12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рябинина Светлана Александровна84
Россия, Свердловская обл., Новоуральск

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

«УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ»

Цель: создание условий для формирования умения согласовывать несклоняемые существительные с прилагательными и глаголами в речи.

Реализуемые линии развития:

Правильно и умело пользоваться речью в любых жизненных ситуациях: овладение умением грамотно строить словосочетания с несклоняемыми именами существительными; развитие умения понимать учебно-научный текст; развитие умения анализировать свою и чужую устную речь.

Использовать в общении знания о языке: развитие умения анализировать языковой материал, выводить закономерности и формулировать определение; развитие умения отбирать языковые средства, адекватные ситуации общения.

Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять свою письменную речь: формирование навыка написания собственных имен существительных.

 

Ход урока:

Организационный момент (приветствие, запись даты, классной работы)

Этап актуализации знаний

Ребята, мне часто приходится заходить в детский сад за ребенком и слышать разговоры малышей. Эти несмышленыши иногда допускают в речи ошибки, что для них вполне допустимо. Я прошу прочитать услышанные мною предложения, найти ошибки и исправить их.

(На доске:

А моя мама на пианине играет лучше всех.

Ой, как хочется покататься на метре...

Я сегодня пришла в красном пальте.)

Как вы думаете, почему дети допустили подобные ошибки?

С какими существительными они не знакомы?

В чем их особенность?

Как убедиться, что это сущ. несклоняемые?

Покажите, что вы умеете находить нескл. сущ. (распределите в 2 столбика – скл. и нескл. – существительные, записанные на доске)

(На доске:

эскимо, ведро, меню, поле, жюри, табло, печенье, радио, море, шоссе, копье, тире, кофе, пенальти, лето, кольраби, авеню, озеро, окно, пенсне, горе)

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

(На доске: 1 столбик: ведро, озеро, окно, печенье, горе, море, поле, лето, копье

2 столбик: эскимо, пенсне, меню, жюри, табло, радио, шоссе, тире, кофе, пенальти, кольраби, авеню)

Выполните самооценку.

Подведение к теме.

Недавно ко мне подошли четвероклассники и попросили помочь им. Дети сочинили детективную историю. В ней рассказывается о страшном убийстве: была задушена дочь одного миллиардера. Орудие убийства – кашне. Вокруг него закручивается интрига всего рассказа. Дети решили подобрать яркое и точное название, но не смогли этого сделать, т.к. не пришли к единому мнению, как правильно писать заголовок

(на доске «Смертельный, смертельная, смертельное кашне»).

Вы готовы им помочь?

Итак, ребята, прошу высказать свои предположения,

Как должно звучать название произведения?

Что наблюдаем? – название одно, а мнений много.

Почему у нас возникли разные мнения? – мы не знаем слова кашне.

Предположите, что обозначает это слово, проверьте по словарю.

Какие варианты появились?

Название одно, а вариантов много. Почему возникли разные версии названия?

Значит, мы еще чего-то не знаем? – мы не знаем, как употреблять нескл.сущ. в речи.

Формулирование темы и целеполагание.

Сформулируйте тему урока.

Что мы должны узнать?

Чему должны научиться?

Этап открытия новых знаний.

Рассмотрите предложения.

(На доске: Екатеринбургское метро создавалось непросто.

Мне понравилось синее пальто.

Всеобщее внимание привлек строгий месье.

К нам подошла обворожительная мадам.

Молодой шимпанзе ел вкусный банан.

Стремительная Миссисипи уносила плот Гека.

На берегу Черного моря расположен живописный Сухуми.)

Найдите нескл.сущ.

Обратите внимание на слова, которые согласуются с ними. Назовите их.

В каком роде они стоят?

Почему они поставлены в форму именно этого рода?

Сделайте вывод: от чего же зависит правильное употребление в речи нескл.сущ.? Что нужно уметь определять у нескл.сущ.?

Обратите внимание на 1 и 2 пр-я.

Что обозначают нескл.сущ.?

Какие они, собств. или нарицат.? (схема: нарицательные существительные)

Что вы можете сказать о роде нарицательных сущ-х? (схема: средний род)

Понаблюдайте за 3, 4 и 5 пр-ми.

Что обозначают нескл.сущ.? Одушевленные или неодушевленные?

Какой признак отличает их друг от друга? (схема: пол человека или животного)

Что вы можете сказать о роде одушевленных сущ-х? (схема: мужской или женский род, в зависимости от пола, если не определяется, например, у животных, то относим к м.р.)

Обратите внимание на 6 и 7 пр-я.

Что обозначают нескл.сущ.?

Как можно объединить эти названия? (схема: географические названия)

Что вы можете сказать о роде этих сущ-х? (схема: мужской, женский, средний род в зависимости от рода лексического значения)

Проверим свои выводы. Чтение правила на стр.238

Правы ли мы?

Что еще узнали?

Где можно точно узнать род нескл.сущ.?

Дополните в тетради схемы. (нариц. сущ – ср.р., пол – м.р., ж.р., геогр.назв. – м.р., ж.р., ср.р.)

У доски 1 чел. Пользуясь схемой, расскажите правило.

Все упомянули? Выполните самооценку.

Возвратимся к заголовку детектива. Как будет называться рассказ? Почему? – нариц. – ср.р.

Первичное закрепление.

А сейчас поупражняемся в употреблении нескл.сущ.

Прочитайте задание к упр. 462. Что нужно сделать? Выполните работу. Давайте проверим по цепочке. (вкусное какао-ср.р., старое пианино, нужное тире, черный какаду, горячий кофе, древний Сухуми, бурная Риони, жаркий Майями, красивый Торонто, важное интервью)

А теперь задание в карточках на сообразительность. Определите по контексту, какой из упомянутых в тексте водоемов – река, какой – озеро; какой из населенных пунктов – город, какой – деревня.

(От коварного и опасного Мумбо мы свернули к не менее коварной и опасной Юмбо. По её берегам расположено много населенных пунктов. Особенно нам запомнились знойный и пестрый Саити и живописная Исити).

Творческое задание. Определите на карточках род названий животных и вставьте окончания. Будьте внимательны!!! Не путайте несклоняемые названия животных со склоняемыми.

(В обезьяннике было тихо. Спал... мощн... орангутанг, дремал...горилла, чуть похрапывал... во сне шимпанзе. Только шустр... макака никак не хотел... успокоиться.

Травоядные тоже отдыхали. Задумчив... гну жевал траву. Друг... антилопа лежал... в глубине вольера. Американск... лама молча смотрел... на публику. Изящн... газель пощипывал... травку.)

Прочитайте получившийся текст. Есть ли иные мнения? Обоснуйте их.

 

Подведение итогов урока.

Что узнали сегодня на уроке?

Чему учились?

Зачем нужно знать этот материал о нескл.сущ.?

 

Домашнее задание:

упр. 465, дополнительно – проиллюстрировать правило на стр.238.

Опубликовано


Комментарии (2)

Субботина Светлана Львовна, 28.04.16 в 15:19 0Ответить Пожаловаться
Культура речи - это качества речи, обеспечивающие эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок.
Субботина Светлана Львовна, 02.05.16 в 11:32 0Ответить Пожаловаться
Не поняла - какие схемы используются...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.