Технологическая карта урока русского языка «Несклоняемые имена существительные» (6 класс)
Технологическая карта урока русского языка (6 класс)
Тема урока |
Несклоняемые имена существительные. |
Место и роль урока в изучаемой теме |
5-й урок в разделе «Морфология», теме « Имя существительное». Всего 15 уроков |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Цели урока |
Предметные (образовательные) 1) Познакомить учащихся с группой несклоняемых имён существительных 2) Учиться отличать несклоняемые имена существительные от склоняемых. 3) Учиться толковать значения несклоняемых имён существительных. 4) Учиться правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи. Дидактические цели: 5)Способствовать формированию навыка самооценки учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности. 6)Создавать условия для эффективного усвоения учебного материала. 7)Обогатить опыт учащихся во фронтальной, индивидуальной и парной работе. |
Ресурсы |
УМК «Русский язык» под ред.М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской |
Организация образовательного пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах |
Образовательные технологии |
*технология деятельностного метода *технология продуктивного чтения *технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) |
Планируемые результаты урока и средства достижения этих результатов
Предметные знания, предметные действия |
Универсальные учебные действия |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
-правильно писать приставки ПРЕ- и ПРИ-; -познакомиться с группами несклоняемых имён существительных; - уметь отличать несклоняемые имена существительные от склоняемых; -учиться исправлять грамматические ошибки при употреблении несклоняемых имён существительных; - уметь толковать лексическое значение несклоняемых имён существительных (с помощью словаря); -объединять несклоняемые имена существительные в тематические группы; -употреблять несклоняемые имена существительные в своей языковой практике |
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; - учиться планировать учебную деятельность на уроке; - работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, толковый словарь); - определять степень успешности выполнения своей работы; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности на уроке. Средство: технология проблемного диалога, технология оценивания образовательных достижений. |
- ориентироваться в своей системе знаний (понимать, что нужны дополнительные знания для решения учебной задачи); - добывать новые знания: извлекатьинформацию, представленную в разных форматах (текст, иллюстрация); - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Средство: учебный материал |
- слушать и понимать речь других; - вступать в беседу на уроке; - слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы); - договариваться с людьми. Средство: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, работа в парах. |
- формировать личную ответственность за результаты деятельности на уроке; определять и высказывать самые простые, общие для всех людей, правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Средство:учебный материал |
Этапы урока |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, универсальные) |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые УУД |
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1.Организационный момент. (2 мин.) |
Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности. Задаёт эмоциональный настрой на учебную деятельность. |
Осознанно входят в пространство учебной деятельности. |
-Здравствуйте, дорогие ребята! Очень приятно видеть ваши внимательные глаза и одухотворенные лица. Сегодня мы продолжаем работу над темой «Имя существительное». А вот какую группу имён существительных будем изучать, вам предстоит догадаться самим, т.к. тема урока записана на доске не полностью, а лишь частично «……имена существительные». |
Личностные УУД: формирование интереса (мотивация обучения). |
Наблюдение. |
2.Актуализация знаний. (8 мин.) |
Организует повторение изученного материала, необходимого для изучения новой темы. |
Записывают словосочетания с ПРЕ- и ПРИ- и несклоняемыми им. сущ.(по вариантам) Повторяют правило правописания ПРЕ- и ПРИ-. Пробуют склонять им.сущ. в составе словосочетаний Выясняют, что они не склоняются. Формулируют тему урока. |
Начинаем урок традиционно – со словарно-орфографической работы. Какую орфограмму мы повторяем на протяжении нескольких уроков? С какой целью? Сейчас вам предстоит распределительный диктант: из словосочетаний, которые я диктую, вам необходимо выбрать – 1в. – с приставкой ПРЕ-, 2 в. – с приставкой ПРИ- Предлинное пальто, пригласить в кино, превозносить членов жюри, примерять пенсне, превкусное пюре, приоткрыть жалюзи, преодолеть страх перед шимпанзе, принести меню, прекрасный кожаный портмоне, присесть в такси. -Что вы можете сказать о существительных, которые употреблены в составе словосочетаний? Определите их падеж. А теперь выберите два любых и просклоняйте их. Что такое склонение? (Изменение по падежам). Например, слова ПАЛЬТО и КИНО. -Что мы видим? Меняется ли форма этих сущ., т.е. склоняются ли они? Итак, какова тема нашего урока? Допишите её в тетради. Оцените себя в листе эффективности достижений. |
Познавательные УУД. Регулятивные и коммуникативные УУД. |
Наблюдение. Самооценка. |
3.Постановка учебной задачи. (2 мин.) |
Через подводящий диалог инициирует формулирование учащимися цели и постановку учебных задач. |
В процессе диалога с учителем формулируют цель урока, составляют план деятельности на урок. |
-Исходя из темы, какова цель нашего урока? (Знакомство с несклоняемыми именами существительными). -Какие задачи нам предстоит решить? Что мы будем делать для достижения поставленной цели? 1.Узнать, какие сущ. относятся к несклоняемым. 2. Находить несклоняемые имена сущ. в тексте. 3. Объяснять их значение. 4. Употреблять несклоняемые им. сущ. в своей речи. |
Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Регулятивные УУД. |
Наблюдение. Самооценка. |
4.Изучение нового материала. Совместное открытие знаний. (5 мин.) |
Организует изучение нового материала через беседу, связь с жизнью. Учит работать с информацией. |
Дают определение несклоняемым именам сущ. Читают теорию по учебнику. Выясняют несклоняемые фамилии одноклассников. |
-Что вы можете уже по своим наблюдениям сказать о несклоняемых именах сущ.? (Они иноязычного происхождения, у них нет окончания, они заканчиваются на-О, -Е, -И, -Ю, могут быть одуш. и неодуш.) -Давайте обратимся к учебнику с140-141. (Чтение теории). -У вас в классе есть ребята с несклоняемой фамилией? (Вахненко, Батуро). А фамилии Войтович и Почебут склоняются? (у мужчин – да, а у женщин – нет). |
Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
Наблюдение, самооценка |
Физпауза (2 мин.) |
|||||
5. Первичное усвоение новых знаний. (8 мин) |
Учит работать с информацией, корректировать художественный текст с грамматическими ошибками. |
Читают стихотворение, исправляют ошибки, определяют падеж несклоняемых им. сущ. |
-Вы познакомились с теорией. Каковы ваши дальнейшие действия? (Закрепление материала). -Работа в парах. Перед каждой парой - лист со стихотворным текстом. Я его читаю Смешно? Почему? (Есть грамматические ошибки – неправильно употреблены формы некоторых слов). -Ваша задача – работая в парах, исправить эти ошибки. Как-то рано поутру с другом сели мы в метру И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашны и без пальты. Любит кины детвора, если в кинах кенгура Ходит-бродит по шассу, носит в сумке шимпанзу. Кенгура в кафу зашёл, занял там свободный стол И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! -А сейчас по одному представителю от ряда подойти к листам со стихотворением и исправить ошибки, указав при этом падеж нескл. им. сущ. -А теперь оцените себя. |
Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Личностные УУД. |
Наблюдение, анализ. Словесная оценка (оценка – поддержка). Самооценка. |
6.Применение нового знания. (7 мин.) |
Организует усвоение и применение учащимися нового знания. Через систему заданий расширяет кругозор знаний учащихся, их словарный запас, развивает творческое мышление, познавательный интерес. Организует работу в парах и группах. |
Выполняют систему заданий, предложенную учителем. Учатся соотносить иллюстративную информацию с текстовой. Расширяют кругозор, развивают творческие способности. Осуществляют инициативное сотрудничество, участвуют в учебном диалоге. |
-Несклоняемые сущ., в основном, иноязычного происхождения. Знаете ли вы их значение? Если затрудняетесь, то куда надо обратиться? (К толковому словарю) -Итак, перед вами слева – фотографии, на которых изображены вещи, животные, предметы, справа – несклоняемые имена сущ.. которые называют эти предметы. Соотнесите фотографии с их названием, запишите в тетрадь под номерами. При необходимости обращайтесь к толковому словарю иностранных слов. Можно работать в парах или группах (с кем-нибудь объединиться из своего ряда). 1) Кенгуру. 2)Какаду. 3)Пони. 4)Фламинго. 5)Манто. 6)Кашне. 7)Пенсне. 8)Кашпо. 9)Эскимо. 10)Драже. 11)Кольраби. 12)Авеню 12)Фойе. -На какие тематические группы можно разделить эти сущ.? -Составьте с 3 из них интересные сложные предложения. Оцените себя в листе эффективности достижений. |
Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Личностные УУД. |
Наблюдение. Самооценка. |
7.Первичная проверка полученного знания. (5 мин.) |
Осуществляет контроль усвоения знаний с самопроверкой и фиксацией нового учебного материала, изученного на уроке (экспресс-диагностика в виде теста). |
Выполняют упражнение с самопроверкой, формируют зону ближайшего развития. |
Найдите в тексте, пользуясь составленной схемой, несклоняемые существительные и подчеркните их. учащиеся должны были найти (20) 20,19 – «5», 18, 15 –«4», 14, 10 – 3,меньше 10 – «2» Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик, проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчёт количества несклоняемых существительных, самооценка. Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси. Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами. -Поставьте себе оценку за упражнение. Оцените себя в листе эффективности достижений. |
Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
Самостоятельное оценивание правильности ответов. |
8. Подведение итогов. Рефлексия. |
Организует подведение итогов, рефлексию и самооценку работы на уроке. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Оценивают свою работу на протяжении урока, соотносят цель и результат |
-Итак, над чем мы сегодня работали? Чему учились? Проведите рефлексию в своих листах. |
Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
Самооценка (адекватное оценивание результатов своего труда). |
9.Домашнее задание. |
Создаёт условия для осознанного принятия д.з.. |
Принимают домашнее задание. |
С.140-141-правило. Составить небольшой рассказ (7 предложений) на тему «Моё путешествие» или «В буфете (зоопарке, кино, магазине)», используя 5-6 несклоняемых имён сущ. или упр. 268 |
Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
7