Материал к уроку ИЗО в 6 классе «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен»
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цель: Дать понятие пятна, силуэта, тона и тональных отношений в изобразительном искусстве;
Задачи урока: учить анализировать художественное произведение;
развивать приемы работы с красками;
воспитывать художественный вкус.
Наглядный материал: репродукции картин, учебник, художественные принадлежности. композиция, тон, тональная шкала, доминирующее пятно, ритм пятен, контраст, нюанс.
Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Задания на развитие сообразительности и внимания.
Устный опрос. - Что такое ритм? Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Сообщение темы урока. - Сегодня вы узнаете о роли пятна в изображении и его выразительных возможностях при решении композиционных задач. Пятно – основное средство изображения на плоскости. Что может сделать художник на плоскости, - это наносить разнообразные пятна. «Композиция» в переводе с латинского означает составление, связывание, соединение частей между собой. Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части: размер, цвет, освещение, местоположение, линейная перспектива. Контраст – это полярное противопоставление. Например, любой размер в рисунке сам по себе относителен. Попробуйте нарисовать яблоко. Сказать трудно, а значит, и нет ясного образа. А теперь нарисуйте рядом порхающую бабочку. Сразу появится ощущение, что яблоко тяжёлое и крупное. Но если рядом изобразить арбуз, впечатление от нарисованного яблока сразу изменится. Это и есть контраст величин. Мы использовали его, чтобы создать впечатление о размере предмета. Существует много контрастных сопоставлений: длинное – короткое, высокое – низкое, чёрное – белое, неподвижное – движущееся и так далее. Контрасты обостряют сравниваемые качества предметов. Контрасты помогают привлечь внимание зрителя и выделить главное в картине, так как человеческое восприятие сильнее реагирует на разницу в соотношениях. Существует резкий и мягкий контраст. Нюанс – это слабо и незначительно выраженная разница между элементами картины. Контрасты и нюансы тесно взаимосвязаны, ибо дополняют друг друга, позволяя добиваться глубокой выразительности произведения. Важно учитывать в творческой работе и положение источника света.
Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, т. находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали. Боковое освещение хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов. Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Наша композиция будет выполняться гуашью и кистью, ахроматическими цветами: белый, черный и несколько тонов серого цвета. Демонстрация тональной шкалы. Работа с палитрой начинается с белого цвета с постепенным добавлением черного. Возьмем три тона серого: светло-серый, темно-серый и средний. В своей декоративной композиции старайтесь чистые белый и черный цвета брать совсем немного, обращая больше внимания на нюансы серого цвета. В работе акцент сделать на пятно, пластику линий. Практическая работа. Композиция, в свою очередь, строится, исходя из замысла художника, настроения, которое он хочет передать. Черные и белые пятна должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга. Второстепенные элементы композиции – сероватые нейтральные оттенки. Для того чтобы композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминирующее пятно, которое может состоять из нескольких элементов или одного большого. В нашей декоративной композиции центром будет являться изображение ракушки или морского камушка. Благодаря причудливости форм ракушек они очень хороши для создания декоративных композиций. Морские и речные камешки имеют прожилки, вкрапления и очень свободную, обтекаемую, практически не повторяющуюся друг в друге форму – это и нужно взять на вооружение рисующему. Можно выполнить задание из учебника.
Итог урока. Выставка работ учащихся. Выставление оценок.
Домашнее задание: проиллюстрировать в тетради понятия «контраст», «нюанс».