Родительское собрание: «Адаптация первоклассника в школе»
Тема родительского собрания: «Адаптация первоклассника в школе».
Цель: познакомить родителей с основными аспектами адаптации первоклассника.
Задачи:
Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе;
Показать пути их преодоления;
Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей и интерес родителей к вопросам воспитания и образования;
План собрания:
Определение понятия «адаптация»;
Физиологические условия адаптации ребенка к школе;
Социально-психологические условия адаптации ребенка к школе;
Система взаимоотношений детей в классе;
Рекомендации.
Ход собрания:
Определение понятия «адаптация».
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Поздравляю вас с важным событием – поступлением ваших детей в первый класс! Первый год обучения определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое зависит от вас – родителей первоклассников. Необходимо серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, эмоциональная поддержка. Вера в себя – залог успеха в учёбе! Не бойтесь хвалить ребёнка, радуйтесь даже самым маленьким его успехам! Помните, что ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
Беседа-обсуждение первых дней ребенка в школе.
Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителем:
с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки;
с каким настроением уходит в школу;
какие занятия ребёнку нравятся в школе и др.
Основная часть.
Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни ребёнка. Начало школьной жизни сильно меняет весь образ бытия ребёнка. Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Что же такое «адаптация»?
Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Физиологические условия адаптации ребенка к школе.
Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это физиологическая адаптация.
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией».
Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.
Неустойчивое приспособление. В это период организм ребёнка находит оптимальные варианты реакций на новые условия.
Относительно устойчивое приспособление. В этот период организм находит подходящие варианты реакции на новые условия.
В эти периоды у ребёнка можно наблюдать признак утомления (снижение артериального давления) и признак переутомления (повышение артериального давления). Дети могут капризничать, многие жалуются на головную боль, усталость. Продолжительность трех этапов физиологической адаптации обычно длится 2 месяца, наиболее сложными являются первый и второй этапы.
Социально-психологические условия адаптации ребенка к школе.
Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики);
Развитие коммуникативной сферы (навыки общения и взаимодействия с детьми, взрослыми);
Саморегуляция и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять данную ребенку простую инструкцию, выполнять задания по образцу, готовой схеме);
Умение вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения.
Для определения уровня успешной адаптации с ребятами проводились методика Е.Р. Горелова «Выявление школьной тревожности у детей» и проективные методика «Рисунок школы» и теста «Домики» (тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребёнка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребёнка к школе.
Чтобы адаптация прошла успешно, необходимо помогать ребёнку. Соблюдать чёткий режим. Помните, что ребёнку нужна ваша любовь и забота. А семейные неурядицы - это враг успешной адаптации ребёнка к школе.
Адаптация к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в процессе: помогают собирать вещи с вечера (не забывайте про самостоятельность: ваша функция проконтролировать, чтобы ребенок ничего не забыл), провожают до школы, вечером обсуждают, как прошёл день ребёнка. В тот момент, когда ребёнку нужна ваша поддержка, не оставляйте ребёнка наедине с его состоянием. Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Помните, что поддержка родителей в период школьной адаптации Очень Важна для детей. Ведь от этого зависит его дальнейшая учёба.
Система взаимоотношений детей в классе.
Взаимоотношения – сложная система контактов, которые складываются с конкретными людьми.
Есть два вида отношений в классе:
- обязательные;
- дружеские (необязательные).
Основа межличностных отношений – это ЧУВСТВА.
Симпатия, сближение – готовность к сотрудничеству;
Антипатия, отдаление – нежелание сотрудничать.
Для того, чтобы Наш класс был дружным, отношения между ребятами положительные, необходимо соблюдать правила-законы класса, как детям, так и родителям.
Законы класса.
Закон Добра – Будь добр к ближнему и добро вернётся к тебе.
Закон Познания – Стремись познавать себя и мир. Овладевай знаниями и готовься к самостоятельной жизни.
Закон Заботы – Прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон взаимоотношений – Главное относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Закон милосердия – Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них.
Закон уважения – Хочешь, чтоб тебя уважали, - уважай права и интересы других людей, а также старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.
Закон правды – Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
Закон свободы – Каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
Закон здоровья – Береги своё здоровье и здоровье окружающих тебя людей.
Закон дружбы – Дорожи школьной дружбой, цени свой класс, школу. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей.
Рекомендации.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением;
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе;
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником;
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками;
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха;
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу;
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Но у первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Я желаю успехов Вам и вашим детям! Любите своих детей!
Список использованной литературы:
Зайцева В. 7 лет - Не только начало школьной жизни. Москва. «Первое сентября» 2008 год.
Ильющенков В. В., Берсенёва Т. А. Здоровье и образование. – СПб., 1993.
Марьяна Безруких, Светлана Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Академия, 1997.
Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.