовить доклад, ставится цель: найти материал по данной теме. Учащийся учится в море информации найти нужную, интересную, доступную.

Темы для работ я обычно даю расширяющие кругозор по данной теме, это помогает лучше усвоить материал и удовлетворить интерес учащихся, интересующихся предметом. Есть задания изготовить самостоятельно простейший физический прибор. Изготовление прибора своими руками побуждает учащихся проявить смекалку, изобретательность. Задание на составление кроссвордов по предмету, достаточно трудное занятие, так как в основном такие кроссворды создаются по определённой теме и выбор вопросов и ответов весьма ограничен. Достоинство данной работы заключается в том, что она активизируют умственную деятельность, стимулируют сознательный поиск в изучаемой области. 

2) Что необходимо сделать, чтобы создать условия для всестороннего развития одаренных детей?

Дальнейшим шагом является разработка плана работы с одаренными детьми.

Создание и пополнение в течение года портфолио одаренных детей.

3) С помощью чего можно развить способности на уроках?

В своей работе я использую дифференцированный подход к учащимся, систематизирую задачи по уровню сложности, чтобы каждый ученик мог подняться до «своей ступеньки». Материал делится по уровню сложности: вопросы и задачи отличаются уровнями

А, В, С. Например, я использую КИМы ФИЗИКА 7 – 11 класс/ составитель Н.И.Зорин. Задания содержат не менее 9 вопросов, которые разделены на три уровня сложности.

Группу А составляют задачи, в ходе решения которых применяется одна, две формулы, несложные преобразования и расчеты. К каждому заданию даются четыре варианта ответа, только один из которых правильный.

Группу В более сложные задачи. Каждое задание требует краткого ответа (в виде букв или цифр). Как правило, это задачи, решение которых возможно при использовании двух, трех формул.

Группу С представляют задачи, повышенной сложности (2 вопроса). При выполнении заданий этого уровня требуется привести развёрнутое решение. Такие задачи рассчитаны на учащихся интересующихся физикой и проявивших способности при ее изучении. Некоторые из задач требуют для решения углубленных знаний по теоретическим вопросам. Содержание большинства из них не ограничивается рамками одной темы. Учащимся предоставляется право выбора уровня задачи, который в значительной степени определяет оценку за ее решение. Способные дети выбирают более сложные задачи.

4) Чем заинтересовать способных учащихся во внеурочное время?

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в моей практике являются олимпиады, конкурсы, конференции. Они способствуют становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

 

Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

 

Чтобы решить поставленную задачу, необходимо собрать информацию:

Содержание собираемой информации (о чем?)

Источник этой информации

Метод работы с этой информацией

О работе с одарёнными детьми

Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми // Вестник НГУ. Серия: Педагогика. 2008.

Одаренные дети в школе (из опыта работы)

Журнал «Учитель в

школе» №3, 2010

Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

Поиск, систематизация, анализ и использование информации в своей работе.

Составление методической копилки по данной проблеме.

Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.

В работе с одарёнными детьми считаю необходимым применять метод проектов, в основном использую исследовательский и информационный проекты. И в дальнейшем готовлю ребят на научно практические конференции. Ребята готовятся к выступлению на протяжении всего времени обучения. Работа учителя в подготовке заключается в том, чтобы направить ребёнка: что искать, где можно найти, помочь с материалом. Затем проанализировать собранный материал, помочь скомпоновать и разбить на параграфы, что-то добавить, что-то убрать. Ещё раз проанализировать готовый материал, снабдить его наглядностью, проверить наличие необходимых пунктов, прорепетировать выступление.

Работа над проектом кропотливая, требует много времени.

1этап.

Подготовка к проекту. На этом этапе происходит определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть интересной и доступной, т.е. находиться в зоне ближайшего развития учащихся.

2 этап.

Планирование и организация деятельности. На этом этапе планируется работа учащегося. Определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, форма отчёта, вид презентации.

3 этап.

Осуществление деятельности. Этот этап наиболее интересен учащимся, так как именно на этом шаге высока степень их самостоятельности. У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.

4 этап.

Представление результатов исследования. Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, демонстрации результатов.

Деятельность учащегося и учителя на этапах создание творческого проекта

«Занимательный эксперимент. Овощная батарейка».

Данный проект может быть выполнен учащимися 8 -9 классов, как на уроке физики, так и во внеурочное время

Цель работы:

получить электрический ток из овощей и исследовать зависимость величин электрического напряжения и силы тока от физико-химических свойств сырых и вареных овощей.

Задачи:

найти информацию о первых гальванических элементах;

изучить литературу о химических источниках электроэнергии

собрать батарейку из разных овощей

экспериментальным путем провести исследование зависимости силы тока и напряжения от физико-химических свойств овощей

сделать выводы

Гипотеза:

Овощи в своём составе содержат кислоты, значит, они могут служить источниками тока

 

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Подготовка к проекту

Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащегося. Помогает в постановке цели и задач.

Обсуждает предмет исследования с учителем. Изучает историю гальванических элементов; изучает литературу о химических источниках электроэнергии.

2. Планирование и организация деятельности

Предлагает предположения по решению задач проекта.

Готовит подручные материалы, с помощью которых можно осуществить данный эксперимент:

пластины из меди и цинка, изолированный провод, милливольтметр, миллиамперметр и овощи из холодильника: лук, морковь и картофель.

3. Осуществление деятельности

Наблюдает, комментирует выполнение проекта, помогает справиться с затруднениями, возникающими в ходе выполнения работы

Проводит эксперимент с сырыми овощами, далее с овощами, прошедшими термическую обработку. Делает выводы, строит диаграмму результатов исследования. Готовит материалы к презентации. Оформляет работу.

4. Представление результатов исследования

Слушает, задаёт вопросы, оценивает результаты решения проблемы, качество отчёта. Подводит итоги.

Докладывает о результатах своей работы. Участвует в оценке путём коллективного обсуждения.

 

 

Актуальность: 

Поиск альтернативы повседневным источникам энергии возможность получения источников питания из фруктов и овощей.

Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.

Наибольший эффект обучения достигается за счет использования инновационных образовательных технологий и методов, которые позволяют развивать самостоятельность учащихся, учитывать индивидуальные интересы и способности. Я думаю, что метод проектов призван активизировать процесс обучения, формировать и далее развивать мотивацию обучения, давая простор для творческой и созидательной деятельности. Данный метод обучения придаёт процессу обучения проблемный характер, учит учащихся самим находить и формулировать проблемы, формировать умение к проявлению самостоятельности и креативности.

Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Выполнение проектных работ развивает интеллектуальные и творческие способности таких детей. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжать учиться вместе со сверстниками и вместе с этим, качественно углублять свои знания в области, вызывающей у него интерес. Занятие проектной деятельностью развивает самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации. В результате ребёнок получает ценный опыт поисковой деятельности по решению проблем, возникающих перед ним. Это требует от него самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.

Метод проектов эффективен не только при работе с одарёнными детьми. Проект может быть выполнен не только одним учащимся, а парой или группой школьников. В проектной группе формируются навыки сотрудничества, а это очень важно для жизни в современном обществе. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. Учитель при работе с несколькими учащимися проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные темы. Учащиеся же определяют свои роли и группируются в соответствии с ними в команды. Результат совместной работы учащихся в группах значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. При этом каждый участник группы несёт ответственность за выполнении проекта. Кроме того метод проектов эффективен в обучении ещё тем, что носит межпредметный характер. Межпредметный проект предполагает использование знаний по двум и более предметам. Результатом таких проектов будет: заинтересованность учащихся; развитие мотивации к обучению; развитие познавательного интереса к предметам.

Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи

Этические нормы и/или права, нарушение которых предотвращает предложенное действие

1.

Общается с детьми. Помогает подготовиться к проекту. Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащегося. Помогает в постановке цели и задач.

Педагог должен проявлять корректность, соблюдать культуру речи, выдержку, быть тактичным и внимательным в обращении с учащимся.

2.

Общается с детьми.

Формирует положительную мотивацию

к обучению. Предлагает предположения по решению задач проекта.

Педагог должен быть доступным для общения, открытым и доброжелательным

3.

Общается с детьми. Наблюдает, комментирует выполнение проекта, помогает справиться с затруднениями, возникающими в ходе выполнения работы

Положительно оценивает любые достижения обучающихся, стимулирует

их инициативу, поддерживает их работу.

4.

Общается с детьми. Слушает, задаёт вопросы, оценивает результаты решения проблемы, качество отчёта. Подводит итоги.

Проявляет вежливость, выдержку, внимательность, соблюдает культуру речи, уважает мнения учащихся.

Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся. Возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе:

Со следующих уроков начать работу по выявлению одарённых детей.

Выявить их интересы и уже по интересам предложить ребятам темы кратковременных проектов.

Организовать индивидуальную работу, составить план.

После того как учащиеся овладеют умениями и навыками работы с проектом, можно предложить более сложный проект, работу над которым необходимо проводить в течение полугода – года.

На протяжении всей работы учащихся, учителю необходимо наблюдать и корректировать выполнение проекта.

С выполненным проектом выступить на научно – практической конференции.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.