Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Музыкальные ступеньки»
Рецензия
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Музыкальные ступеньки»
Учреждение, реализующее программу:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области».
Общая характеристика программы:
Направленность, в рамках которой реализуется программа «Музыкальные ступеньки»: художественная, и нацелена на развитие творческой индивидуальности учащегося, формирование эстетического вкуса, сценической культуры, патриотического сознания личности, приобщение ее к духовным ценностям посредством образовательных ресурсов, заложенных в содержании музыкальной деятельности и репертуаре, основанном на лучших образцах классической музыки и современного песенного творчества.
Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данная программа: вокальное объединение «Конфетти».
Возраст детей: 5 – 17 лет.
Срок реализации программы: 7 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальные ступеньки» соответствует методическим рекомендациям по проектированию ДООП, составлена с учетом современных требований. Рецензируемая программа рассчитана на срок обучения до 7 лет, при этом каждый учащийся или его родитель (законный представитель) имеет право определения срока обучения, что предоставляет возможность удовлетворить социальный заказ на дополнительную образовательную услугу. Содержание и материал программы спланирован по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: стартовый уровень (1-й, 2-й года обучения), базовый уровень (3-й, 4-й года обучения), продвинутый уровень (5-й, 6-й, 7-й года обучения).
Программа состоит из двух основных разделов. Раздел «Комплекс основных характеристик программы» включает: пояснительную записку, в которой обозначена направленность, актуальность, отличительные особенности, адресат, объем и срок освоения программы, формы обучения (очная), режим занятий, особенности организации образовательного процесса.
Программа реализуется в двух направлениях: 1-е – работа с группой, 2-е – работа с солистом. Начиная со 2-го года обучения, одаренные учащиеся имеют возможность обучаться искусству вокала, как в группе, так и сольно.
Программа включает: инвариантную часть (базовая подготовка по предмету), вариативную часть (дополнительная реализация полученных знаний, умений и навыков в коллективно-творческой, концертной и конкурсной деятельности, которая может изменяться в зависимости от желаний детей, кадрового обеспечения, материально-технической базы).
Особенностью программы является интеграция вокала и психологии. Предусмотрено применение треннинговых технологий при обучении песенному искусству, направленных на сплочение коллектива, раскрытие личностных качеств и сохранение психического здоровья учащихся.
Цель программы сформулирована корректно, она достижима и проверяема. Задачи декомпозируют цель и дают представление о путях её достижения. Уровень освоения программы «Музыкальные ступеньки» отслеживается по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамику творческого и личностного развития учащегося.
Методологической основой рецензируемой программы являются работы В. Емельянова и Е. Пекерской по развитию дыхания и голоса.
Содержание программы отражено в учебном плане и в содержании учебно-тематического плана, формулировка и порядок расположения тем полностью соответствуют формулировке и расположению в УП, каждый раздел разделен на теоретические и практические занятия, содержание каждого года обучения оформлено отдельно.
Программа обеспечивает формирование знаний по теории и истории музыки, умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля, соло; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.); слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Во втором разделе «Комплекс организационно-педагогических условий» представлены: календарный учебный график, в котором четко определены количество учебных дней, даты начала и окончания учебных этапов; условия реализации программы (метериально-технические, информационное обеспечение и кадровое); формы аттестации (для отражения цели и задач программы), перечислены формы отслеживания и фиксации образовательных результатов; оценочные материалы отражает перечень диагностических методик, который позволяет определить достижение учащимися планируемых результатов; методические материалы представлен кратким описанием методики работы по программе.
В разделе «Методическое обеспечение» дано подробное описание методической системы, используемой педагогами при реализации данной программы. Предлагаемый репертуарный план разработан в соответствии с возрастными требованиями, имеет художественную ценность.
Подробно авторами описываются методы работы, формы и методы обучения вокалу, диагностический инструментарий по годам обучения. Несомненную ценность в содержательном плане представляют прилагаемые методические разработки авторов по всем направлениям деятельности вокального объединения «Конфетти».
О высокой результативности реализуемой программы свидетельствует результативность учащихся вокального объединения в разнообразных конкурсах (муниципального, областного, всероссийского уровня), а также результаты диагностических срезов ЗУН. Подтверждением успешной реализации программы является также стабильный детский контингент объединения, активность родителей, принимающих участие в совместных творческих делах, организованных руководителями.
В заключительной части ДООП приводятся списки рекомендованной литературы для педагогов, родителей и учащихся, адреса электронных ресурсов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соответствует требованиям, предъявляемым к данному документу, и представляет несомненный интерес для педагогов в системе дополнительного образования и общего образования как способа развития творческих способностей учащихся, стимулирует их познавательную активность и содействует их профессиональному самоопределению.
Рецензент: Побединская Наталья Викторовна, методист МБУДО «ДПШ» высшей квалификационной категории ____________________________