Родительское собрание на тему «Разрешение конфликтных ситуаций. Педагогика понимания»
Родительское собрание (2 класс).
Тема: Разрешение конфликтных ситуаций. Педагогика понимания.
Педагогика должна стать наукой для
всех - и для учителей, и для родителей.
В.А.Сухомлинский.
Отношения между родителями
и детьми столь же трудны
и столь же драматичны, как
отношения между любящими.
А. Моруа
Цель: воспитание нравственной культуры личности младшего школьника.
Задачи:
Продолжить работу по формированию коллектива, созданию в нём нравственной и эмоционально- благополучной среды.
Формировать нравственную культуру детей и родителей.
Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учащихся.
Актуальность :
В связи с тем, что родители часто обращаются к учителю с вопросом: как правильно выстроить уважительные и доверительные отношения с ребёнком, уместно провести совместное собрание по предложенной выше теме. Главная ценность такого собрания состоит в том, что отчасти в юмористической и отчасти деловой форме оно сможет поднять те нравственные проблемы, которые волнуют родителей.
Форма проведения собрания: деловая игра.
Вопросы для обсуждения:
- Взаимопонимание в семьях воспитанников.
- « В здоровом теле здоровый дух».
- Телевизор в жизни ребёнка.
- Способность ребёнка трудиться.
-Поощрение и наказание детей в семье.
Подготовительная работа к собранию:
Разработка сценария собрания.
Оформление приглашений на собрание.
Оформление класса.
На школьной доске написана тема собрания ;бумажные голуби, несущие в клювах «облака» со словами: любовь, ласка, доброта, уважение, честность верность, дружба, искренность, понимание, забота, согласие. На стенде фотографии совместных праздников, экскурсий, прогулок детей и родителей.
4.Разучивание ролей.
5.Выступления детей.
6. Подготовка материалов для рубрики « В родительский дневник».
Письмо – обращение детей к родителям.
Ход собрания.
Под звуки вальса из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» ребята входят в класс.
Вступительное слово классного руководителя
-Какие птицы прилетели на встречу?
−Голуби.
−Символом чего служат голуби?
−Мира.
−Что нужно для того, чтобы в каждом доме, в каждой семье были мир и согласие?
−Чтобы люди помогали друг другу, понимали, уважали и любили друг друга.
-Тема нашего собрания «Разрешение конфликтных ситуаций.Педагогика понимания».
Уважаемые родители ,очень важно ,чтобы ребенок всегда с удовольствием желал общаться с вами. Во время общения с ним вы узнаете о его переживаниях ,желаниях и вовремя придете на помощь. Основной закон воспитания детей в семье: «Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.»
−Первое слово я предоставляю директору школы (в роли директора ученица)…
2.Выступления детей.
Директор.
−Воспитание детей -сложное, тонкое и ответственное дело. Перед взрослыми неизбежно встает масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, сформировать потребность в труде, воспитать чувство доброты, отзывчивости. Очень важно обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
Ведущий.
−Многие родители нашего класса уделяют достаточно времени на общение с сыном или дочерью. Они в курсе всех интересных событий и являются активными помощниками.
−Аня хорошо учится. Мама всегда находит время поговорить с ней, помочь. Аня тоже помогает маме во всех делах.
−Мама поделится опытом общения с дочерью.
Родители.
Выступление родителей.
Ведущий.
−Успехи вашего ребенка зависят от того, здоров ли ваш ребенок.
Как говорится: «В здоровом теле здоровый дух».
−Слово имеет врач-педиатр (в роли врача ученик).
Врач
-Уважаемые родители, здоровье ребенка волнует без исключения каждого из вас. Мои советы: обязательное выполнение режима дня, так как это позволяет
сохранять ребенку физическое и психическое равновесие; правильное питание; полезный отдых и посильный труд; занятие спортом.
Ведущий
– Наш класс очень спортивный. Многие ребята занимаются в секциях. На уроках физкультуры показывают хорошие результаты. В семьях большое внимание уделяется спорту.
- Егор и Тимур имеют отличную оценку по физкультуре. Самые активные участники всех спортивных мероприятий. Хоккеисты команды « Волна». Семьи очень спортивные.
-Родители поделятся опытом приобщения сыновей к занятию спортом.
Родители Выступление родителей.
Ведущий
-Следующий вопрос: поощрение и наказание.
-Слово имеет психолог (в роли психолога ученица).
Психолог - Часто наши дети становятся нервными, неуравновешенными, порой агрессивными. Почему? Родители порой в грубой форме и неумело используют по отношению к дочери или сыну методы поощрения и наказания.
Советы вам: чаще улыбайтесь ребенку, видя его успехи и победы; поощряйте
жестами; выражайте словесно одобрение. Помните: унижения долго не заживают, безразличие и игнорирование могут остаться на всю жизнь!
Ведущий
-Как в ваших семьях отнеслись бы к следующей ситуации?
Ученик - Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!»
Все семейство скажет.
Ну, а если бы, к несчастью,
Это сделал я?!
«Ты разиня! Ты растяпа!»
Скажут про меня.
Ведущий
- Продолжит наш разговор преподаватель (в роли преподавателя ученик).
Преподаватель
– Я скажу словами С.Брандта:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
…
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Ведущий
-Каждый ребенок нуждается в понимании, уважении.
Инсценировка стихотворения. Овсей Дриз « Кто я?»
Ученики 1.Мать говорит:
-На кого он похож?
Волосы дыбом-
Не мальчик, а еж!
2.Вот я причесан,
Я мальчик опять.
Только надолго ль,
Хотел бы я знать?
3.Стоило локтем
Сестренку задеть,
Крикнул отец:
-Неуклюжий медведь!
4.Сел я спокойно,
Я мальчик опять.
Только надолго ль,
Хотел бы я знать?
5.Взял и запел я,
Тут бабушка вдруг:
-Да замолчи ты,
Горластый петух?!
6.Молча вздыхаю,
Я мальчик опять.
7.Спать я сегодня
Не сразу пошел.
Дед рассердился:
-Упрямый козел!
8.Вот я в постели,
Я мальчик опять.
Только надолго ль,
Хотел бы я знать?
9.К стене отвернулся
И дуюсь молчком-
Того и гляди,
Обзовут индюком!
10.Всех птиц и зверей
Принялся вспоминать,
Кем буду я завтра,
Хотел бы я знать.
(Перевод Т.Спендиаровой)
Ведущий.
Следующий вопрос: о способности ребенка трудиться.
Выступит преподаватель (в роли преподавателя ученица)…
Преподаватель.
Родителям напоминаем слова А.С.Макаренко, который писал: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди ,которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые…не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».
Стихотворение. О.Дриз. «Как сделать утро волшебным»
Чтобы сделать волшебным
Весенний рассвет,
Надо долго-долго идти
И охапку сияющих
Желтых лучей
Самому на дороге найти.
И добавить к сияющим
Желтым лучам
Охапку зеленых веток,
Краешек небес,
Пенье ручья
И маленьких птиц
Всевозможных расцветок.
И добавить немного
Теплого ветра,
Запах ландыша,
Звон травы,
И потом ладошкой
Плеснуть на это
Совсем немножко
Речной синевы.
И все это вместе
Перемешать,
Закрыть глаза
И почти
Не дышать!
Клянусь, это будет
Волшебным рассветом,
Если никто не забудет
При этом
Крикнуть маме:
-Доброе утро!
Ведущий
- А сейчас, мамы и папы, поиграем в вежливые слова.
Ученик. - Если больше есть не в силах
Скажем дружно мы …( спасибо )
-Когда бранят за шалости,
Говорят…( прости, пожалуйста)
-И во Франции, и в Дании
На прощание говорят…(до свидания)
Ведущий.
- Следующий вопрос для обсуждения: телевизор в жизни ребенка.
Преподаватель( в роли преподавателя ученик).
Дети довольно много проводят времени у телевизоров, смотрят передачи и для детей и для взрослых. Для большинства детей телевидение стало большим другом, помогающим узнать много нового и интересного. Признавая пользу, которую может оказать телевидение в воспитании детей, необходимо помнить, что эту пользу надо еще суметь извлечь. А для этого важно представить себе, какие передачи следует смотреть детям.
Родители обсуждают проблему и обмениваются мнениями.
Ведущий
- Наши девочки подрастают быстро. Ох, как не просто быть мамами дочек!
Инсценировка стихотворения. Е.Серова «Три мамы» .
Танюша под вечер с гулянья пришла
И куклу спросила:
-Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками- просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа!
Иди-ка обедать, вертушка,
Сегодня к обеду ватрушка.
Танюшина мама с работы пришла
И Таню спросила:
-Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду,
Опять ухитрилась забыть про еду?
« Обедать!»-кричала бабуся сто раз,
А ты отвечала:
« Сейчас!» да «Сейчас!»
С этими дочками – просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа!
Иди-ка обедать, вертушка,
Сегодня к обеду ватрушка.
Тут бабушка, мамина мама, пришла
И маму спросила:
-Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашла ни минутки,
А вечером сунула в рот
Сухой бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда.
Уж доктором стала, а все – непоседа!
С этими дочками- просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа!
Иди-ка обедать, вертушка,
Сегодня к обеду ватрушка.
Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми?
Ох, как не просто быть мамами!
Ведущий.
-Уважаемые родители, как бы вы поступили в следующей ситуации? Какие советы дали своим детям?
Инсценировка стихотворения А.Барто. «Почему телефон занят?»
По телефону день-деньской
Нельзя к нам дозвониться!
Живет народ у нас такой-
Ответственные лица:
Живут у нас три школьника
Да первоклассник Коленька.
Придут домой ученики,
И начинаются звонки-
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки.
-Андрей, что задано, скажи?
Ах, повторяем падежи?
Все снова по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку.
-Сережа, вот какой вопрос:
Ты полушария унес?
Я в парте шарил, шарил,
Нет карты полушарий!-
Не замолкают голоса,
Взывает в трубку кто-то:
-А по ботанике- леса,
Луга или болото?-
Звонят, звонят ученики…
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
Звонят друг другу на дом!
Звонят, звонят ученики…
У них – пустые дневники,
У нас - звонки, звонки, звонки…
А первоклассник Колечка
Звонит Смирновой Галочке
Сказать, что пишет палочки,
Но не устал нисколечко
Родители обмениваются мнениями.
Инсценировка стихотворения «Недотепа».
Талантливые дети
Надежды подают:
Участвуют в концертах –
Танцуют и поют.
У многих есть возможность
Объездить целый мир –
Проводят в разных странах,
Где – конкурс, где – турнир.
Лисичкина Наташа
Имеет пять наград,
А Вадик, твой приятель, -
Уже лауреат
2.И только недотепам
К успеху путь закрыт
Моя родная мама
Мне об этом говорит.
Но я не возражаю,
А губы, сжав, молчу.
И я на эту тему
С ней спорить не хочу.
3.Пускай другие дети
Надежды подают.
Картиночки рисуют ,
Танцуют и поют.
На скрипочках играют,
Снимаются в кино –
Что одному дается,
Другому - не дано!
Я знаю, кем я буду
И кем я стать могу:
Когда-нибудь из дома
Уеду я в тайгу.
4. Меня сегодня мама
Стыдила сгоряча:
Строитель тоже важен,
Не меньше скрипача.
Ведущий.
- Ребята нашего класса очень активно принимают участие в школьных и классных делах. Многие занимаются в различных кружках и секциях. Достигли успехов. Порадуемся за них и пожелаем новых побед.
Произносятся фамилии детей, достигшие успехов во внеурочной деятельности.
Юные хоккеисты команды « Волна»; мастера по шашкам; участники и победители соревнований по борьбе; футболисты ; девочки-волейболистки; вокалисты; танцоры; учащиеся музыкальной школы; учащиеся художественной школы; рукодельницы- мастерицы мягких игрушек; ребята, активно осваивающие компьютеры в кружке « Компьютерия»;учащиеся, серьёзно и успешно изучающие иностранные языки; мастера художественного слова.
Ученица - Милые наши родители!
Котенок вырастает кошкой,
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу,
Такую же, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают.
И даже их мамы и папы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети.
-Звучит музыка.
Ведущий.
- Пусть эти птенчики в надежных и теплых руках вырастут большими и умными птицами, с очень сильными крыльями.
-Дети вручают родителям птенцов голубей (из бумаги) и говорят им самые искренние слова.
Ведущий
3.Заключительное слово классного руководителя.
- Уважаемые родители, взрослые в ответе за детей перед собой, перед семьей, перед обществом.
Обращение классного руководителя к родителям и детям.
-Родителям: философ Джами 15 век.
Ты памятью свой разум озари,
И день минувший весь пересмотри:
Все ладно ль за день у тебя прошло?
Что сделал за день ты – добро иль зло?
Собой владел ли? Мудр и сдержан был?
Иль разума границы преступил?
Детям: Л.Н.Толстой
Чтобы честно жить, надо рваться, путаться, биться, начинать, ошибаться и бросать, и опять начинать, и опять бросать и вечно бороться и лишаться.
А спокойствие – душевная подлость.
4.Итог собрания.
В конце собрания дети вручают родителям конверты, в которых находится письмо – обращение детей разных времён и народов к своим родителям. Взрослые, прочитав его, будут руководствоваться им в воспитании собственных детей.
Письмо – обращение детей к родителям.
Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чём прошу.
Не бойтесь проявлять твёрдость по отношению ко мне. Это позволяет мне знать меру и место.
Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила-это всё, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться « выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
Не давайте пустых обещаний. Это подорвёт моё доверие к вам.
Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду вести себя так, как будто я –«центр Вселенной».
Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдёт, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я всё равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
Не пытайтесь меня всё время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это преступление. Я должен научиться делать ошибки. Не думая при этом, что я ни на что не годен.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придётся притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
Не забудьте, что я развиваюсь, а значит -экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.
Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите; что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне её предлагают.
Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.
Никогда не считайте, что извиниться передо мной - ниже Вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно тёплые чувства.
Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придётся быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит беспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.
Не забывайте, что мне нужно ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
Не забывайте, ваши добрые мысли и тёплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернутся вам сторицей.
Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо я – ваш ребёнок!
Литература для подготовки к собранию:
1.Газман О.С. Педагогика свободы и педагогика необходимости. М..,1999г.
2. Права ребёнка. (Конвенция ООН о правах ребёнка). Нью-Йорк, 1992г.
3. Райнпрехт Х. Воспитание без ограничений. М...,2000г.
Учитель начальных классов МОУ ГСОШ
г. Калязина Тверской области
Судомойкина В.А.