Родительское собрание 1 класс по теме" Что такое адаптация к школе?"
Родительское собрание в 1 классе
тема : Что такое адаптация к школе?
Повестка:
Что такое адаптация к школе?
Условия благоприятной адаптации.
Начало обучения в школе новый этап в жизни вашего ребенка. Это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Это и новые условия жизни, деятельности: новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется жизнь ребёнка: всё подчиняется школе. Это напряжённый период, так как школа с первых дней ставит перед учеником новые задачи, не связанные с их опытом, требующие максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Возрастает объём нагрузок, связанных с длительной неподвижностью на уроке (35 минут!), в течение полудня.
Приспособление или адаптация ребёнка к школе происходит не сразу, а постепенно и требует значительного напряжения всех систем организма.
Адаптация делится на 3 этапа:
1. ориентировочный – длится 2-3 недели. Когда на весь комплекс воздействий, связанных с началом обучения, все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эти первые недели обучения по интенсивности, и напряжённости изменений, происходящих в организме, можно сравнивать с взаимодействием на взрослый организм экстремальных нагрузок. Учёные изучали сердечно - сосудистую систему и наблюдения показали, что напряжение в области сердца можно сравнивать с напряжением космонавтов в состоянии невесомости. Несоответствие требований и возможностей ребёнка ведёт к неблагоприятным изменениям функционального состояния нервной системы, к падению учебной активности, ухудшению здоровья.
2.неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на воздействие.
3.период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Продолжительность всех этапов адаптации равна 5-6 недель, то есть период продолжается до 15 октября. Наиболее сложными считаются первые 4 недели, первый месяц.
При лёгкой адаптации состояние напряжённости организма ребёнка компенсируется в течение 1 четверти. Большинство детей быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у ребят отмечаются сложности в контактах с детьми, в отношениях с учителем, т. к. им еще трудно выполнять все требования правил поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем. Но к концу октября трудности этих детей
исчезают, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается с новым статусом ученика, с новыми неизвестными требованиями, с новым режимом.
При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У таких детей период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается, они не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Эти дети испытывают трудности и в освоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы и учителя.
У части детей адаптация может протекать тяжело, при этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают к концу года. Они не осваивают учебную программу, отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. На них жалуются дети, учителя, родители, они «мешают работать в классе».
Но необходимо заметить, что за внешним проявлением негативных форм поведения могут быть самые разные причины: те, кто плохо воспитан, и те, у которых отмечается слабость нервной системы. Если вовремя не разобраться в причинах, то все это вместе может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.
Запомните, что основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение всеми навыками учебной деятельности.
Только совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Поэтому в школе созданы благоприятные условия для адаптации:
Уроки первоклассников проводятся только в первую смену.
Продолжительность урока в течение 1 полугодия 35 минут, со 2- го по 40 минут.
Введен 3 часа двигательной активности – 3 урока физкультуры.
Использован ступенчатый режим обучения: в 1 четв.-3 урока, со 2четв. – 4урока, с 3 четверти 5 урок 1 раз в неделю, тк всего в неделю 21 час.
Дополнительные каникулы первоклассников с середины февраля.
Теперь вашей главной задачей является создание дома условий для успешного учения.
Вот некоторые:
1. Организация правильного режима дня школьника. Сон первоклассника 11,5 – 12 часов, для ослабленных детей включить дневной сон 1 – 1,5 часа. Спать укладывать в одно и то же время, советуем вам ввести чтение перед сном, поговорить с вашим ребенком, пообщаться. Недосыпая, дети становятся раздражительными, снижается их внимание, успеваемость. Прогулки младшего школьника 3 - 3,5 часа, включая дорогу в школу и со школы. Оптимальное время для занятий дома с 15-16 часов, с перерывом каждые 20 - 30 минут. Запомните, что занятия вечером бесполезны.
2. Обязательное наблюдение родителей за правильной позой ребёнка во время работы – спина прямая, опирается на спинку стула, ноги стоят на полу, согнутые в коленях под прямым углом, голова слегка наклонена вперед – расстояние от глаз до рабочей поверхности – книги, тетради – 20-30 см (показ – локти на столе, ладонь вытянута, касаемся височной области), грудная клетка не опирается о крышку стола. Высота стола должна соответствовать росту вашего ребенка – рост – 110-119см, высота стола – 52см, высота стула - 32см, рост – 120-129 – 57/35, рост – 130-139см, 62/38 соответственно. Расцветка стола должна быть нейтральной, неяркой, не отвлекающая и неутомляющая глаза. Освещение слева для праворуких, справа для леворуких детей. Правильное положение тетради – под наклоном 30 градусов влево для праворуких, вправо для левшей.. Правша – наклон тетради - влево, левша – вправо. Нижний угол страницы, на которой пишем, должен всегда соответствовать середине груди. Вот эти простые гигиенические правила помогут предотвратить различные искривления позвоночника (он в это время неокрепший, пластичный), будут положительно влиять на качество умственной работы, внимательность и повысят работоспособность.
Несколько ребят неправильно держат ручку и карандаши. Срочно переучиваем! - Представляем, что на среднем пальце ведущей руки слева есть подушечка, на нее укладываем ручку. А указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху. Причем указательный можно легко поднимать, ручка не должна падать! Расстояние от кончика ручки до указательного пальца должно быть 15мм. Ручка простая, легкая, без украшений, кнопок, необъемная, ручки- стирашки сразу убрать и в школе мы их не используем.
На уроках и дома готовим руку к письму –– обводим по контуру, вырезаем, штрихуем, дорисовываем, дописываем, рисуем по точкам, копируем.
3. Помните, что игровая деятельность вашим детям еще необходима. Не исключайте ее!
4. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день (суммируйте время!).
5. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает правила взаимоотношений. В это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его (найдите за что). Поддерживайте, не ругайте за неверно выполненное задание и грязь в тетради. Иначе от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
5. Не пропускайте трудности, возможные на начальном этапе овладения учебными навыками. Если вас приглашает учитель на беседу, консультацию, не пугайтесь, не игнорируйте, а выслушайте советы или рекомендации по обучению или воспитанию и постарайтесь их применять. Если есть логопедические проблемы, то необходима работа специалиста, систематические занятия. Если что- то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, то необходимо обратиться за советом и консультацией к учителю или психологам.
Я призываю всех родителей к тесному контакту со школой. От наших совместных действий зависит успех ребёнка. Маленький школьник сможет жить, учиться и полностью раскрыть способности в обстановке доброты, взаимопонимания, товарищества. Такая обстановка должна быть дома и в школе. Воспитание детей требует от вас терпения, любви и единой линии в воспитании (оба родителя , семья + школа).