Технологическая карта урока в 1 классе по математике «Число и цифра 5»
Предмет, класс |
Математика , 1класс |
||
Учитель |
Кузнецова Галина Степановна |
||
Тема урока, № урока по теме |
Число и цифра 5. № 15(Раздел: Числа от1до 10.Нумерация ) |
||
Цель урока |
Познакомить с образованием и составом числа 5, научить писать цифру 5. |
||
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
познакомить с получением и написанием числа 5 |
продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, |
совершенствовать навыки общения |
|
Актуальность и вид использования на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет и др.) |
ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение к учебнику. |
||
Образовательные ресурсы Интернет (адреса сайтов) |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
||||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы действия |
|||||||||||||||||||||||||
1 этап урока. Организационный момент. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Прозвенел и смолк звонок, - А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и помогает вам. |
Настрой на урок |
|
||||||||||||||||||||||||||||
2 этап урока .Актуализация знаний.Мотивация учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||
-Какой сейчас урок? (урок математики) -Как вы думаете, нужно нам изучать математику, для чего? (чтобы учиться считать, решать примеры и задачи и т.д.) - Нашими помощниками на уроке будут герои Маша и Миша. - Прочитайте их пожелание. «Вперед, к знаниям!» Чтобы вы на этот миг Не сидели грустные, Вместе выполнить должны Мы работу устную
Веселый счет: - Давайте дружно сосчитаем от 1 до 10 и обратно.(1,2,3..10; 10,9,8…1) - Назовите число, следующее после 1(2). -Назовите число, следующее за числом 3(4). - Назовите число, предшествующие числу 4 (3). Путешествие в волшебный сад: -Маша и Миша очень любят гулять на свежем воздухе, и сегодня они попали в волшебный сад. Рассмотрите внимательно изображение. Что вы на нем видите? (деревья, кустарники вдоль тропинки) -Сосчитайте, сколько растений расположено справа от тропинки? (6) -Сколько растений изображено слева от тропинки? (3) -На какой стороне предметов изображено больше? (справа) -На сколько? ( на 3 предмета больше) -Маша считает, что вдоль каждой стороны от тропинки есть лишние предметы. Подумайте и скажите какие? (справа ель, слева капуста) -Почему? (потому что ель не фруктовое дерево, а капуста - травянистое растение, а не кустарник) -Правильно. -Посмотрите теперь и скажите, а сейчас с какой стороны предметов больше? (справа) -А почему? (потому что мы убрали по 1 предмету с каждой стороны) |
Слушают вопросы учителя,отвечают на них |
Осуществляют актуализацию полученных знаний |
Взаимодействуют с учителем во время опроса |
Формируют собственное мнение |
Контролируют правильность ответов товарищей |
Умение слушать ,дополнять ответы одноклассников |
||||||||||||||||||||||||
3 этап. Постановка учебной проблемы.Сообщение темы и целей урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||
На уроке математики Нужно быть всегда внимательным.
- Какое время года сейчас? (осень) - Чем богата осень? (своим урожаем)
Вот и осень пришла, Урожай собирать пора. Эй, ребята, не зевайте, Маше с Мишей помогайте!
-Ребята, а что Маша с Мишей могут собрать в нашем саду? (яблоко, сливу, грушу, капусту, абрикос, айву) - Миша очень любит фрукты и в нашем саду он набрал их полную корзину. Маша спрашивает у нас, все ли Миша сделал правильно? (нет) -Почему? (потому что Миша положил в корзину еще и капусту, а капуста фруктом не является) -Ребята, а давайте поможем Маше и Мише обозначить цифрой количество собранного урожая? -Почему мы не сможем его обозначить? (потому что мы еще не умеем писать цифру 5) -Правильно, мы не изучали число 5. - Как вы думаете, а нужно нам с ним познакомиться? (нужно) -Давайте мы пока оставим эту проблему, а в конце урока к ней ещё вернёмся и решим её. – Подумайте и назовите тему нашего урока. (число и цифра 5) - Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться писать цифру5, учиться считать число 5.) - Правильно. Молодцы! Цель нашего урока – Получить новые знания о числе 5 и научиться писать цифру 5. |
Слушают,осознают ,отвечают на вопросы |
выдвижение гипотез и их обоснование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) построение логической цепи рассуждений доказательство знаково-символические |
Отвечают на вопросы |
Умение слушать |
Формулируют цель и тему урока |
Целеполагание Планирование |
||||||||||||||||||||||||
4 этап . Открытие нового знания. |
||||||||||||||||||||||||||||||
1. Образование числа 5. Положите 4 синих круга.Ниже положите столько же красных кругов.как это сделать?(под каждым синим кругом положить красный круг ) Добавьте ещё один красный круг.Сколоко кругов стало? (5) Как получили число 5?(к 4 кругам добавили 1) Покажите цифру,обозначающую число 5 . Что больше: 4 или 5? На сколько больше? -Что меньше: 4 или 5? На сколько меньше? -Какие еще числа меньше? Назовите их 2. Работа по учебнику. Прочитайте вопрос на с.34 и ответьте какое число нужно поставить вместо пропуска?(5) Чем она необычна?(похожа на перевёрнутую цифру 2) Посмотрите,что в классе 5? Посмотрите на рисунок ,чего на рисунке 5?
Посчитайте сколько пальчиков на каждой руке.У каждого пальчика есть своё имя .Кто знает как зовут каждый пальчик? - Ребята, отсчитайте столько палочек, сколько пальцев у вас на руке и возьмите в 2 руки. -Кто как взял?(2 и 3, 3 и 2, 1 и 4, 4 и1,0 и 5) - Дети, вы все взяли по 5 палочек. А как же так получилось, что у вас разные ответы. (Потому что число 5 можно составить по-разному) Как получили 5? |
Отвечают на вопросы учителя,работают с моделями |
Анализируют,сравнивают ,делают выводы |
Выражают в речи свои мысли и действия |
Приходить к общему мнению в совместной деятельности |
Выполняют учебные действия |
Принимать и сохранять учебную задачу |
||||||||||||||||||||||||
Физминутка Поднимает руки класс-это раз, Повернулась голова –это два, Руки вниз.вперёд смотри-это три, Руки в стороны,пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать- это пять. |
||||||||||||||||||||||||||||||
5 этап. Первичная проверка понимания.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
1.Работа в парах. -Рассмотрите следующий рисунок. Положите на каждый рисунок карточку с цифрой. (Проверка 3,1,2,5.) Какого числа нет?(4) Назовите числа от1 до 5 по порядку.Один называет числа начиная с самого маленького,а другой –начиная с самого большого. Рассмотрите рисунки на с.35 и подберите к каждому из них подходящую запись. Один ученик - к первому рисунку,второй – ко второму рисунку. Проверка. Сколько всего монет изображено на полях (6) Какого достоинства первая монета?(5 руб.) Какого достоинства остальные монеты?(1 руб.) Сколько монет по 1 руб. составляют 3 руб.?4 руб.? 5руб.?
Как измерить полоску с помощью мерки? Сколько полосок в зелёной полоске?синей?красной? Какая полоска самая длинная ?короткая?
|
Отвечают на вопросы учителя.Работают в паре |
Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты |
Работа в парах, организуют учебное сотрудничество |
Устанавливают партнёрские отношения |
Добывают новые знания |
Оценивают объективные трудности |
||||||||||||||||||||||||
6 этап . Этап закрепления |
||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в тетради на печатной основе -Откройте тетрадь на стр. 13. - Посчитайте, сколько лягушек сидит на листе кувшинки? (3) - Сколько еще хочет сесть на листик? (1) - Сколько их будет, когда они все залезут на лист? (4) - Какой из написанных примеров подойдет к этому рисунку? (3+1=4) - Теперь сосчитайте, сколько птичек на рисунке? (5) - Сколько птичек улетело с ветки? (2) - Сколько птичек осталось сидеть на ветке? (3) - Найдите подходящий пример для этого рисунка и нарисуйте от него стрелочку. Сделали? Тогда продолжим. Сейчас мы будем учиться писать цифру 5 . Написать цифру 5- Что крючок нарисовать. Но у этого крючка Леска больно коротка. Начинаем писать с середины верхней линии,ведём наклонную линию,немного не доходя до центра клетки ,пишем полуовал,касаясь нижней линии клетки.сверху пишем горизонтальный хвостик. (Учитель демонстрирует правильное написание на доске). -Ребята теперь вы попробуйте в своих тетрадях прописывают цифру 5. - Сначала обведите по синему контуру, а после напишите эту цифру самостоятельно. - Сравните, правильно ли вы написали цифру 5 или допустили неточности Кто догадался ,сколоко цифр 5 дальше нужно написать самому?(5и6 раз) Какая закономерность в следующей строке? Пальчиковая физ. минутка «Алые цветочки» Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Посмотрите на следующее задание.Сколько кругов нужно дорисовать к 2, чтобы получить число 4?(2) сколько круго нужно дорисовать к 3 ,чтобы получить число 5?(2) прочитайте следующее задание .Какие фигуры нужно обвести? Обведите цветы на клеточках. |
Знакомятся с заданиями в тетради,выполняют задания,пишут цифру 5 |
Практическая отработка упражнений. |
Выслушивают ответы одноклассников |
готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |
Осуществляют самооценку |
способность понимать учебную задачу, ориентироваться в учебном материале |
||||||||||||||||||||||||
7 этап. . Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итоги урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||
А теперь, друзья, вниманье Подведем сейчас итог - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? -Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме: знаю Я запомнил смог (я знаю, что число пять можно составить из 2 и 3 и т.д; я запомнил, что число 5 стоит следующим после 4, я смог написать цифру 5 правильно) – Подумайте и скажите, за что каждого из вас можно сегодня похвалить? - Давайте вернёмся к нашей проблеме. Сможем ли мы теперь помочь Маше и Мише обозначить количество фруктов в корзине цифрой? (да) -Теперь мы можем обозначить количество фруктов в корзине? (да). Кто готов это сделать? (один ученик выходит к доске и пишет на доске). Согласны? (рефлексия). Молодцы!
-Покажите, какое у вас сейчас настроение. (Поднимают смайлики) Но вот и всё, урок к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, |
Участвуют в обсуждении |
Осознанно строят выводы |
Выражают собственное мнение о работе и полученном результате |
Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности. |
Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их |
Участвуют в обсуждении |