РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Тема: «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»
Участники: воспитатели, родители воспитанников или лица, их заменяющие.
Тип мероприятия: родительское собрание.
Форма проведения собрания: информационно-практическая беседа.
Цель: содействовать процессу активного участия родителей в формировании культурно-гигиенических навыков детей.
Задачи:
1.Способствовать развитию понимания у родителей ценности воспитания самостоятельности и привития культурно-гигиенических навыков у детей.
2.Активно привлекать родителей к развитию навыков самообслуживания и соблюдению личной гигиены детей дома
3.Создать атмосферу общности интересов
"Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей"PPTX / 13.99 Мб
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, бумага в форме листьев дерева.
СТРУКТУРА СОБРАНИЯ:
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
РЕФЛЕКСИЯ
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей.(слайд 1)
Важной составной частью культуры поведения человека, являются культурно-гигиенические навыки. С самого раннего возраста необходимо прививать детям любовь к чистоте и опрятности, потому как, несомненно, это залог физического и психологического здоровья. Привитые с детства навыки приносят огромную пользу в дальнейшей жизни.
Все узнали иллюстрацию к замечательной сказке К.И.Чуковского «Мойдодыр»?(слайд 2)
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. У детей рождается правильная самооценка, складывается критическое отношение к своему облику, постепенно происходит переход к контролю за своим внешним видом.
Необходимо учитывать, что малыши 2-3 летнего возраста впервые сталкиваются с такими задачами, как умывание, мытье рук, использование полотенца, зубной щетки, носового платка и т.д. Самостоятельно одеться или раздеться – еще очень трудно для них, поэтому знакомство с этими важными навыками должно быть мягким и терпеливым со стороны взрослых. Однако не стоит забывать, что излишняя мягкость так же не желательна, так как ребенок однажды потерпев неудачу в довольно не легкой для него задаче, и почувствовав незамедлительную помощь взрослого, в следующий раз может отказаться что-либо делать сам.
Поэтому нужно терпение к его неуклюжести и медлительности, поощрение любого, даже самого незначительного успеха, настойчивость в правильном и последовательном выполнении задачи, требовательность к проявлению самостоятельности. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно.
Какие культурно - гигиенические навыки нужно воспитывать у детей? (слайд 3)
Рассмотрим каждый из этих навыков.
Приём пищи. (слайд 4)
Посмотрите на картинку, какой ребенок правильно ведет себя за столом?(В)
Одним из первых навыков является навык аккуратного приёма пищи. Для того, чтобы у ребёнка сформировалось положительное отношение к приёму пищи, старайтесь соблюдать некоторые правила.
Не делайте за столом замечаний, не упрекайте малыша за разлитый сок или испачканную одежду, а наоборот, покажите ему, как выполнить действие, хвалите малыша за то, что он правильно взял ложку, аккуратно и хорошо поел и т. д.
Важно обеспечить правильную посадку ребёнка за столом, на стол ставят хлебницу (ребенок должен учиться брать хлеб самостоятельно), бумажные салфетки в салфетницах (ребёнок будет сам вытирать лицо), красивую посуду. Все это привлекает внимание ребёнка и повышает аппетит.
Критерии опрятной еды. - Правильно держать ложку (правой или левой рукой). (слайд 5)
- Не крошить хлеб.
- Опрятно есть, пережёвывать пищу с закрытым ртом.
- Не разговаривать с полным ртом.
- Пользоваться салфеткой.
- Пользоваться только своим прибором.
- Тихо выходить по окончании еды из – за стола.
- Благодарить.
Следующий навык.
Одевание и раздевание. (слайд 6)
Маленькому ребёнку тяжело самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы или молнию, вывернуть рукава. Конечно, родители это сделают лучше, да и быстрее. Взрослым так удобнее: не надо тратить время на уговоры, объяснения, ведь надо спешить на работу! Но если взрослые помогают ребёнку при малейшем затруднении, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция и нежелание трудиться: зачем одеваться самому, если мама сама всё застегнёт и завяжет.
Очень важно формировать у ребёнка навыки самостоятельного одевания: учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. С возрастом эти навыки будут совершенствоваться, например, ребенок научится не только надевать куртку, но и застёгивать на ней молнию. Также необходимо учить детей быть аккуратными, не разбрасывать одежду, складывать её на место.
Обучая ребенка одеваться самостоятельно, можно повесить на видном месте алгоритм одевания.
Мытьё рук и умывание. (слайд 7)
Научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем — дело не из простых. Необходимо, чтобы ребёнок усвоил последовательность умывания:
-засучить рукава;
- аккуратно открыть кран сначала с холодной водой, потом постепенно открыть кран с горячей водой. Для детей это достаточно трудное действие, поэтому в первое время воду для умывания настраивает взрослый.
- взять мыло, намочить его под струёй воды, тщательно намылить руки;
-тереть руки со всех сторон до образования пены прямыми и круговыми движениями.
-промыть руки под водой;
-чистыми руками помыть лицо, наклонившись над раковиной;
-отжать руки над раковиной, сложив их замочком. Это надо делать, чтобы вода не капала на пол.
-выключить воду;
-вытереть руки полотенцем досуха.
Использование носового платка. (слайд 8)
Некоторые родители, положив ребёнку платочек в карман, считают, что этого достаточно. Но зачастую ребёнок даже не знает, как им пользоваться. А ведь это тоже одно из важных умений, которым детям необходимо научиться. Для этого тоже нужна помощь взрослого.
Ребёнок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в него игрушки и другие предметы.
Носовой платок — предмет личной гигиены, поэтому его нельзя давать пользоваться другим детям.
Ребёнка надо приучать самостоятельно доставать платочек из кармана рубашки, платья, верхней одежды, разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.
Необходимо формировать умение самостоятельно его использовать. Если ребенок ещё не умеет пользоваться платком, побуждайте его просить помощи у взрослого.
Учим пользоваться расческой. (слайд 9)
- Знать свою расческу и место, где она лежит.
- Показать назначение расчески и формировать навык ее использования.
- Учить спокойно относиться к процедуре причесывания.
- Позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания (Я сам).
- Исключить возможность пользования чужой расческой.
Малыш перед зеркалом.
- Знать, что такое зеркало и его назначение.
- Учить спокойно рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука.
В процессе формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков можно использовать различные методы и приемы. (слайд 10-11)
Предлагаем вам алгоритм мытья рук и раздевания перед сном.(слайд 12-13)
Рефлексия
Уважаемые родители, перед родительским собранием мы вам раздали бумагу в форме листьев дерева. Запишите, пожалуйста, свое мнение о собрании на бумаге и прикрепите их на заготовку дерева на плакате.
Не пропускайте период, когда ребенка привлекают действия с предметами и он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия. Наверстать упущенное в последствии будет очень сложно. На этом наше собрание окончено. Спасибо за внимание! (слайд 14)
Приложение
Алгоритмы
проведения действий
по отработке культурно-гигиенических навыков
Алгоритм мытья рук
Засучить рукава до локтя.
Включить воду.
Отрегулировать струю воды.
Намочить руки водой.
Взять мыло и положить его между ладонями, подставить руки под струю воды, круговыми движениями намылить руки, положить мыло в мыльницу.
Тщательно намылить руки круговыми движениями.
Подставить руки под струю воды, тщательно смыть с рук мыло.
Выключить воду.
Отжать с рук остаток воды.
Взять полотенце, тщательно вытереть ладошки и каждый пальчик в отдельности.
Повесить полотенце на место.
Алгоритм раздевания перед сном
Поставить стул на ковер.
Снять сандалии, поставить их рядом со стулом.
Снять носки , вывернуть их на правую сторону. Повесить носки на спинку стула..
Снять шорты, платье, юбку или брюки положить их на спинку стула, расправить.
Расстегнуть пуговицы на кофте, рубашке. Снять ее, повесить на спинку стула, расправить.
Проверить, аккуратно ли лежат вещи.
Надеть сандалии.
Пройти в спальную комнату.
Художественное слово к режимным процессам
Умывание
* * *
Чище мойся, воды не бойся
* * *
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
* * *
Теплая водичка
Умоет Тане личико,
Пальчики – Антошке,
Сашеньке – ладошки.
* * *
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
* * *
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся
Расчесывание
* * *
Расти коса до пояса,
Не вырони не волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
* * *
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Что мы делаем расческой?
Вите делаем прическу.
Витя в зеркало глядит:
Нет вихров – приятный вид.
* * *.
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косыньки!
* * *
Уж я косу заплету,
Уж я руссу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
«Ты расти, расти коса –
Всему городу краса».
* * *
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший.
Ванечка – пригожий.
Сон.
* * *
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
* * *
Я лягу на кровать
Перестану болтать.
Глазки закрываются,
Что начинается? (Сон)
* * *
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ёжик.
Все вокруг спать должны,
Наши дети тоже.
* * *
Ах ты, душечка!
Ах ты, душечка!
Ах ты, белая
Моя подушечка.
На тебя ложусь щекой,
За тебя держусь рукой!
Литература
Лямовская, В.Г. Ребенок за столом [Текст] : методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков / В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
Григорьева, В.Н. Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников [Электронный ресурс] /В.Н.Григорьева – Режим доступа: /http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,160519/Itemid,118/
Ермакова, Н. Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников [Электронный ресурс] / Н. Ермакова – Режим доступа: http://www./maam.ru/detskijsad/-formirovanie-kulturno-gigienicheskih-navykov-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Кендялова Светлана Анатольевна «Методическое пособие «Формирование культурно- гигиенических навыков у младших дошкольников»
Программа воспитания и обучения в детском саду[Текст] /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 240 с.
Решетникова, Т.Н. Как научить дошкольника одеваться [Текст]/ Т.Н. Решетникова // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2009. - № 9. – С. 45-49.
Интернет-ресурсы.