Презентация «Ритм как средство композиционного строя»

11
2
Материал опубликован 29 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Крюкля Оксана Владимировна

Композиция. 1 класс художественного отделения (уч-ся 10-11лет.)

Тема. Ритм как средство композиционного строя.

На данном занятии продолжаем знакомство с приемами и средствами композиции.

Объяснение нового материала происходит с показом презентации (см. приложение №1), что повышает эффективность образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности.

Самостоятельная творческая работа учащихся на компьютере происходит на этапе закрепления изученного материала. Поскольку учащиеся 1 класса художественного отделения ДШИ еще не обладают достаточным уровнем графических навыков и изображение одинаковых повторяющихся элементов в композиции вызывает затруднение и замедляет процесс работы над созданием композиции, где основной задачей является составление ритмического или метрического ряда, то выполнение задания с помощью компьютера (графического редактора Paint.) дает возможность сэкономить время, позволяет полностью устранить одну из важнейших причин неуспеваемости– неуспех. Все дети, включая самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны. Исчезают комплексы, скованность, страх перед результатом. Вырабатывается усидчивость, внимательность, аккуратность. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Реализуются творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности. Применение компьютера создает на уроке эмоциональный настрой, который положительно сказывается на развитии художественного творчества, повышении мотивации. А использование в заданиях вариативного материала и различных способов работы способствует индивидуализации обучения. Основываясь на индивидуальных особенностях и учебных возможностях учащихся, класс делиться на три группы, и учащимся каждой подгруппы даются задания разного уровня и предлагаются разные способы выполнения. Для каждого задания разрабатывается алгоритм, который выдается детям в печатном или электронном виде. Перед началом самостоятельной работы демонстрируются примеры выполнения данных заданий.

Цели урока. Научить детей составлять ритмическую закономерность в композиции; формирование умения использовать приемы, средства композиции. Использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.

Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с понятием ритма в композиции. Закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint: (кисть и карандаш, ластик, инструменты рисования геометрических фигур, распылитель, заливка, палитра цветов). Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции. Развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать на компьютере. Воспитательные: воспитывать интерес к искусству, любовь к природе.

Тип урока: изучение нового материала. Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров ( в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно. Форма деятельности учащихся: индивидуальная.

Общедидактические принципы, используемые на уроке:

1.Принцип сознательности и активности учащихся: обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности. 2.Принцип наглядности обучения.3.Принцип систематичности и последовательности: опора на полученные ранее знания учащихся и их умения.4.Принцип доступности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Методы и приёмы обучения, используемые на уроке:

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности учащихся: методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы): элементы рассказа-вступления; элементы фронтальной беседы; методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (наглядные методы): метод демонстраций; методы передачи информации с помощью практической деятельности -творческая работа. 2.Методы стимулирования и мотивации учащихся.

Оборудование урока: для учителя: ПК (программа Microsoft Office Power Point) , проектор, экран. Для учащихся: ПК, на компьютерах должен быть установлен графический редактор Paint. (Редактор позволяет создавать довольно сложные и внешне привлекательные рисунки. В распоряжении пользователя различные средства и инструменты для «художественного» творчества – палитра цветов, кисть, аэрозольный баллончик, ластики для стирания, готовые геометрические фигуры (линии, прямоугольники, эллипсы, многоугольники). На жестком диске папка «Рисунки». Листы (файлы) с заданием и алгоритмом.

Объем знаний, необходимых для урока: учащиеся должны знать:
правила техники безопасности; понятия "информация", "компьютер", "программа", "меню", "рабочий стол", " значок", "графический редактор"; что устройствами ввода информации являются клавиатура и манипулятор "мышь"; основные инструменты текстового редактора; основные инструменты графического редактора. Учащиеся должны уметь: пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры; использовать манипулятор "мышь"; работать с командами, открыть и закрыть меню файл; уметь рисовать с помощью графического редактора Paint. (уметь выбрать инструмент в графическом редакторе, знать, какой инструмент выбран, знать назначение панели настройки инструментов, уметь выбрать цвет, используя палитру, уметь копировать и переносить элемент, уметь использовать команду "Отменить",уметь открывать рисунки, сохраненные на жестком диске.)

План урока.

Содержание этапов урока

Длительность

Виды работы

Организационный момент.

1 мин.

Приветствие, проверка присутствия учащихся на уроке, готовности рабочего места.Техника безопасности.

Мотивационный этап.

1 мин.

Постановка цели урока.

Объяснение нового материала.

10 мин.

Беседа с демонстрацией презентации «Ритм как средство композиционного строя».

Физкультминутка.

3 мин.

Игра

Закрепление изученного материала.

25 мин.

Выполнение задания на компьютере.

Подведение итогов.

5 мин.

Просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок, выставление оценок.

Домашнее задание.

   

Ход урока.

1. Организационный момент. Определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; правила безопасной работы при работе на компьютере.

2. Мотивационный этап. Сегодня на уроке мы познакомимся с важным понятием в композиции - «ритм» и научимся составлять ритмическую закономерность в композиции. Практическую работу по новой теме вы будете выполнять на компьютере с помощью графического редактора Paint. Ребята, как вы думаете, в чем преимущество работы с компьютерной графикой от работы с обычным рисунком? (Ответы учащихся)…

3. Объяснение нового материала

(слайд 2) Перед вами два рисунка. Что общего в этих рисунках? В чем разница? Какой рисунок вам нравится больше? Почему?

Правильно, во втором рисунке элементы расположены в определенном порядке, равномерно.

Ритм - равномерное чередование каких-либо элементов

(Слайд 3)Всю жизнь нас сопровождает ритм. Ритм является, прежде всего, одним из основных композиционных начал в природе, он присутствует во многих сферах действительности: в космических явлениях, в органической и неорганической природе (грани кристалла, морской прибой), в повторяемости циклов времен года, в растительном мире, в человеческом организме (ритмы обмена веществ, дыхания, сердцебиения и т. д.).

Приведите еще примеры ритма, которые встречаются в природе.

(Слайд 4) Ритм - метр (частный случай ритма), закономерный ритм, свободный ритм. Ритмически построенные композиции бывают очень выразительны. Ритм присутствует практически в любой станковой композиции более или менее явно. Ритмические закономерности характерны не только для изобразительного искусства. На них построены музыка, архитектура, важны они и в других видах искусства.

(Слайд 5) Метр - Порядок в композиции, при котором её элементы строго повторяются. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки

(Слайд 6, 7) Выразительность и, соответственно, сложность ритма повышаются, если интервалы между элементами постоянно изменяются.
В таком случае возможны варианты: закономерный ритм - чередование, повтор элементов закономерно ускоряется или замедляется;
Свободный ритм - расстояния между элементами не носят закономерно-регулярного характера, а растягиваются или сужаются без явной метрики.

(Слайд 8) Цветок подсолнуха. Лепестки по краю подсолнуха – это? (метрический ряд)

Семена подсолнуха – это? (закономерный ритмический ряд)

Физкультминутка. Игра «Ритм», где «элементами композиции» становятся сами ученики. Руководит игрой «Мастер композиции», он должен составить свой вариант выполнения упражнений из данных «элементов». Самое простое — ребята стоят в шеренге по росту, через одного приседают, каждый четвертый поднимает руки вверх и т.д. Это простой метрический ряд. Затем более сложный ритм? Каждый второй делает шаг вперед или назад, ребята могут по-разному сцепить руки, потом в ход идут стулья — кто-то на них сядет и пр.

5. Закрепление изученного материала.

Задания:

1 группа. С помощью графического редактора Paint выполнить композицию из геометрических форм на основе метрического ряда

Открыть графический редактор Paint (пуск - все программы – стандартные - Paint)

Используя инструмент «прямоугольник» или «эллипс», «многоугольник», «линия» создаем 1-2 разных элемента композиции.

Используя инструмент «заливка» или « кисть» разукрашиваем элементы.

Выделить фигуру, из контекстного меню выбрать команду «копировать», а затем «вставить» (столько раз, сколько вам необходимо для задуманной композиции)

Компонуем элементы композиции, располагая их через равные промежутки

Сохранение рисунка. (подменю “Файл”. - “Сохранить как”- присвоить название )

2 группа. С помощью графического редактора Paint выполнить композицию из геометрических форм на основе закономерного ритма

Открыть графический редактор Paint (пуск - все программы – стандартные - Paint)

Используя инструмент «прямоугольник» или «эллипс», «многоугольник», «линия» создаем элемент композиции.

Выделить фигуру, из контекстного меню выбрать команду «копировать», а затем «вставить» (Для копирования фрагмента и последующей его вставки необходимо: выделить фрагмент; выполнить команды Правка – Копировать , Правка – Вставить; или выполнять такие действия через контекстное меню, вызывая его нажатием правой кнопки мыши)

Далее уменьшаем или увеличиваем вторую фигуру.

Копируем вторую фигуру, вставляем ее и опять уменьшаем или увеличиваем

Возможно дополнительно использовать рисунки, которые находятся в папке «Мои рисунки» (пуск - мои рисунки - выбираем нужный рисунок- в контекстном меню выбираем «копировать»- возвращаемся в графический редактор – в контекстном меню выбираем «вставить»)

Составляем ритмический ряд с постепенным увеличением или уменьшением фигур или растояние между фигурами.

Сохранение рисунка. (подменю “Файл”. - “Сохранить как”- присвоить название)

3 группа. Составить сюжетную или абстрактную композицию на основе свободного ритма.

Для третей группы возможно использование инструментов «карандаш», «кисть».

6. Подведение итогов. Просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок, выставление оценок.

7. Домашнее задание. Подберите в интернете фотографии живой природы, архитектуры, как примеры ритма и метра.

Презентация  к уроку

 

Предварительный просмотр презентации

Ритм как средство композиционного строя. Урок композиции. 1 класс художественного отделения ДШИ. Преподаватель Крюкля О.В.

У Р А В Н О В Е Ш Е Н Н О С Т Ь О М Д И А Н Т А Ц Е Л О С Ь Т Н О С К М П О З И Ц И Я

Рис.№1 Рис.№2 Что общего в этих рисунках? В чем разница? Какой рисунок вам нравится больше? Почему? Ритм – равномерное чередование каких-либо элементов В рисунке №2 элементы расположены в определенном порядке, равномерно.

РИТМ В ПРИРОДЕ

РИТМ В КОМПОЗИЦИИ МЕТР ЗАКОНОМЕРНЫЙ РИТМ СВОБОДНЫЙ РИТМ Ритмически построенные композиции бывают очень выразительны. Ритм присутствует практически в любой станковой композиции более или менее явно. Ритмические закономерности характерны не только для изобразительного искусства. На них построены музыка, архитектура, важны они и в других видах искусства.

МЕТР Порядок в композиции, при котором её элементы строго повторяются. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки (частный случай ритма)

Закономерный ритм Выразительность и, соответственно, сложность ритма повышаются, если интервалы между элементами постоянно изменяются. В таком случае возможны варианты: закономерный ритм - чередование , повтор элементов закономерно ускоряется или замедляется;

Свободный ритм расстояния между элементами не носят закономерно-регулярного характера, а растягиваются или сужаются без явной метрики.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, Оксана Владимировна! Много абсолютно для себя нового узнала! Очень интересно!!!!!!!!

6 August 2018

Спасибо большое за положительную оценку!

15 November 2018

Похожие публикации