Революция шагает по стране. Картина Бориса Михайловича Кустодиева "Большевик"
Пояснительная записка
Конкурсная работа ко всероссийскому конкурсу школьных сочинений по произведениям художников «О чем говорят картины?»
Предмет: литература, МХК
Автор: Пешхальская Дарина
Возраст: 14 лет,
Тема: «Революция шагает по стране» картина Бориса Михайловича Кустодиева «Большевик»
Руководитель: Садварий Жанна Владиславовна
План сочинения
- Вступление. Русская тема- основа творчества Б. М. Кустодиева
- Основная часть.
2.1Описание картины
2.2 Б.М. Кустодиев и революция
2.3 Выразительные средства произведения, образы и символы. Анализ картины.
- Заключение. Основной смысл картины.
Борис Михайлович Кустодиев «Большевик» 1920г.
- Вступление.
В мире много талантливых художников, произведения которых достойны мирового признания. Именно таким творцом является Борис Михайлович Кустодиев. Многим известны его жизнерадостные и живописные картины. Это «Купчиха за чаем», «Ярмарка», «Русская Венера» и многие другие. В музеях занимают почётное место и портреты знаменитых людей кисти этого художника.
Но среди яркого многообразия картин есть особенная, не похожая на остальные работа. Называется она «Большевик». Исходя из названия можно понять, что картина отображает одну из самых волнительных и красноречивых тем в истории нашего народа- революцию. Именно в период 1920-х годов художник активно работает на эту тему.
2.1 Давайте рассмотрим картину подробнее. Перед нами заснеженная городская улица. Художник намеренно завышает линию горизонта, показывая нам сверху узкие улочки, по которым бесконечным темным потоком растекаются толпы народа. Теснота, давка, бесконечное движение делает композицию картины необыкновенно динамичной. На первом плане картины, как бы, вырастая из толпы, движется на нас исполинская фигура рабочего. Это большевик. Отрешенный взгляд, крепкие рабочие руки сжимают древко знамени, которое змееобразным вихрем заполняет пространство картины. Намеренное увеличение главного героя в картинах называется гиперболизацией. Использовали этот прием многие художники, к примеру, Франциско Гойя в своей картине «Полифем». Там тоже перед художником стояла задача показать ужас и хаос. Интересно, что сам Борис Михайлович Кустодиев не первый раз в этой картине использует такой прием. Во время революции 1905 года Борисом Михайловичем был сделан графический рисунок для журнала «Жупел», главная героиня рисунка кровавая смерть, бегущая по улицам города и уничтожающая все на своем пути. Этот прием повторяет Кустодиев в своей картине.
Чтобы показать масштаб революции, художник как бы срезает часть головы главного героя краем холста, создавая тем самым ощущение неизбежности приближающихся событий. А как сам художник относился к революции?
2.2 Сам Борис Михайлович поддержал революционные события. Будучи прикованным к инвалидному креслу, он часто просил свою дочь дать ему возможность видеть, что происходит на улицах. Эскизы, написанные им, при взгляде из окна на революционную Россию потом лягут в основу живописного полотна «Большевик». Глядя на революционные события, в одном из писем Кустодиев писал: «Никогда так не сетовал на свою жизнь, которая не позволяет мне выйти на улицу — ведь „такой“ улицы надо столетиями дожидаться!»
При этом художник очень переживал, что сюжет картины может быть принят неоднозначно. К радости художника, советская власть и народ доброжелательно восприняли содержание этого полотна. А вот друг Бориса Михайловича, известный певец Федор Иванович Шаляпин, увидев громадную фигуру на холсте, однозначно заявил: «Ну, пора уезжать!»
2.3 Давайте посмотрим на картину более внимательно и перейдем к анализу этого произведения.
Формат картины вытянут по горизонтали. Обычно художники выбирают подобный формат для передачи широты и простора. Но тут художник таким образом строит композицию, что главный герой выходит за рамки картины, ему тесно даже в таком широком формате.
Несмотря на то, что в картине две доминанты, большевик и храм, композиционным центром является фигура большевика. Обращает на себя внимание выражение лица главного героя, мимика лица грозная и неподвижная, взгляд человека невидящего перед собой преград. Взгляд главного героя направлен выше купола храма, на то место, где должен быть крест, но крест закрыт знаменем.
Ритм, созданный художником в картине сложен. С одной стороны, композиция картины динамична, об этом говорят: фигура большевика, изображенная в движении, диагонали, которые создают ноги героя и толпы народа, движущиеся по улице за большевиком.
С другой стороны, мы видим две четкие вертикали, противопоставленные в картине. Это барабан с куполом храма и древко красного знамени. Эти две вертикали останавливают движение и усиливают противопоставление фигуры большевика со знаменем и храма.
Фоновый колорит картины характерен для Кустодиева. Зимний пейзаж с холодными оттенками снега и теплое по цвету небо. И я изобразила схему картины и получила интересный эффект. Сама фигура большевика и массы толпы изображены Кустодиевым темным силуэтом на светлом фоне, в храм светлым силуэтом на темном. Темная масса как бы вторгается в светлую. Согласитесь, это символично?
В картине Кустодиева мы можем увидеть множество символов.
Огромная нога главного героя, как бы вырастающая из толпы, говорит о том, что этот исполин появился из простого народа. С другой стороны, можно воспринять, что главный герой шагает по головам и давит народ.
Красное знамя кровавой рекой развевается над головами толпы, символизируя потоки крови, которые повлечет за собой стихийный большевизм. Этими потоками скрыт крест на куполе храма.
3.Каков же основной смысл данной картины? О чем нам хочет рассказать Борис Михайлович Кустодиев? Я думаю, что художник продолжает в своей картине русскую тему. Но эта русская тема совсем иная, чем в его «Купчихах» и ярких народных праздниках. Эта тема сложная и даже трагичная. Мирное, яркое, разудалое время сменяется у художника тяжелым, мятежным временем, временем революции и гражданской войны, «бунтом безжалостным и беспощадным». Не зря художник увеличивает в размерах главного героя- большевика. Это не отдельная личность, это народ, осознавший необходимость бороться с несправедливостью, вести борьбу за новые идеалы. Фигура большевика олицетворяет новый мир с его надеждами, здание храма старый мир, стоящий на пути главного героя. В контрастах картины сквозит надежда на лучшее будущее, но в кровавых и темных тонах передано, что будущее это будет достигнуто путем страшных лишений и бед.
Удивительным образом художник в своих произведениях сумел почувствовать время, в которое он жил. Кустодиев находил красоту в прежнем укладе русской жизни, а в своей картине «Большевик» сумел почувствовать и передать тревожный пульс нового времени. Наверное, в том и состоит гений художника, что смысл его картины может трактоваться по-разному, как неоднозначна любая революция.
Горбачёва Марина Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Белянина Светлана Николаевна
Садварий Жанна Владиславовна
Куликова Ирина Геннадьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Ирина Владимировна Казарцева
Садварий Жанна Владиславовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Медведева Татьяна Петровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна