12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коровина Татьяна Владимировна59
Россия, Красноярский край, Железногорск
8

Технологическая карта урока русского языка «Несклоняемые имена существительные»

Технологическая карта урока русского языка (6 класс)

Тема урока

Несклоняемые имена существительные.

Место и роль урока в изучаемой теме

5-й урок в разделе «Морфология», теме « Имя существительное». Всего 15 уроков

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урока

Предметные (образовательные)

1) Познакомить учащихся с группой несклоняемых имён существительных

2) Учиться отличать несклоняемые имена существительные от склоняемых.

3) Учиться толковать значения несклоняемых имён существительных.

4) Учиться правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.

Дидактические цели:

5)Способствовать формированию навыка самооценки учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности.

6)Создавать условия для эффективного усвоения учебного материала.

7)Обогатить опыт учащихся во фронтальной, индивидуальной и парной работе.

Ресурсы

УМК «Русский язык» под ред.М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской

Организация образовательного пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Образовательные технологии

*технология деятельностного метода

*технология продуктивного чтения

*технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)


 

Планируемые результаты урока и средства достижения этих результатов

Предметные знания,

предметные действия

Универсальные учебные действия

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

-правильно писать приставки ПРЕ- и ПРИ-;

-познакомиться с группами несклоняемых имён существительных;

- уметь отличать несклоняемые имена существительные от склоняемых;

-учиться исправлять грамматические ошибки при употреблении несклоняемых имён существительных;

- уметь толковать лексическое значение несклоняемых имён существительных (с помощью словаря);

-объединять несклоняемые имена существительные в тематические группы;

-употреблять несклоняемые имена существительные в своей языковой практике

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться планировать учебную деятельность на уроке;

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, толковый словарь);

- определять степень успешности выполнения своей работы;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности на уроке.

Средство: технология проблемного диалога, технология оценивания образовательных достижений.

- ориентироваться в своей системе знаний (понимать, что нужны дополнительные знания для решения учебной задачи);

- добывать новые знания: извлекатьинформацию, представленную в разных форматах (текст, иллюстрация);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Средство: учебный материал

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу на уроке;

- слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы);

- договариваться с людьми.

Средство: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, работа в парах.

- формировать личную ответственность за результаты деятельности на уроке;

определять и высказывать самые простые, общие для всех людей, правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Средство:учебный материал


 

Этапы урока

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, универсальные)

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые УУД

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.Организационный момент.

(2 мин.)

Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности. Задаёт эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Осознанно входят в пространство учебной деятельности.

-Здравствуйте, дорогие ребята! Очень приятно видеть ваши внимательные глаза и одухотворенные лица. Сегодня мы продолжаем работу над темой «Имя существительное». А вот какую группу имён существительных будем изучать, вам предстоит догадаться самим, т.к. тема урока записана на доске не полностью, а лишь частично «……имена существительные».

Личностные УУД:

формирование интереса (мотивация обучения).

Наблюдение.

2.Актуализация знаний.

(8 мин.)

Организует повторение изученного материала, необходимого для изучения новой темы.

Записывают словосочетания с ПРЕ- и ПРИ- и несклоняемыми им. сущ.(по вариантам)

Повторяют правило правописания ПРЕ- и ПРИ-.

Пробуют склонять им.сущ. в составе словосочетаний Выясняют, что они не склоняются.

Формулируют тему урока.

Начинаем урок традиционно – со словарно-орфографической работы. Какую орфограмму мы повторяем на протяжении нескольких уроков? С какой целью? Сейчас вам предстоит распределительный диктант: из словосочетаний, которые я диктую, вам необходимо выбрать – 1в. – с приставкой ПРЕ-, 2 в. – с приставкой ПРИ-

Предлинное пальто, пригласить в кино, превозносить членов жюри, примерять пенсне, превкусное пюре, приоткрыть жалюзи, преодолеть страх перед шимпанзе, принести меню, прекрасный кожаный портмоне, присесть в такси.

-Что вы можете сказать о существительных, которые употреблены в составе словосочетаний? Определите их падеж. А теперь выберите два любых и просклоняйте их. Что такое склонение? (Изменение по падежам). Например, слова ПАЛЬТО и КИНО.

-Что мы видим? Меняется ли форма этих сущ., т.е. склоняются ли они? Итак, какова тема нашего урока? Допишите её в тетради.

Оцените себя в листе эффективности достижений.

Познавательные УУД. Регулятивные и коммуникативные УУД.

Наблюдение.

Самооценка.

3.Постановка учебной задачи.

(2 мин.)

Через подводящий диалог инициирует формулирование учащимися цели и постановку учебных задач.

В процессе диалога с учителем формулируют цель урока, составляют план деятельности на урок.

-Исходя из темы, какова цель нашего урока? (Знакомство с несклоняемыми именами существительными).

-Какие задачи нам предстоит решить? Что мы будем делать для достижения поставленной цели?

1.Узнать, какие сущ. относятся к несклоняемым.

2. Находить несклоняемые имена сущ. в тексте.

3. Объяснять их значение.

4. Употреблять несклоняемые им. сущ. в своей речи.

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Наблюдение.

Самооценка.

4.Изучение нового материала.

Совместное открытие знаний.

(5 мин.)

Организует изучение нового материала через беседу, связь с жизнью. Учит работать с информацией.

Дают определение несклоняемым именам сущ. Читают теорию по учебнику. Выясняют несклоняемые фамилии одноклассников.

-Что вы можете уже по своим наблюдениям сказать о несклоняемых именах сущ.? (Они иноязычного происхождения, у них нет окончания, они заканчиваются на-О, -Е, -И, -Ю, могут быть одуш. и неодуш.)

-Давайте обратимся к учебнику с140-141.

(Чтение теории).

-У вас в классе есть ребята с несклоняемой фамилией? (Вахненко, Батуро). А фамилии Войтович и Почебут склоняются? (у мужчин – да, а у женщин – нет).

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

Наблюдение, самооценка

Физпауза

(2 мин.)

         

5. Первичное усвоение новых знаний.

(8 мин)

Учит работать с информацией, корректировать художественный текст с грамматическими ошибками.

Читают стихотворение, исправляют ошибки, определяют падеж несклоняемых им. сущ.

-Вы познакомились с теорией. Каковы ваши дальнейшие действия? (Закрепление материала).

-Работа в парах. Перед каждой парой - лист со стихотворным текстом. Я его читаю Смешно? Почему? (Есть грамматические ошибки – неправильно употреблены формы некоторых слов).

-Ваша задача – работая в парах, исправить эти ошибки.

Как-то рано поутру с другом сели мы в метру

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашны и без пальты.

Любит кины детвора, если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шассу, носит в сумке шимпанзу.

Кенгура в кафу зашёл, занял там свободный стол

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

-А сейчас по одному представителю от ряда подойти к листам со стихотворением и исправить ошибки, указав при этом падеж нескл. им. сущ.

-А теперь оцените себя.

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД.

Личностные УУД.

Наблюдение, анализ.

Словесная оценка

(оценка – поддержка).

Самооценка.

6.Применение нового знания.

(7 мин.)

Организует усвоение и применение учащимися нового знания.

Через систему заданий расширяет кругозор знаний учащихся, их словарный запас,

развивает творческое мышление, познавательный интерес.

Организует работу в парах и группах.

Выполняют систему заданий, предложенную учителем. Учатся соотносить иллюстративную информацию с текстовой.

Расширяют кругозор, развивают творческие способности.

Осуществляют инициативное сотрудничество, участвуют в учебном диалоге.

-Несклоняемые сущ., в основном, иноязычного происхождения. Знаете ли вы их значение? Если затрудняетесь, то куда надо обратиться? (К толковому словарю)

-Итак, перед вами слева – фотографии, на которых изображены вещи, животные, предметы, справа – несклоняемые имена сущ.. которые называют эти предметы. Соотнесите фотографии с их названием, запишите в тетрадь под номерами. При необходимости обращайтесь к толковому словарю иностранных слов. Можно работать в парах или группах (с кем-нибудь объединиться из своего ряда).

1) Кенгуру. 2)Какаду. 3)Пони. 4)Фламинго. 5)Манто. 6)Кашне. 7)Пенсне. 8)Кашпо. 9)Эскимо. 10)Драже. 11)Кольраби. 12)Авеню 12)Фойе.

-На какие тематические группы можно разделить эти сущ.?

-Составьте с 3 из них интересные сложные предложения.

Оцените себя в листе эффективности достижений.

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД.

Личностные УУД.

Наблюдение.

Самооценка.

7.Первичная проверка полученного знания.

(5 мин.)

Осуществляет контроль усвоения знаний с самопроверкой и фиксацией нового учебного материала, изученного на уроке (экспресс-диагностика в виде теста).

Выполняют упражнение с самопроверкой, формируют зону ближайшего развития.

Найдите в тексте, пользуясь составленной схемой, несклоняемые существительные и подчеркните их.

учащиеся должны были найти (20) 20,19 – «5», 18, 15 –«4», 14, 10 – 3,меньше 10 – «2»

Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик, проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчёт количества несклоняемых существительных, самооценка.

Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.

Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.

Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.

Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.

-Поставьте себе оценку за упражнение.

Оцените себя в листе эффективности достижений.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

Самостоятельное оценивание правильности ответов.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Организует подведение итогов, рефлексию и самооценку работы на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Оценивают свою работу на протяжении урока, соотносят цель и результат

-Итак, над чем мы сегодня работали? Чему учились?

Проведите рефлексию в своих листах.

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

Самооценка (адекватное оценивание результатов своего труда).

9.Домашнее задание.

Создаёт условия для осознанного принятия д.з..

Принимают домашнее задание.

С.140-141-правило. Составить небольшой рассказ (7 предложений) на тему «Моё путешествие» или «В буфете (зоопарке, кино, магазине)», используя 5-6 несклоняемых имён сущ. или упр. 268

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

 

7

Опубликовано в группе «Технологические карты к урокам русского языка и литературы по ФГОС.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.