Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Ляйсан»
Рецензия
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Ляйсан»
Авторы программы:
Мансурова Венера Абдулловна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории;
Раскина Лариса Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе.
Учреждение, реализующее программу:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области».
Общая характеристика программы:
Направленность, в рамках которой реализуется программа «Ляйсан»: художественная.
Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данная программа: этнографический коллектив «Ляйсан».
Возраст учащихся: 7–15 лет.
Срок реализации программы: 5 лет.
ДООП – это документ эффективного экономического управления образовательным процессом в коллективе.
Структура программы соответствует методическим рекомендациям по проектированию ДООП. Программа «Ляйсан» составлена педагогически грамотно, логично, структурные компоненты взаимосвязаны и дают ясное представление об учебно-воспитательном процессе в объединении. Язык и стиль изложения текста программы четкий, ясный. Цели, задачи и способы их достижения согласованы между собой и соотнесены с ожидаемыми результатами. Освоение программы «Ляйсан» отслеживается по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамику творческого и личностного развития учащегося.
Программа построена на принципах преемственности, рассчитана на реализацию сроком 5 лет в объеме 936 часов.
Согласно Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДООП, Концепции развития дополнительного образования детей содержание программы ориентировано на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, самоопределения;
формирование общей культуры учащихся.
Ежегодно в программу «Ляйсан» вносятся изменения, обусловленные возникновением необходимости создания системы воспитания нового поколения людей с духовным видением мира.
Актуальность и новизна программы «Ляйсан» определена двумя составляющими. Первая – занятия по народному фольклору несут в себе большие возможности для нравственного воспитания и творческого развития детей и восстановление связей подрастающего поколения с культурой своего народа. Вторая составляющая расширяет возможности по изучению содержания татарской национальной культуры средствами дополнительного образования – комплексность изучения различных видов деятельности: национальные обряды, песни, танцы, устное народное творчество, краеведческая деятельность и изучение татарского языка на занятиях. Реализация образовательной программы позволяет осуществлять выявление и поддержку юных дарований, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся этнографического коллектива «Ляйсан».
Центральной идеей программы является приобщение детей к народным традициям и обычаям, культуре татарского народа и использование полученных знаний в своей жизнедеятельности, что подтверждает содержание программы, основанное на принципах логического построения и преемственности этапов ее реализации.
Организационная модель проектирования ДООП представлена 3 уровнями: общекультурный ознакомительный – 1 год обучения, общекультурный базовый – 2 и 3 года обучения и углубленный – 4 и 5 года обучения.
Учебный план программы представлен модульной системой, его содержание охватывает весь широкий спектр народного творчества: танец, песня, устное творчество, история татарского народа, обряды и обычаи.
Второй раздел программы «Комплекс организационно-педагогических условий» включает: календарный учебный график составлен по годам обучения с учетом расписания работы объединения, формы проведения и контроля, тем занятий, места проведения.
Авторами программы четко определены формы работы, сочетание которых ориентированы на достижение успеха и развитие творческого потенциала учащихся коллектива. Наибольший интерес вызывают такие формы проведения занятий: мастер-класс умельцев и знатоков народных традиций, фольклорные праздники, занятия в музеях, на домах сторожил.
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагога в рамках реализации программы этнографического коллектива «Ляйсан» и широко используется на занятиях объединения. Подтверждением целесообразности педагогического выбора являются высокая результативность и неослабевающий интерес всех участников учебно-воспитательного процесса.
Авторы программы доступно описали методическую систему реализации программы, воспользоваться которой может любой педагог, занимающийся этнографией и фольклором.
Широко представлен список используемой литературы, который ориентирован не только на педагогов, но и на учащихся. Даны источники по изучению татарской литературы, традиций, истории.
Программа представляет несомненный интерес для педагогов в системе дополнительного образования и общего образования как способа расширения регионального компонента (например, введение элективных курсов).
Программа рассмотрена на педагогическом совете и утверждена приказом директора МБУДО «ДПШ» является полноценным учебно-нормативным документом творческого объединения.
Рецензент: Побединская Наталья Викторовна, методист высшей квалификационной категории ______________________.