Революция глазами И.А. Бунина. Дневниковые записи "Окаянные дни"
Революция глазами И.А. Бунина. «Окаянные дни» 11 класс Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
И.А. Бунин – поэт, прозаик, переводчик. Первый среди русских писателей получил Нобелевскую премию по литературе. Автор красивой пейзажной лирики, замечательных рассказов о любви. К сожалению, он на долгие годы лишился читателя у себя на Родине. Причиной стали эмиграция и произведение «Окаянные дни»
«Окаянные дни» — книга содержащая дневниковые записи, которые он вёл в Москве и Одессе с 1918 по 1920 год. Это художественное и философско-публицистическое произведение, которое отражает эпоху революции и последовавшей за ней гражданской войны. Бунин точно запечатлел царившие в России того времени переживания, раздумья и мировоззрение. Основу произведения составляют дневниковые записи событий, свидетелем которых он стал. Бунин воспринимал революцию как национальную катастрофу, это объясняет мрачную интонацию произведения.
Структура книги Книга делится на две большие части: «Москва. 1918 г.» и «Одесса. 1919 г.». Внутри повествование ведется по датам: московская с 1 января (старого стиля) по 24 марта. Одесская часть начинается с записи от 12 апреля (старого стиля) и заканчивается 20 июня. В P.S. автор сообщает, что заметки обрываются: «Листки, следующие за этим я так хорошо закопал в одном месте в землю, что перед бегством из Одессы, в конце января 1920 года, никак не мог их найти»
Идея Художественно-документальное произведение отражает переломную эпоху революции и гражданской войны. Бунин наблюдал то, что происходило вокруг него. Содержание книги — картинки-наблюдения, услышанные разговоры, газетные публикации, которые становились предметом размышлений автора о судьбе России. По мнению Бунина, революция — стихия, чума, холера, бунт, поэтому она не может принести ничего хорошего. Первую запись в дневнике он сделал в январе 1918 года в Москве. Автор писал, что проклятый год уже позади, но радости у народа все равно нет. Он не представляет, что ждет Россию дальше. Чувствуется страх, безнадежность.
"Окаянные дни" написаны одной из "самых прекрасных литературных форм" - дневниковой. Любой дневник — это субъективная летопись, бунинский не исключение. Именно в личных записях автор искренен, лаконичен, правдив. Все, что происходило вокруг него в первые дни 1918 и до июня 1919 г. нашло отражение на страницах книги 1. родина и революция - главная 2. историческая судьба народа 3. человек и война 4. столкновение в человеке классового и вечных человеческих ценностей 5. интеллигенция и революция 6. место писателя в литературе 20х годов. Проблематика:
Название «Окаянные дни» отражает эпоху революции и гражданской войны. В произведении Бунин описывает «дни всяческих смут, усобиц, «свар», «нелепиц». Прилагательное «окаянный» часто встречается в летописях. В «Повести временных лет» это прилагательное употребляется несколько раз как эпитет, относящийся к дьяволу, к нехристианским врагам русской земли. Слово «окаянный» исконно русское (точнее, славянское). Образовалось от слова «каять» — «упрекать», «порицать», «осуждать», «проклинать». «Окаянный» — это значит «отверженный», «проклятый», "грешный". В устаревшем значении — синоним дьявола, беса, нечистой силы
«Окаянный» у Бунина вбирает в себя все значения, присущие этому прилагательному в древнерусском языке. Революционные дни для Бунина являются «многострадальными», и «горестными», и «безбожными», и «пропащими»
Революция для И. А. Бунина — синоним и символ разрушения, а желание разрушить тождественно в его сознании духовному убожеству. Преобладающей становится интонация подавленности, униженности происходящим Главной книгой И. А. Бунина, посвященной революции в России, являются «Окаянные дни». В ней Бунин размышляет о России, русском народе в тяжелые годы его жизни. Он размышляет о сути революции, сопоставляя эти события в разных странах в различное время и приходит к выводу о том, что они «все одинаковы, все эти революции!» Суть революции он видит в призывах «проломить голову фабриканту, вывернуть его карманы и стать стервой еще худшей, чем этот фабрикант».
Бунин жил в Москве, когда случилась революция 1917 года. Он не поддержал большевистского переворота, симпатизировал белому движению и даже хотел пойти добровольцем на фронт
В книге «Окаянные дни» Бунин осудил кровь и насилие, надругательство над русской памятью, русской историей. Он решительно и категорически отверг Временное правительство и его лидеров, «комиссаривших» в Петрограде, видя в них жалкие фигуры, способные привести Россию лишь к пропасти. Решительно не приемлет он и большевистское руководство.
Отринув Ленина, отвергнув революцию Бунин внимательно вглядывается в жизнь города (Москва, Петербург, Одесса). На страницы Бунина выплескивается улица; митингуют, спорят до хрипоты или же ропщут, жалуются, угрожают разношерстные лица – коренные москвичи и сошедшиеся в российскую столицу рабочие, солдаты, крестьяне, барыни, офицеры, “господа”, просто обыватели. Трагедию России Бунин видит в том, что брат встал против брата, сын против отца (белые и красные)
Бунин описал революционный Петербург, где шли совещания, заседания, митинги, издавались воззвания и декреты, по Невскому мчались правительственные машины с красными флажками, шли отряды с музыкой. Проспект заполнен серой толпой, солдатней, неработающими рабочими, гулящей прислугой, торговцами с лотков. А на тротуарах сор, шелуха, на мостовой — навозный лед и ухабы. И рассуждения мужика-извозчика, что народ, «как скотина без пастуха, все перегадит и самого себя погубит»
Бунин решительно отрицает революцию, потому что сокровенная идея всякой революции — не только социальные преобразования, но и переделка всего мира и даже человеческой природы. От этого боль автора за Россию, понимание своего бессилия что-либо изменить в творящемся хаосе разрушения вековых традиций и культуры России.
Самым невыносимым для Бунина было насилие над церковью, подавление религии. «Большевики стреляли в икону». «Русский народ взывает к Богу только в горе великом. Сейчас счастлив - где эта религиозность!»
Бунин видит в религии надежду на спасение русского народа. Поэтому среди сцен насилия и всеобщего безумия писатель неожиданно описывает фигуру военного с Евангелием в руке. Эта фигура противопоставляется автором окружающей толпе. Он - символ ушедшей России. Важной деталью в его образе является Евангелие, заключающее в себе святость старой Руси. Спасение Бунин видел в самих людях, в возвращении к Божьему образу и подобию. На жизнь писатель смотрел с позиций православного Христианства
Весной 1919 года Бунин вместе с супругой переехал жить в Одессу. Первая запись из южного города была сделана 12 апреля 1919 года. В этот день Бунин предался рассуждениям о смысле и роли революции для простых людей. В Одесской части дневника больше размышлений автора, экскурсов в историю, воспоминаний. Революция не принесла ничего нового, стала очередным бунтом
Бунин пишет: «И сейчас когда-то шумная и радостная Одесса погрузилась в темноту, свет погас во всех домах. Исключением стали разве что притоны преступников. Там и сейчас слышна музыка, светятся лампы, а на стенах весят знамена с надписями «Смерть, смерть буржуям!» … На улицах города стало совсем мало людей, в основном все сидят по домам. И вообще, создается ощущение, что Россия завоевана не своими гражданами, а новым, невиданным народом» Одессу Бунин описывает, как мертвый пустой порт и мертвый город
В том, что произошла революция, Бунин винил большевиков. «Купил книгу о большевиках, - рассказывает Бунин. - Страшная галерея каторжников!» Для него абсолютно каждый революционер - бандит, преступник, «более наглых жуликов мир не видел». Иван Бунин ненавидел Ленина и большевиков, но искренне любил Россию
В небольшом произведении автор сумел показать множество разнообразных персонажей: образы с улиц и известные политики, писатели. Среди первых много бандитов, которых выпустили из тюрем, и они чувствуют вкус власти. Солдаты участвовали в свержении царя, покинули фронт, нападают на всех. Вечером на одной из улиц Москвы увидел двух солдат с ружьями. Обстоятельства изменили людей.
В «Окаянных днях» Иван Бунин фиксирует все преступления, о которых он только слышал. Вот «какого-то старика полковника живьем зажарили в паровозной топке», вот «в Экономическое общество офицеров пьяные солдаты бросили бомбу, убив от 60 до 80 человек», вот «одесские красноармейцы учинили еврейский погром на Большой Фонтанке», вот «в Одессе было расстреляно еще 15 человек, а список фамилий был опубликован»... Бунин не может простить убийства, ведь оно не оправдано никакими нравственными категориями, и не важно, кто совершает его - конкретное лицо или партия
Много заметок в «Окаянных днях», о литературных деятелях. Рассуждения Бунина о писателях и поэтах того времени в основном негативные, язвительные. Иван Алексеевич никак не мог принять и простить их попытки угодить новой власти. «Брюсов, Маяковский и Блок открыто встали на сторону большевистской партии». Они совершенно глупые личности, по мнению автора. Ведь эти люди одинаково превозносили и ленинскую концепцию государства, и самодержавие. Блок «открыто присоединился к большевикам». «Маяковский в мятой рубахе на заседании «Среды» ведет себя вполне пристойно, но с хамской независимостью» Сергей Есенин, Александр Блок и Владимир Маяковский - поэты, принявшие революцию
Менее критично Иван Алексеевич относится к Тихонову и Горькому. «Эти делают вид, что борются против большевиков и в открытую называют их авантюристами, которые, чтобы получить власть, прикрылись интересами простых людей. Но на самом деле они живут в реквизированной Советами «Национальной гостинице», стены которой украшают портреты Ленина и Троцкого»
Писатель винит в происходящем народ и интеллигенцию - именно она провоцировала народ на баррикады, а сама сказывалась неспособной организовать новую жизнь на протяжении многолетней истории. Бунин сочувствует интеллигенции и упрекает ее в политической близорукости, прежде всего за то, что за общим понятием «народ» интеллигенты не видели отдельного человека
Бунин покинул Россию в феврале 1920 года. Со слезами покидал он родину, «плакал такими страшными и обильными слезами, которых даже представить себе не мог... плакал слезами лютого горя и какого-то болезненного восторга, оставив за собой и Россию и всю свою прежнюю жизнь, перешагнув новую русскую границу»… Из Одессы через Константинополь он попал в Париж, затем в Грасс. Ему так и не пришлось вернуться на русскую землю
Иван Бунин не понял смысла Октябрьской революции, не принял Советскую Россию и оправился в добровольное изгнание. Он тяжело переживал разлуку с родиной. В декабре 1933 года на церемонии вручения Нобелевской премии в Стокгольме он любовался снегом, похожим на тот, что в России, и мечтал пробежаться по нему. Голодал, но не согласился сотрудничать с немцами в годы Второй мировой войны, потому что фашисты напали на его Родину
Во Франции Бунин продолжил литературную деятельность, занимался переводами и публиковал их в печати. «Окаянные дни» были доработаны для печати тоже в эмиграции. Работать над рукописями было необходимо, Бунин придавал дневникам большое значение. Впервые фрагменты «Окаянных дней» были опубликованы в Париже в русской эмигрантской газете «Возрождение» в 1925—1927 годах. В полном виде книга была опубликована в 1936 году берлинским издательством «Petropolis» в составе Собрания сочинений. В СССР «Окаянные дни» не публиковалась вплоть до перестройки
Мысли Бунина в «Окаянных днях» обращены к людям будущего. Бунин предостерегает нас от ошибок современной ему действительности. Ценно то, что он с его восприятием мира и умением передавать увиденное, запечатлел образ России тех дней. Он сделал новый шаг в познании народа, русского национального характера на разломе времен «Окаянные дни» - это исторический и литературный памятник
1 слайд - https://bogatyr.club/uploads/posts/2023-03/thumbs/1679369050_bogatyr-club-p-oboi-persikovogo-tsveta-foni-krasivo-11.jpg - фон к презентации - https://cv0.litres.ru/pub/c/cover_max1500/70136800.jpg - коллаж 2 слайд - https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3126430/pub_6083f87509024b3e2c8ee6bf_608431cec17d7f239e006383/scale_1200 - Бунин - https://synbooks.ru/images/product/books/11350/11350.jpg - обложка книги «Окаянные дни» 3 слайд - https://cdn.eksmo.ru/v2/ITD000000000163864/COVER/cover1__w600.jpg - обложка книги «Окаянные дни» 4 слайд - https://img.labirint.ru/rcimg/0f6f7c7a5768c26a2560178455935088/1920x1080/comments_pic/1443/4_c088185ac8907397fd5f70fcd210bdf1_1414349464.jpg?1414349510 – содержание - https://pic.rutubelist.ru/video/77/c9/77c997bb7c8bda9fd2ecb4f9636e1d2c.jpg - коллаж 5 слайд - https://img.labirint.ru/rcimg/060762921b3e3f3af083c16c6c6b8f38/1920x1080/comments_pic/1715/3_aee1f7701ba00aa4189e82372a477c1d_1492191691.jpg?1492191716 – книга в развороте. 1 часть Москва 1918 год 6 слайд - https://cdn.azbooka.ru/cv/w1100/635c2d5d-97cb-4f59-8bff-58de67c9d1f9.jpg - обложка книги 7 слайд – https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1011864225.jpg - Толковый словарь Даля 8 слайд - https://sun9-12.userapi.com/impf/c857232/v857232341/17229/bNDO8lvQTVE.jpg?size=840x473&quality=96&sign=d5c1776c6e2aad0f7265733a0d449344&c_uniq_tag=9S5xblezx7OYBDeKfk2TEb2EbHrE-Vn3HEYH47N- SKmY&type=album – Бунин коллаж 9 слайд - https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1936915/pub_6086bfbb874e5a0225558cff_6086c04d7b54072a76d668fb/scale_1200 - революция в картинах 10 слайд - https://litci.org/pt/wp-content/uploads/2015/10/russia-2.png - революция 1917 год Красная площадь - https://i.pinimg.com/originals/19/aa/bc/19aabc2f5087fc93eff9a29e238d7a51.jpg - революция 1917 год Петроград 11 слайд - https://runews24.ru/assets/images/uploads/pictures/2020/10/9fa9b78df79dd19e.jpeg - Ленин на броневике - https://sh18-stavropol.gosuslugi.ru/netcat_files/multifile/131/194/dc7bdd9cc1ce5fd3f708c4f20de0ede2.jpeg - революционный матрос в Петербурге - https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_654fd73ac037e37e54014f0b_654fdc95b4d0a60952071cdf/scale_1200 - Вятские большевики - https://art.kartinkof.club/uploads/posts/2023-06/1685859722_art-kartinkof-club-p-art-revolyutsiya-1917-63.jpg - митинг - https://static.life.ru/posts/2017/11/1057233/5e034c12d933a80c91a3092ca7539a88.jpg - коллаж Москва Красная площадь 12 слайд - https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_66288d81cae2de7c1b1a3290_6628a4d212d030298355f73b/scale_1200 - коллаж - https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5288931/pub_613514d240f95b7126037fe3_613515125a15184a846c3314/scale_1200 - белые и красные 13 слайд - https://sun9-55.userapi.com/impf/s6G_ZPnwmWR3_OMpjmGzCrW-a94Iea28JilYGA/cD98DJ8mgUo.jpg?size=600x338&quality=95&sign=75644bca15d5b74e381f7d8ba7dd3367&c_uniq_tag=_IiYME0O8WChNk4ZG5qvnxzLkpdvkngeVgjNSOYPPgM&type=album – революция глазами Бунина - https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/oktyabrskaya-revolyucziya-v-dnevnikah-7.jpg - Штурм Зимнего. Аврора 14 слайд - https://intrade-corp.ru/upload/medialibrary/04e/book_272-09.jpg - коллаж Ужасы революции - https://sun9-37.userapi.com/c639630/v639630050/6256f/gvDmwSu92ok.jpg - уничтожение картин Интернет ссылки
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Колышкина Елена Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Куликова Ирина Геннадьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Гагаринова Ирина Викторовна
Ирина Владимировна Казарцева
Елена Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Гармс Людмила Павловна
Ирина Владимировна Казарцева
Юлия Васильевна Воробьева
Ирина Владимировна Казарцева
Селиванова Галина Геннадьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Глушецкая Е.Я.