12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Пахомова Татьяна Петровна310
Работаю в Гимназии №24.преподаю биологию.У каждого педагога есть свои "изюминки", поэтому буду рада познакомиться с опытом других коллег, рада, если кому-то пригодятся мои материалы. Люблю путешествовать, общаться с друзьями.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Родительское собрание  "Нравственные ценности старшеклассников. Анализ проблемы."
Ребенок учиться тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему!
Себастьян Брандт
Цель: создать условия для понимания значимости духовно-нравственного воспитания в семье.
Задачи: обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях; провести практическую работу по решению проблемных ситуаций; формировать в родителях умение воспитывать в детях нравственные качества.
Форма проведения:тематическое собрание, обмен мнениями.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер.
Вопросы для обсуждения:
1. Способы защиты ребенка от безнравственности.
2.Воспитание нравственности в детях.
3. Пути решения данной про­блемы.
Подготовительная работа: 
1.Анкетирование (см. приложение); 
2.Составление картины «Черно-белый мир»; 
3. Проведение классного часа «Мой мир и я», 
4. Сочинение «Моя семья» или «Традиции моей семьи»
Ход собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя.
    Добрый день, уважаемые папы и мамы! Я рада снова встретиться с вами. Тема нашего собрания будет актуальна всегда. Сегодня мы поговорим о нравственности, о роли семьи в воспитании нравственных ценностей в ребенке.
 Много проблем стоит перед современной семьей, из года в год мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей процесс сложный, длительный, требующий напряжения духовных сил родителей и высокой нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и школа, и общество в целом. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека. Как часто мы слышим слова «нравственность», «безнравственный поступок», «высоконравственный человек». Что же понимают под нравственностью? По словам русского писателя М. Пришвина, нравственность «есть отношение силы разума к силе чувств». Если проще сказать, это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственность не передается по наследству как интеллектуальные способности, ее надо воспитывать.
    Г. Гейне  писал: " Нравственность – это разум сердца" Нравственность любого ребенка начинается в семье, за порогом одного дома.Эрих Фромм писал: "Характер и нравственное поведение ребёнка –это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение. "Мы часто хотим сделать из ребёнка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению.
     Тема сегодняшнего собрания — это своеобразный набат, который призывает взрослых людей подняться на защиту нравственности и к противостоянию нравственному и духовному обнищанию взрослых и, конечно, детей.     
     Основа нравственного воспитания — правдивость и объективность семьи, это отсутствие у ребенка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребенок должен не бояться, но он должен стыдиться за свой по­ступок, переживать из-за него, мучиться и страдать, чтобы больше никогда ничего подобного с ним не произошло. Для того чтобы про­чувствовать — необходимо время. Сегодня очень часто можно столк­нуться с такой ситуацией: ребенок совершил безнравственный по­ступок. Мама стоит рядом и говорит ему: «Скажи, что ты так больше не будешь». Ребенок, маленький или подросток, повторяет сказан­ное матерью, мать еще сама при этом извиняется и с чувством испол­ненного долга семья отправляется восвояси. Проходит совсем немного времени, ситуация повторяется вновь. Почему такое происходит? Потому что сама просьба о прощении была безнравственна, так как она шла не от души и сердца ребенка, она была им не прочувствова­на, поэтому позволила ему еще раз войти в одну и ту же воду.
А если так будет всю жизнь?  Как сделать так, чтобы мы, родители, могли радоваться тому, что нива нравственности, засеянная нами, дала зрелые плоды?  Нередко родители задают себе вопрос, почему их дети растут эгоистами. И не подозревают, что сделали эгоистами их сами. По­зволяя делать все, что бы они ни захотели, мы своей слепой любо­вью сделали это. Если ребенок привык только брать и ничего не давать окружающим, он вырастет невнимательным к близким, гру­бым, а подчас и жестоким человеком.
С раннего детства надо внушать ребенку: если есть у тебя - по­делись с окружающими! Да, в наше время это выглядит очень не­правдоподобно, но вы растите ребенка для себя, для того, чтобы он с вами же был человечнее. Одним из путей воспитания в детях добрых чувств служит воспитание у них бережного отношения к природе, к животным. Если ребенок мучает животных и взрослые его не останавливают, он привыкает к таким жестоким забавам, становится жестоким и к людям. Надо стремиться к воспитанию в ребенке активной доброты. Представления о доброте человека у детей часто бывают не совсем точными и верными: добрый - тот, кто хорошо ведет себя, кто не дерется, кто делится с тобой чем-либо. Эти представления родите­ли должны уточнять и расширять.
Мы сейчас видим, какие жестокие стали дети, даже по отноше­нию друг к другу. Вот ,например, два друга поссо­рились. Ну и разойтись бы им. Нет. Повалил один другого, а друзь­ям сказал: «Пинайте его». Благо милосердия у одноклассников ока­залось больше, чем у друга, - отказались. Но ведь «пинайте», не просто «стукни», а пинайте! Вот и начинается «запинывание» с раннего возраста.
Откуда это? Телевизор, улица, неоправданная жестокость. Проявление зла в жизни - это все то, что мешает людям жить по принципам морали: эгоизм, жестокость, равнодушие, неспра­ведливость, неуважительное отношение к людям. Важно, чтобы дети поняли, что силу человек должен направлять на защиту слабо­го. Иногда родители счи­тают, что их ребенок добр, ведь он не мучает животных, не дерзит старшим. А заступится ли он, когда в присутствия его мучают кошку, готов ли он прийти на помощь людям, которые в этом нуж­даются?
С раннего возраста надо учить делать приятное людям. В семье должна быть атмосфера взаимного понимания, забота друг о друге.  Если в семье есть пожилые люди, нужно учить проявлять вни­мание к ним, ведь вы тоже будете такими, и тогда вы на себе испы­таете, какого ребенка вырастили. Родителям всегда надо вызывать ребенка на откровенный разговор, говорить с ним, узнавать, какие у него отношения со сверстниками.
Нравственное воспитание в семье во многом зависит от обще­ния самих родителей, от того, как они относятся к детям.
Не слушает, упрямится, а иногда и дерзит - почему? Не потому ли, что с самого начала взяли неправильный тон в отношении к ре­бенку? Бестактное слово, грубый окрик - плохие методы воспита­ния. В одном случае ребенок привыкает не реагировать на них, и тогда нельзя рассчитывать на сознательное послушание, в другом- окрики вызывают ответную грубость, внутреннее, сопротивление вашим указаниям.
     Иногда родители бывают несправедливы к своим детям и не замечают этого. Как обидно бывает ребенку, когда он слышит от вас несправедливое замечание, насмешку, сталкивается с непони­манием его интересов! Обратите внимание на то, как вы разговари­ваете с детьми. Ведь не раз бывает так, что попытка ребенка завя­зать с родителями разговор кончается тем, что взрослые отмахива­ются от него, ссылаясь, на то, что им некогда, а как раз в данное время он и хотел поделиться тем, что его мучает, нуждался в вашем совете.
Если ребенок постоянно наталкивается на равнодушие взрос­лых, то потребность поделиться с ними постоянно исчезает. И как знать, не станут ли родители вскоре сожалеть о том, что ребенок стал замкнутым.
Ребенок видит, внимательны ли вы в семье друг к другу, ис­кренни ли в отношениях с другими людьми, знакомыми, соседями, замечает, как разговариваете со всеми окружающими, заботливы ли вы. От того, какие уроки общения получают дети в семье, во многом будет зависеть и их отношение к людям.
Уважение и справедливая требовательность - вот что поможет найти правильный тон, подход к ребенку. Ребенок нуждается в ежедневном внимании родителей.
Запомните: нравственную установку можно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы, и собственный пример родителей.
Что же нужно для её успешного решения?
Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.
Во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.
В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя.
В-четвёртых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представить себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.
П. Анализ анкетирования.
III. А) Решение педагогических ситуаций.
Теперь перейдём к практической части нашего собрания. Я предлагаю вам разбиться на группы. Каждая группа выбирает педагогическую ситуацию и предлагает пути её разрешения, все остальные включаются в процесс обсуждения.
Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребёнка. Ребёнок отрицает это. Родители не замечали за ребёнком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребёнок солгал. Как бы поступили вы?
Ситуация 2. Вы заметили, что ребёнок вырвал листки в дневнике. Ребёнок отказывается говорить о причинах поступка. Ваши действия?
Ситуация 3. Родители одноклассников пожаловались вам, что ваш ребёнок обзывает детей неприличными словами. Что вы предпримите?
Ситуация 4. Ребёнок пришёл из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Яши «двойка». Что вы ответите?
Б) Экскурсия  «Черно-белый мир".
Учащиеся создают художественное полотно «Черно-белый мир», в котором показано все плохое и хорошее, существующее, по их мне­нию, на планете Земля. Для этого каждый ребенок получает лист ват­мана, разделяет его на две половины, одна из которых отображает светлую сторону жизни, а вторая — темную сторону существования. На светлой стороне – Радость, Счастье, Добро, на темной - Грусть, Злоба, Страх, Боль, Горе и т.д. Учащимся предлагается определить, что является причиной их счастья, горя, радости, печали.
Результаты работы каждого сводятся в единое полотно, которое можно склеить в виде бесконечного поезда под названием «Жизнь».
IV. Подведение итогов родительского собрания.
Подходит к концу наше собрание. В заключении мне хотелось бы напомнить вам о том, что мерилом нравственности, благородства и красоты души человека является совесть. Ошибаться, совершать проступки, нарушающие моральные нормы, может любой человек. Но, если у ребёнка воспитано такое качество души, как совесть, если он испытывает стыд, он сможет остановить себя в другой аналогичной ситуации. Задача родителей - воспитать в нём это качество.
Давайте подведём итоги нашего собрания.
- Что нового вы узнали сегодня на собрании?
- В правильности каких методов, применяемых вами, убедились?
- Опыт каких родителей вам был полезен?
- Над чем вы задумались? Что хотели бы исправить в воспитательном процессе в вашей семье?
- Поделитесь своими методами воспитания, что вас волнует?
- Какие у вас отношения в семье?  Делится ли с вами ваш ребенок впечатлениями о прожитом дне?
V. Решение родительского собрания.
1.Создавать в семье здоровую нравственную атмосферу, не допускающую лицемерия, лжи, нечестности, фальши, в отношениях.1
2.. Обсудить дома с остальными членами семьи вопросы, обсуждаемые на родительском собрании.
2. В планирование классных часов включить необходимые темы для коррекции нравственных качеств.
Итог собрания. Нашу встречу мне хочется закончить словами В.А. Сухомлинского «Нравственный облик личности зависит , в конечном счёте ,от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства».
Помните слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». Пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Успехов вам в воспитании детей. Нравственность – это склад души,выражающийся в страстях и поступках. (Аристотель).
  Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб
Кому язык распутства люб
Пусть помнит, что с лихвой получит
Все то от них, чему их учит...
 Коль видят нас и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе,
Держи в приличии свой дом,
Чтоб не каяться потом!                                   
                    Себастьян  Брандт
Каждому родителю раздаю памятки для родителей.
Памятка №1 для родителей
  1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.
  2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
  3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
  4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности для вашего ребенка.
  5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии вашего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.
  6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.
  7. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Памятка№2 для родителей
  • Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
  • Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством упрёка.
  • Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
  • Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
  • Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
  • Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
  • Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
  • Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
  • Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Приложение 1
Анкета для родителей.
1.Любимая сказка вашего ребёнка.
2.Любимый фильм вашего ребёнка.
3.Любимая телепередача вашего ребёнка.
4.Любимый герой вашего ребёнка.
5. Любимая книга вашего ребёнка.
6. Любимая компьютерная игра вашего ребёнка.
7. От чего вы хотели бы оградить вашего ребёнка?
8. От чего вы хотели бы предостеречь вашего ребёнка?
9. От чего вы бы хотели обезопасить своего ребёнка?
10.Как вы пытаетесь это сделать?
Приложение 2
Анкета для учащихся 1.
1. Кто твой лучший друг или подруга? _____________________________
2. Как давно ты с ними ( с ней) дружишь? __________________________
3. Почему ты с ней ( с ним ) дружишь? ____________________________  
4. Может ли твой друг ( подруга) помочь тебе в беде? ________________
5. Можешь ли ты помочь другому человеку, своему другу ( подруге) в беде? _______________________________________________________
6. Можешь ли ты кого-нибудь толкнуть или ударить намеренно? _______
7. С чем это может быть связано?__________________________________
8. Можешь ли ты незаслуженно обидеть другого человека?____________
9. Можешь ли ты о другом человеке сказать неправду?________________
10. Трудно ли тебе быть честным? _________________________________
11. Есть ли у тебя в школе прозвище? ______________________________
12. Как ты к этому относишься? ___________________________________
13. Кто тебя обижает чаще, взрослые или сверстники?_________________
Анкета для учащихся 2.
Я радуюсь, когда __________________________________________
Я смеюсь, когда ___________________________________________
Я веселюсь, когда _________________________________________
Я горжусь, когда __________________________________________
Я плачу, когда ____________________________________________
Я переживаю, когда ________________________________________
Я обижаюсь, когда _________________________________________
Мне стыдно, когда _________________________________________
Мне страшно, когда ________________________________________
Я боюсь, когда ____________________________________________
Я злюсь, когда ____________________________________________
Я хочу драться, когда ______________________________________
Литература
1.Г.Т. Дьячкова, Е.В. Волкова. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград «Учитель» 2008
2.Н.А. Касаткина. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Волгоград «Учитель» 2008
3. Н.И. Дереклеева. Новые родительские собрания 1-4 классы. Москва «ВАКО» 2006
4.Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
5.Яценко И.Ф. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2009.
 
 
 
 
Опубликовано


Комментарии (1)

Гридневская Елена Васильевна, 12.02.17 в 08:46 0 Ответить Пожаловаться
Очень много советов, СПАСИБО!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.