Технологическая карта урока математики «Треугольники» (3 класс)
Болдырева А.В.
Класс: 3
Тип урока: введение нового знания
Технологическая карта урока математики.
Тема урока: | «Треугольники» |
Цель | Ознакомление учащихся с новым видом треугольников- прямоугольные, тупоугольные, остроугольные. |
Задачи | Образовательные: - актуализировать ранее изученные темы; - продолжить работу по расширению геометрических представлений и знаний учащихся; формировать графическую грамотность; - совершенствовать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи. Развивающие: - развитию их пространственного воображения и логического мышления; - развивать у детей мыслительные операции; - развивать математическую речь в ходе комментирования, объяснения и аргументации; - развивать познавательную активность и интерес к предмету; - развивать умение рассуждать и догадываться; - развивать умение рассуждать, используя полученные ранее знания. Воспитательные: - содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях и на доске; - воспитывать организованность и умения слушать мнение других, высказывать свою точку зрения. Формируемые УУД: - Личностные: - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; - быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; - не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. - Регулятивные: - принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; - принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); - выполнять работу в соответствии с заданным планом; - участвовать в оценке и обсуждении полученного результата. - Коммуникативные: - работать в команде разного наполнения; - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; - ясно формулировать вопросы к заданиям и пройденному на уроке материалу; - ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и учителя. - Познавательные: - умение самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; - составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; - строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем. |
Основные понятия | Треугольник, прямоугольный, тупоугольный, остроугольный |
Межпредметные свзяи | Окружающий мир, история |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Презентация; модели треугольников, учебник 2100 « Математика» Т.Е. Демилова 3 кл.3 часть. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты УУД | |||
I. Мотивация к учебной деятельности. - подготовить учащихся к работе на уроке; - мотивировать (самоопределение) к учебной деятельности; - актуализировать знания; - воспроизвести знания, умения и навыки, достаточные для выполнения действий при вычислениях. | -Здравствуйте, ребята. Долгожданный дан звонок начинается урок! Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. На урок торопит нас, Математика сейчас. Рефлексия -Перед тем как начать работу узнаем ваше настроение. На ваших столах лежат карточки, возьмите их. Напишите свое имя и фамилию. Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если вас что - то тревожит, огорчает, нарисуйте елочку, а если настроение очень плохое нарисуйте тучку. Устный счет. Рост Кати 98 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 83 см. сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла? Коля свой дневник с двойками закопал на глубину 5 м, а Толя на глубину 12 м. На сколько метров глубже закопал свой дневник Толя? Длина канализационной трубы от входа до выхода 96 м. Спасаясь от милиционера, преступник прополз по этой трубе 34 м. Сколько метров осталось проползти преступнику до выхода из трубы, у которого его ждёт милиционер? | Готовятся к работе Актуализируют знания, осуществляют подготовку к уроку. | Коммуникативные - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; - ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и учителя; Регулятивные: - принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; | |||
II. Формулирование нового знания - организовать формулирование темы урока учащимися; - составить план работы на уроке. | -Сегодня мы познакомимся с новой темой, а для того чтобы ее узнать угадайте ребус. -Какое слово получилось? (треугольник) -Молодцы! Тема нашего урока «Треугольники». -Цель нашего занятия: Познакомится с новыми видами треугольников: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные. -Сегодня на урок к нам пришел Кот Матроскин, он вместе с нами будет узнавать и открывать для себя новое. - А какие геометрические фигуры мы знаем? (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник и другие.) -Ребята, а что вы знаете о треугольнике? (что у него 3 угла, они бывают равносторонними, равнобедренными, разносторонними). -Вспомните где мы можем увидеть треугольники в нашей жизни? (на крышах домов, на дорожных знаках) А знаете, ли вы великие архитектурные памятники, которые напоминают треугольник? (Еги́петские пирами́ды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса). -А кто-нибудь был в Египте? Вы видели эти пирамиды? Какие чувства они у вас вызвали? Пирамида –это геометрическая фигура, которая имеет грани-треугольники. С ней на уроках математики вы познакомитесь позже. Работа с учебником. -Откройте учебник на с. 54. №1. -Задание прочитает… -Что нужно сделать? -По каким признакам можно их разбить? (по цвету, размеру). -Молодцы! Практическая работа -А сейчас мы узнаем, по каким еще признакам они могут различаться. -Для этого вам нужны будут треугольники, которые я вам раздала и линейка-треугольник. -Возьмите зеленый треугольник. -Положите его на парту (плоскость) и возьмите линейку. Зеленый. Линейка, которой мы пользуемся показывает прямой угол, приложим ее к зеленому треугольнику (на слайде). -Это прямой угол? (нет) -Посмотрите внимательно, угол треугольника больше прямого угла? (нет) М.О. Значит такой треугольник называется остроугольным, он имеет острый угол. -Возьмите синий треугольник, положите его на парту и возьмите линейку, прикладываем линейку к треугольнику. (синий) -А у этого треугольника прямой угол? (нет) -Посмотрите внимательно, угол треугольника больше или меньше прямого угла линейки? (больше). М.О. Такой треугольник называет тупоугольным, он имеет тупой угол. -Возьмите красный треугольник. -Положите его на парту (плоскость) и возьмите линейку. (красный) -Прикладываем линейку к треугольнику. -Угол треугольника больше или меньше прямого угла линейки? (не больше и не меньше, равен). -Подумайте, что это значит? М.О. Красный треугольник имеет прямой угол, он называется прямоугольным. Чтение правила -А теперь прочитаем правило из учебника в красной рамочке. №2. С. 54. -Прочитает задание… -Что нужно сделать? -Равнобедренные треугольники, это какие? (у них равны длины двух сторон, эти стороны называются боковыми, а третья сторона- основанием). -Что мы делаем в первую очередь? (находим прямоугольные и тупоугольные треугольники). -Что нам нужно теперь сделать? (найти равнобедренные треугольники) -Как мы их находим? (измеряем стороны). -Теперь мы можем ответить на главный вопрос? (Анника начертила фигуру красного (розового) цвета). -А теперь мы немного отдохнем и снимем напряжение. Физминутка.
| Знакомятся с темой урока, принимают учебную задачу. Высказывают предположения, формулируют собственную точку зрения. Знакомятся с героями урока. Находят решение задания, путём применения своих знаний. Делают вывод с помощью учителя. Выполняют практическую работу, самостоятельно находят ответы. Делают выводы. Работают с иллюстрацией. Определяют группы треугольников. Снимают напряжение | Регулятивные: - принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; - принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); Коммуникативные - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; | |||
III. Закрепление и применение нового знания - реализовать цель урока; - закрепить уже изученные знания. | №3 -Выполняем следующее задание. -Как называется эта фигура? (треугольник, 3 стороны, 3 угла). -Что вам нужно сделать, чтобы начертить эту фигуру в тетради? (измерить ее стороны). -Какие у него стороны? (одинаковые) -Какой вывод мы можем сделать? (это равносторонний треугольник, длины всех его сторон равны). -Какие углы у этого треугольника? (острые, значит он остроугольный). -Как мы находим Р треугольника? (складываем все его стороны). -К доске пойдем. -А теперь проверим правильно ли решил Кот Матроскин. ( на слайде). №4.А) -Прочитает задачу… -О чем идет речь в задаче? (о Аннике и Томми) - Что нам известно в задаче? (Что Томми и Анника каждый час решают одинаковое количество задач. Анника за неделю-30, а Томми-66. Вместе они затратили на это 16 часов). - Какой главный вопрос в задаче? Что требуется найти? (Сколько часов затратил на решение каждый из ребят) - Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? А что мы должны сделать? - Что мы найдём сначала? (Сколько задач решили Томми и Анника вместе) - Каким действием? (сложением) - Вторым? (Сколько они решали задач в час вместе) - Каким действием? (делением) -Третьим? ( сколько затратил на решение задач Томми) -Каким действием? (умножением) -Четвертым? ( сколько затратила часов на решение задач Анника) - Составим краткую запись к задаче. … выходит и за доской составляет краткую запись, остальные у себя в тетрадях. 66+30=96 (з.)-вместе 96:16=6 (з.)-в час решали Томми и Анника 66:6=11(ч)-затратил Томми 30:6=5 (ч) затратила Анника -Проверим правильно ли решил кот матроскин? №4 в) Прочитает задачу… -О чем идет речь в задаче? (о кусках ткани) - Что нам известно в задаче? (из двух кусков сшили 36 одинаковых костюмов. В 1 куске-30м ткани - Какой главный вопрос в задаче? Что требуется найти? (Сколько костюмов сшили из каждого куска ткани) - Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? А что мы должны сделать? - Что мы найдём сначала? (Сколько метров ткани всего) - Каким действием? (сложением) - Вторым? (сколько ткани нужно на 1 костюм) - Каким действием? (делением) -Третьим? (сколько сшили костюмов из 1 куска ткани) -Каким действием? (делением) -Четвертым? (сколько сшили костюмов из 2 куска ткани) - Составим краткую запись к задаче. … выходит и за доской составляет краткую запись, остальные у себя в тетрадях. 1)30+42=72 (м) ткани всего 2) 72:36=2 (м) ткани на 1 костюм 3)30:2=15(к.)-сшили из 1 куска 4)42:2=21(к.)-сшили из 2 куска -Проверим правильно ли решил кот матроскин. №5. -Прочитает…. Это задание выполняет каждый самостоятельно, кто выполнит поднимите руку. -Какие это пример? (в несколько действий) -Что нужно сделать чтобы не допустить ошибку при решении? (поставить порядок действий)
| Применяют свой литературный опыт. Разгадывают ребус Анализируют задачу, выделяют условие и требование. Вместе с учителем составляют план решения задачи. Составляют краткую запись. Оформляют решение задачи. Объясняют и аргументируют свой выбор, оценивают свою работу. Находят значения выражений, работают по вариантам. | Личностные: - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; - быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; - не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. Регулятивные: - выполнять работу в соответствии с заданным планом; - участвовать в оценке и обсуждении полученного результата. Коммуникативные - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; - ясно формулировать вопросы к заданиям и пройденному на уроке материалу; - ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и учителя; | |||
IV. Подведение итогов урока - дать анализ и оценку успешности достижения цели; - наметить перспективу последующей работы. | - Что мы узнали новое на уроке? (новые типы треугольников) -Какая была цель урока? -Нам удалось ее реализовать? -С какими трудностями вы столкнулись? -Какое задание показалось вам больше всего интересным? -Спасибо за продуктивный урок! До свидания! | Осуществляют рефлексию, отвечают на вопросы учителя. | Личностные: - не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. Регулятивные: - участвовать в оценке и обсуждении полученного результата. | |||
V. Домашнее задание | - Запишите домашнее задание. С. 55 № б,г. №6. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: - уметь планировать свою деятельность. |