Ресурсы информационного библиотечного центра в помощь современному уроку музыки
Ресурсы информационного библиотечного центра
в помощь современному уроку музыки
Валиуллина М. Г.
Учитель музыки
МОУ Аргаяшская СОШ №2
С.Аргаяш
В "Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года" подчёркивается, что для достижения современного качества образования нужно активно использовать потенциал искусства в целях творческой самореализации личности. В реализации данной задачи важная роль отводится предмету "Музыка".
Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности, повышения познавательного интереса и качества обучения. Одним из способов решения этой задачи становится использование ресурсов Информационного библиотечного центра (ИБЦ). Эти ресурсы дают возможность учащимся:
- повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным и запоминающимся;
- расширить возможности для плодотворного сотворчества с учителем;
- увеличить объём информации, сообщаемой на уроке;
- обеспечить оптимальное музыкальное развитие;
- расширить кругозор, мотивировать учащихся самостоятельно искать информацию;
- активизировать организацию процесса познавательной деятельности.
Необходимость использования ИБЦ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети пребывают в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективным и интересным без использования ИБЦ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями.
Партнёрские отношения, взаимообогащающие и взаимовыгодные, тесное сотрудничество учителя музыки и педагога-библиотекаря в нашей школе набирает новую силу и необходимую высоту, подтверждением чему служат такие формы урочной и внеурочной деятельности, как:
- интегрированные уроки "Музыка и литература";
- предметные недели ("Книжкина неделя", "Неделя музыки" и др.);
- музыкально-литературные вечера ("Пушкин и музыка", "Загляните в мамины глаза" и др.);
- народные праздники ("Масленица", "Навруз" и др. - театрализованное представление обрядов и обычаев, которые позволяют ближе познакомить ребят с культурой разных народов).
При сотрудничестве педагогов музыки с ИБЦ выдвигаются на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений музыкального искусства. И, самое главное, ученики проявляют большой интерес к урокам музыки с использованием технологий ИБЦ. А интерес является прекрасным стимулом к образованию вообще и к приобщению к музыке в частности. При наличии интереса к этим урокам развиваются музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряются воображение и восприятие, усиливается произвольное внимание и сосредоточенность. При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь - и сомнения в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг.
Таким образом, использование ресурсов ИБЦ позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности, оправдывает себя во всех отношениях:
- повышается качество знаний;
- создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагогов и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе;
- продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности;
- обеспечивает подготовку подрастающего поколения к взрослой жизни;
- в условиях информационного общества - реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
Сегодня уже никто не сомневается в том, что от оперативного нахождения и использования информации всё в большей степени зависит качество жизни детей и взрослых.