Статья «Стимулирование учительского труда»
СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЬСКОГО ТРУДА.
Для того чтобы учитель хорошо работал, нужно, чтобы он работал охотно. Для того чтобы он работал охотно, нужно: чтобы душевные и физические силы его были в самых выгодных условиях. Для того, чтобы душевные и физические силы учителя были в наивыгоднейших условиях, для этого и необходимо стимулировать учительский труд, нужно:
1) запрещать учителю работать больше, чем в одной школе;
2) в школе не должно быть слишком много учителей, чтобы нагрузка положенная одному учителю, не делилась между другими.
3) жалование учителя не должно исчисляться почасно. Каждый учитель в зависимости от своего образования и типа школы, в которой он работает, должен получать определённую ставку, удовлетворяющую не только его материальные, но и культурные потребности.
4) так как для учителя очень сокращены возможности какой бы то ни было карьеры, движения по службе, повышения и т. д., то необходимо разработать систему пятилетних или трёхлетних прибавок с таким расчётом, чтобы учитель, проработавший, скажем 15 – 20 лет в одной школе, получал жалованье, превышающее жалованье новичка раза в три.
5) наряду с этим необходимо разработать систему иных поощрений, отмечая работу лучших учителей. Например: одному - за творческий подход к делу, другому – за качество работы, третьему – общественную работу, четвёртому - за научный труд и т. д., а не по принципу «тебя наградили, теперь другого». Пусть тот, кто действительно работает, получает за свой труд столько, сколько он заслуживает. Это могут быть и грамоты, и благодарности , но не только на словах, а с занесением в трудовую книжку или личное дело, и нагрудные значки различной степени, и просто дружеский взгляд начальства. Ведь чаще мы слышим понукания, выговоры, упрёки за какие – либо оплошности. А может быть достаточно просто руки на твоём плече и услышать «Не переживай, всё у тебя получится».
6) каждый педагог – личность, определённый склад характера, каждый в своём стиле со своими успехами и неудачами. Поэтому даже ласковое слово директора, как наставника учителя, уже поднимает настроение, чувствуется не безразличность, ты не остаёшься один на один со своими проблемами, рядом коллеги, которые помогут. Если здоровье, материальные условия, отсутствие школьных способностей или, наконец, семейные обстоятельства не позволяют сделать много, можно и меньше, только хорошо и с ясной душой.
Хочется закончить словами Василия Александровича Сухомлинского : «Труд учителя ни с чем не сравним… Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла, пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле… Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает проходят десятилетия, и еле – еле начинает обозначаться то, что ты замыслил; никого так часто не посещает чувство недовольства, как учителя; ни в каком труде ошибки и неудачи не ведут к таким тяжёлым последствиям, как в учительском… Учителю часто бывает некогда подумать о себе, так как он вынужден думать о других, и это для него не самопожертвование, не безропотное подчинение судьбе, а подлинное счастье личной жизни. …Учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и прежде всего к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств – без этих качеств труд педагога превращается в муку.
Поэтому вернёмся с чего начали: (смотри первый абзац).
Борисова Г.Н.
учитель начальных классов школы №4
г.п.Фёдоровский Сургутского района