Родительское собрание «Как поощрять и нужно ли наказывать детей»
Родительское собрание "Как поощрять и нужно ли наказывать детей"
Задачи родительского собрания:
1. Привлечь внимание родителей к проблеме поощрения и наказания ребенка в семье.
2. Дать общее представление о том, как можно взаимодействовать с ребёнком, не прибегая к телесным наказаниям.
3. Обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.
4. Помочь родителям установить для детей правила поведения и их личные границы.
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые родители! Вы несомненно любите своих детей и желаете им только добра. Но ведь быть родителями - это труд. Труд напряжённый, а не только радостный. Сегодня мы попробуем найти ответы на такие вопросы:
- Можно ли наказывать своих детей?
- Когда и как, в каких случаях это делать?
- Не испортит ли детей частая похвала?
Я попрошу вас поделить лист на две половины. На одной из них напишите, пожалуйста, слова, какими вы поощряете своих детей, а на другой – слова, какими ругаете. Посмотрите, в какой части оказалось больше слов, и сделайте выводы для себя.
Какие же наказания для своих детей используют родители в нашем классе?
Итак, начнём с сути понятий. Можно выделить следующие виды наказаний:
Словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения);
Физическое наказание (шлепки, порка, подзатыльники);
Наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, отказ от контакта);
Наказание трудом (уроками, чтением);
Наказание лишением (прогулок, сладостей, компьютера).
Физическое наказание для одних родителей абсолютно неприемлемо, для других – в порядке вещей. В большинстве случаев за благовидной целью воспитания обнаруживается неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом. Физические наказания приводят к тому, что дети становятся неуравновешенными, ранимыми, замкнутыми или вспыльчивыми; повышается уровень тревожности ребёнка; агрессия родителей приводит к агрессии детей.
Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими вреда ребёнку. И трудно представить родителя, который ни разу в жизни ни крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело с аффективной (эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются на ребёнка, когда у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. Просто из-за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы типа «Всё из-за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность.
Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо «Ты-высказывание» («Ты опять получил двойку! Когда это закончится!») заменить «Я-высказыванием» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим- выучи и расскажи мне эту тему.»)
Наказание изоляцией рекомендуется применять спокойно, объясняя причину наказания, обговорив условия его прекращения. Не нужно забывать об индивидуальных особенностях детей. Иногда такое наказание превращается в жестокую пытку и приводит к сильнейшему стрессу.
Наказание трудом – очень противоречивый метод. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». «За то, что опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.
Часто мы наказываем детей за такие промахи и поступки, которые можно и целесообразно дать им осознать, прочувствовать на собственном опыте. Порвал новые брюки – зашей и ходи с заплаткой. Опоздал к обеду – жди ужина. Плохо выполнил работу – переделай.
Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда ребёнку? Известный учёный Ю.Гиппенрейтер советует родителям следующее: когда наказания не избежать, придерживайтесь одного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь идёт о наказании лишением. Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно: прогулка, компьютерные игры, катание на велосипеде, выход в гости и т.д. Если ваш ребёнок совершает плохой поступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.
Итак, подытожим:
Выбирая наказание, всегда спрашивайте себя, какую цель вы преследуете, удастся ли добиться поставленной цели? Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что их станет меньше? Может, причина неуспеваемости не связана с прилежанием. Ребёнок просто не усваивает материал.
При выборе метода наказания контролируйте свои эмоции.
Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте наказания, только если ребёнок совершил действительно серьёзный проступок.
Не наказывайте трудом, чтением и т.п.-тем, что он должен делать добровольно и получать от этого радость.
Как поощрять ребёнка в семье.
- Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет своими игрушками.
- Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
- Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.
- Используйте чаще выражение : «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
- Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите принимать их.
- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, и т.д.
- Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
- Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией у вашего ребёнка.
- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.
- Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
Практическое задание
Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания по группам. Первой группе необходимо составить перечень правильных приемов поощрения. Второй группе необходимо составить перечень неправильных приемов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень правильных приемов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неправильных приемов наказания.
(Участники представляют свои результаты работы в группах)
- Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?
(Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.)
Анализ анкетирования детей (диаграмма)
Всего обследовано: 19 человек
1. Меня наказывают, если...
Учёба, плохие оценки – 68%
Не выполнил или плохо выполнил д/з– 15,8%
Плохое поведение – 15,8%
Не помогаю – 5,3%
2. Меня хвалят, если...
Учёба, хорошие оценки – 68%
Хорошее поведение – 10,5%
Помогают по дому- 52,6%
3. Родители наказывают меня...
а) кричат на меня – 58%
б) называют обидными словами – 15,8%
в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере – 42,1%
г) запрещают гулять – 36,8%
д) ставят в угол, наказывают ремнём – 5,3%
е) на наказывают – 10,5%%
4. Родители поощряют меня...
а) хвалят меня – 79%
б) дарят подарки – 21%
в) покупают вещи – 10,5%
г) что-то разрешают – 42%
д) дают деньги – 5,3%
е) свой вариант – 10,5%
(поездка в развлекательный центр)
Вывод: Конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
Подведение итогов. Как итог нашего разговора, предлагаю посмотреть филосовский фильм « Разговор с богом» и самим сделать соответствующие выводы.
Решение:
- Стараться умело пользоваться, в воспитании детей наказанием и поощрением;
- Помнить о том, что насилие и принуждение в воспитании приносят только вред: ребенок становиться неискренним, лживым, привыкает кривить душой;
- Использовать в общении с ребенком главным методом воспитания – убеждение.