12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ловыгина Юлия Валентиновна53
Россия, Крым респ., Симферополь

 Родительское собрание 4 класс
Тема: "Кризис повзрослевшего младшего школьника"

Цель:
сформировать у родителей знания о психологических особенностях кризиса подросткового возраста, познакомить их со способами общения с ребенком в период подверженный кризису.
Задачи:
- предоставить знания об изменениях в личностной, физической, психической жизненных сферах ребенка в кризисные периоды;
- провести анализ проблем, появляющихся у детей при общении;
- обнаружить различные пути преодолевания проблем в общении с учениками.

 

Ход собрания
 

Както раз в коконе образовалась крохотная щель, человек проходивший мимо, очень долго наблюдал, как через эту малюсенькую щель старается пролезть бабочка. Прошло большое количество времени и бабочка как будто прекратила прилагать усилия чтобы пролезть, а щель была такой же маленькой. Казалось, что бабочка приложила все свои усилия, и что силы совсем ее покинули.
Тогда человек задумал поспособствовать бабочке, он разрезал маленьким ножичком кокон. Бабочка мгновенно покинула свой домик. Только ее тело оказалось слабым и немощным, а ее крылья слабыми.
Человек стоял и наблюдал, он думал, что крылья бабочки вот-вот станут крепкими, расправятся и она сможет полететь. Однако ничего не произошло!
Всю свою оставшуюся жизнь бабочка тянула по земле свое слабое тельце, и та и не раскрывшиеся крылья. Она так и не полетела.
Это произошло потому, что человек, стремясь помочь ей, не осознавал того, что усилия, чтобы пройти через эту узкую щель были необходимы бабочке для того, чтобы из тела в крылья перешла жидкость, и она смогла полететь. Жизнь принуждала бабочку покидать эту оболочку с трудом, чтобы она в будущем росла и развивалась.
Такую же аналогию мы можем провести и в воспитании детей. Если родитель будет делать за ребенка его работу, он будет лишать его духовного развития. Ученику необходимо научиться осуществлять требуемые усилия, которые смогут помочь ему преодолеть различные трудности и сложности для того, чтобы стать более сильным.

 

Проблема
4 класс – это значимая ступенька в жизни вашего ребенка. Дети уже считают себя взрослыми в рамках начальной школы. С одной стороны, присутствует чувство некой гордости из-за статуса, но а с другой – присутствует страх, связанный с переходом в среднюю школу. А мы довольно часто напоминаем им об этом тогда, когда требуется указать своему детенышу на его промашки, чем усугубляем состояние ребенка и повышаем его тревожность пред иными условиями обучения.
Перед обучающимися четвертого класса появляются множество проблем этого периода:
1.Сложности работы с новыми учителями.
2.Переживания при вызовах к доске.
3.Страх перед написанием контрольных работ.
4.Отсутствие способности работать в темпе, который задает новый учитель.
5.Большой объём учебной нагрузки, домашних заданий.
Актуальность.
Новые условия, смена обстановки для любого человека всегда вызывает пусть и в малой степени тревожность.
Зачастую в период перехода в старшее звено от мамы или папы можно услышать: «Ребенок стал неуправляемый», «С ним стало трудно общаться» и еще множество подобных фраз.. Почему возникает такое поведение? Виноват ли в этом ребенок? Возможно на него кто-то оказывает плохое влияние? А быть может виновником является сам родитель? В таких условиях ребенку не избежать эмоциональную напряженность . Это состояние порою параллельно внутреннему дискомфорту, что приводит к трудностям в интеллектуальной деятельности.
Такое довольно продолжительное психическое состояние зачастую оканчивается агрессией ребенка и его недисциплинированностью, отсутствием внимания на уроках, отставанию в учебе, быстрой утомляемостью и отсутствием желания посещать школу.

 

Итак, давайте выясним какие причины могут быть у кризиса подросткового возраста.

Ребенок обучающийся в 4 классе стоит на пороге очередного возрастного кризиса. Ребенок может быть раздражительным,  у него проявляется повышенная плаксивость, агрессивность, он может проявлять непослушание и быть грубым.  Период характеризуется обогащением эмоциональной сферы ребенка. Здесь уже важна оценка одноклассников, сверстников. Основным становится уже не обучение, а взаимоотношения с такими же детьми. Дети пытаются показать свою индивидуальность. Учащиеся четвертых классов стремятся найти способы, как можно изменить окружающий его мир, поведение взрослых часто подвергается критике с их стороны. У подроста уже формируется свой взгляд на межличностные отношения, на жизнь и ее смысл.
Тревожность учащихся усугубляется и физиологическими изменениями организма.

Давайте с вами разберем психологическую специфику развития младших подростков. В большинстве своем она связана с физиологическими изменениями (половым созреванием). У учащихся возникает ощущение взрослости - самая главная особенность этого периода.
В чем это проявляется? Ребенок сильно переживает по поводу обращения к нему как уже к взрослому.
Школьник меняет свои повадки как при ходьбе, разговоре, так и в своем внешнем виде. Ребенок перенимает из общения со взрослыми различные навыки, но в тоже время в этом присутствуют некоторые противоречия...
Такие как:
ребенок ощущает себя уже взрослым, но реальное положение его иное. Поэтому он старается выглядеть старше. Девчата пользоваться косметическими средствами и одеваться, как взрослые. У мальчиков появляются первые попытки курения;
во взаимоотношениях со взрослыми. Если разговор заходит о его правах, то взрослые общаются с подростком как с ребенком, и в тоже время напоминают о его обязанностях, вызывают у него чувство взрослости. Но наши дети предпочли бы обратный вариант;
между «нужно» и «опасно». Большинство взрослых регулярно устанавливают требования в самостоятельности школьников, и в тоже время не могут одолеть в себе желание обуздать эту самостоятельность.

Общение ребят в этом возрастном периоде выходит гораздо дальше  учебы, становится насыщеннее,непростым, разнообразнее. Взаимоотношения со своими ровесниками для них являются более ценными, чем с родителями. Существенным содержимым общения начинается работа над взаимопониманием. Все это нацелено на сотворение идеала товарища, устранение недочетов не только другого, но и самого себя. Идеалом отношений детей в этом возрастном периоде будет высказывание - «всегда вместе, все пополам». Следовательно и  требование: абсолютная взаимность, сопереживание и способность хранить секреты. В общении ребята делают первые попытки учитывать требования сверстников, нацеливаться на них. Те же разговоры «по пустякам» уже обретают большое психологическое значение в осознании мира взаимоотношений.

Одно из  главных, основных требований раннего подросткового возраста - необходимость самоутверждения, получения достойного места в коллективе. Дети довольно тяжело реагируют на каждое событие, которое наносит вред их репутации в глазах сверстников.. Для самоутверждения подросток может примерить одну из далее перечисленных «ролей»:
«Умные» - дети, требующие признания своих интеллектуальных возможностей;
«Сильные, смелые, волевые» - учащиеся, добивающиеся самоутверждения за счет спортивных достижений;
«Активисты» - учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности;
«Талантливые» - ребята, самоутверждение которых продвигается по тропе развития каких-то творческих способностей;
«Увлеченные» - подростки, которым присуще стремление такие хобби как коллекционирование (монет, марок, этикеток и т. д.), меломании (коллекционирование дисков, тяготение к современным модным увлечениям и ритмам и т. п.);
«Надежный друг, верный товарищ» -дети, основное преимуществовыражается
которых заключается в умении дружить;
Хотя могут быть и сомнительные роли. Например, роль классного «шута». С одной стороны, быть душой компании, остроумным человеком, уметь вызывать смех, поднять настроение окружающих - большой дар природы. Но не каждому человеку он дан.
В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей. «Умные» - дети, желающие получить признание своих интеллектуальных способностей. К этой роли стремятся не только отличники или хорошисты. Больше ценится в этот период не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция. Учащиеся уравновешено выслушивают упреки учителей в том, что они «способные, но ленивые», однако не прощают даже намека на «тупость», «неспособность». Особенно в тех случаях, когда они произносятся привселюдно.

Еще одной особенностью данного возрастного периода является начало бурных процессов полового созревания, мальчики и девочки чрезмерно внимательны  к своим происходящим изменениям. Этот процесс нельзя пускать на самотек, тут необходимо вдумчивое участие.
Какие проблемы при этом могут возникнуть? Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. С мальчиками ситуация сложнее. С раннего детства они опекаются женским влиянием в детском саду, школе, бывает растут в неполных семьях, где нет отцов. Женщин много и среди тех, кто их лечит, учит, воспитывает. Поэтому значима роль отца, а если его нет, необходимо чтобы в жизни мальчика принимал больше участия какой-то другой мужчина - возможно родственник или спортивный тренер.


Итоги родительского собрания
Познакомившись с информацией, можно заключить вывод о том, какие весомые и значимые изменения происходят с ребенком в младший подростковый период.
Итак.
ценность общения с одногодками повышается;
школьник путается определить свое место в коллективе сверстников;
ребенок желает показать свою самостоятельность, но воспользоваться ею еще в полную силу не может;
учащийся начинает смоорганизовываться, и в тоже время его самооценка еще в полной мере не сформирована.
В данный период жизни ребенка взрослым необходимо помогать в создании у детей ситуации успеха, помочь в формировании ценностных ориентиров, предупредить отклонения в нравственном поведении.

Дети становятся практически независимыми от нас, они стремятся делиться своими переживания с друзьями. Они отдаляются от родительской заботы. А стремление родителей контролировать их осознается как вторжение в их внутренний мир. Поэтому родителям, дабы не лишиться доверия ребенка, не оборвать духовных связей с ним, надо попытаться быть терпимее к явлениям этого кризисного возраста, терпимее к его эмоциональным всплескам. Пройдя проблемы подросткового кризиса совместно со своим ребенком, вы иначе взглянете на него, будете им восхищаться, станете ему старшим товарищем, советчиком.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.