12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антропова Мария Александровна15762
Будь тем, кто открывает двери для тех, кто идет за тобой. (Ральф Вальдо Эмерсон)
Россия, Удмуртская респ., Сарапул
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
13

Родительское собрание «Человек читающий - человек успешный»



Сценарий родительского собрания в 3 классе

«Человек читающий – человек успешный»

 

Цель:  создание условий для осмысления родителями важности чтения (семейного чтения в частности), и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.

 

Задачи:

1. Осмысление важности приобщения ребёнка к систематическому осознанному чтению.

2. Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

3. Освоение родителями приёмов развития техники, осознанности и интереса к нему.

 

Форма проведения: «круглый стол» (диалог с элементами тренинга, практикум)

 

Подготовка: маркерная доска, презентация, ватман, листы А-3 (по количеству групп), маркеры или фломастеры, цветные стикеры с липким краем, памятки для родителей, микрофон (или муляж), рисунок мишени (с записанной в центре темой собрания).

 

Ход собрания:

 

Приветствие родителей. Создание эмоционального настроя с использованием приёма «Микрофон»

Учитель приветствует родителей. Затем, берёт в руки микрофон (можно использовать любой предмет, похожий на микрофон) и сообщает: «Это волшебный микрофон. Тот, у кого в руках окажется этот предмет, поделится со всеми с каким настроением пришёл на сегодняшнюю встречу».

( Учитель начинает. Затем, микрофон передаётся родителями по кругу, каждый высказывается.

Цель данного приёма: снять эмоциональное напряжение, дискомфорт, настроиться на совместную работу).

 

Введение в тему собрания.

просмотр социального ролика о пользе чтения (ресурс взят с YouTube https://youtu.be/EDzTBpEmAj4 )

Учитель: Уважаемые родители! Какую проблему поднимают авторы данного ролика? ( свободные высказывания, учитель обобщает, определяется тема собрания)

 

Актуальность темы определяется с помощью приёма «Мишень» (на доске рисунок)

Учитель: Уважаемые мамы и папы! Перед вами – мишень. В центре мы видим (открыть) тему для обсуждения ( тема собрания). Круги разной удалённости от центра – ваша позиция к теме: центральная часть и круг рядом – означает позицию «ЗНАЮ, ВЛАДЕЮ ИНФОРМАЦИЕЙ ПО ТЕМЕ», следующий круг – «ИМЕЮ НЕКОТОРОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ», внешний круг – «ТЕМА НЕИНТЕРЕСНА, ИНФОРМАЦИЕЙ НЕ ВЛАДЕЮ».

Ваша задача: определить свою позицию и прикрепить стикер – кружок на нашу мишень (родители выходят к доске, прикрепляют стикер).

Учитель комментирует выбор родителей, заостряя внимание на актуальности темы.

 

Практикум (работа в группах)

Учитель: Уважаемые друзья! Давайте подумаем, кто является заинтересованной стороной в вопросе детского чтения? (Родители свободно высказываются. Учитель фиксирует на доске все ответы. Например,

РОДИТЕЛИ

ПЕДАГОГИ

ДЕТИ

ОБЩЕСТВО и т.д.

 

2) Далее учитель распределяет родителей на несколько групп (не менее 4-х, по 4-5 человек) и «раздаёт» участникам групп разные роли: 1 группа – родители, 2 группа – педагоги, 3 группа – дети, и т.д. Каждой группе нужно посовещаться и записать свои варианты ответа на вопрос: «Почему для нас так важна проблема чтения?» (У каждой группы 5 стикеров и фломастер. Уточнить, что каждая мысль записывается на отдельном стикере печатными буквами. На выполнение задания 7 минут.)

 

Презентация работы групп. Спикер от каждой группы озвучивает роль и зачитывает проблемы, которые смогли выделить. Стикеры крепятся на доске ( под той ролью, которую исполняли во время практикума)

 

Учитель обобщает, конкретизирует, направляет работу родителей.

 

Работа на результат.

 

Учитель: Мы все прекрасно понимаем как важно развивать читательский интерес, повышать роль чтения, книги для детей. Предлагаю определить текущую ситуацию и ответить на вопрос: «Как обстоят дела с чтением Ваших детей. Как есть на самом деле?» (Родители высказывают мнение, учитель маркером синего цвета записывает высказывания на листе ватмана. Важно: между записями делать небольшой промежуток, это необходимо для дальнейшего выполнения задания).

 

Учитель: Сейчас немного прервёмся и познакомимся с результатами анкетирования детей и взрослых (накануне учитель проводит анкетирование среди учащихся и родителей).

Познакомлю вас с состоянием читательского интереса детей нашего класса.

1) Может ли человек прожить без книг? ДА – 0 чел., НЕТ, НЕВОЗМОЖНО – 25 чел.

Нравится ли тебе читать? Почему? НРАВИТСЯ – 20 чел. НЕТ – 5 чел.

ПОЧЕМУ? Нравится: интересно, увлекательно, можно узнать новое, чтение снимает напряжение, становлюсь умным, смешно

С удовольствием дети читают произведения Успенского, Носова, рассказы о животных, фантастические рассказы, энциклопедии. Были названы произведения зарубежных писателей, журналы.

Книги в подарок нравится получать – 19 чел., не нравится – 6 чел.

На вопрос «Много ли книг у вас дома» ответили ОЧЕНЬ МНОГО, целая библиотека – 3 чел., МНОГО – 16 чел., НЕ ОЧЕНЬ – 3 чел., МАЛО – 3 чел.

Читают ли тебе дома родители? ДА – 13 чел., ИНОГДА – 5 чел., НЕТ – 7 чел.

Какую книгу ты сейчас читаешь? ВАШИ ОТВЕТЫ СОВПАДАЮТ…

Анкетный опрос детей и родителей свидетельствует и о том, что только в некоторых семьях из числа опрошенных практикуется семейное чтение вслух. Похвально, что 14 родителей из 25 смогли точно назвать книгу, которую сейчас читает их ребенок. Обсуждают прочитанное с ребёнком – в 10 семьях, 6 – иногда, не обсуждают – 8, не видят в этом никакого смысла – 1 семья.

Учитель: Мы определили, как обстоят дела с детским чтением в нашем классе на сегодняшний день. А сейчас я предлагаю ответить на вопрос: «Что можно и нужно сделать, чтобы решить проблему детского чтения. Как должно быть, чтобы дети полюбили чтение, и всем было от этого хорошо?»

( Учитель зачитывает первый пункт, обозначенный родителями при ответе на предыдущий вопрос «Как обстоят дела с детским чтением?» и мотивирует родителей найти ответ на заданный вопрос: «Как должно быть?» и т.д. Запись на листе ватмана маркером красного цвета строго под записями синего цвета).

Работа в группах «Мозговой штурм»

Учитель предлагает родителям объединиться в группы и даёт задание: ваша задача определить что нужно сделать, чтобы из «Как есть?» перейти в «Как должно быть?» Какие нужно сделать шаги от… и до… (раздаёт роли группам) Представьте, что вы – учителя (2-3 группы), а вы – родители (2-3 группы). Можно распределить проблемы, записанные на ватмане между группами.

(Работа в группах на листах А-3. Записывают название проблем «Как есть?» определяют шаги (действия), которые приведут к результату «Как должно быть?». Время работы – 10 минут)

5) Презентация работы (от группы представляет результат родитель – спикер)

5. Подведение итогов. Рефлексия «Микрофон» + «Мишень»

1) Учитель благодарит родителей за активную работу, сотрудничество и просит ответить на два вопроса:

- Какое настроение и эмоции у меня сейчас?

- Что я теперь буду делать для реализации планов по привитию интереса к чтению у ребёнка?

(Отвечают на вопросы по кругу. Можно передавать микрофон).

2) Советы учителя.

Учитель: Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей жизненной необходимостью? (слайд )

 

Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Здесь могут быть два подхода. Первый подход – это «рабочая» библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, справочники, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания и др. Второй подход – приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми. Следует записать ребенка в городскую библиотеку, где из изобилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему.

Родителей и детей сближают совместная покупка книг и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного. (слайд)

Развитие чтения у младших школьников зависит от времени, которое уделяют ребенку в семье родные, от количества книг в доме, от того, часто ли читают в семье сами взрослые. Огромную роль играют вечера семейных чтений, во время которых родители сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны.

Нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими.

Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Получается, современным детям не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.

 

Какие произведения должны входить в круг чтения ребёнка? Как отражаются на чтении разные по жанру произведения? (слайды)

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого из нас - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Книга играет огромную роль в обучении, воспитании и развитии ребенка. Но учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей. (слайд)

Подтверждением сказанного могут служить слова Сессиль Лупан (актрисы, молодой мамы, которая много внимания отдала методикам раннего развития детей): “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Помните, что это – не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи. (слайд)

 

3) возврат к «Мишени»

Учитель: Посмотрите на нашу «Мишень». Если вы изменили свою позицию, переместите свой стикер.

Итак, давайте помнить, что книга – носитель и хранитель национального наследия, воспитатель духовности, «противовес» многим негативным процессам в окружающем ребёнка мире. Читайте сами, читайте вместе с детьми и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами. Этот путь нелёгок, но он прекрасен, поскольку ведёт к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире.

4) вручение памяток по теме собрания


анкеты
DOC / 39 Кб

памятки
DOC / 30.5 Кб

Человек читающий - человек успешный
PPT / 1.64 Мб

социальный ролик о пользе чтения
MP4 / 21.4 Мб

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Ахметшина Наталья Юрьевна, 20.08.19 в 19:10 2Ответить Пожаловаться
Хороший материал для собрания, важный и полезный!
Антропова Мария Александровна, 20.08.19 в 19:23 1Ответить Пожаловаться
Согласна, Наталья Юрьевна! Благодарю Вас за оценку!
Смоленцева Татьяна Григорьевна, 20.08.19 в 21:24 2Ответить Пожаловаться
Мария Александровна, спасибо за прекрасный материал к собранию!
Антропова Мария Александровна, 20.08.19 в 21:40 0Ответить Пожаловаться
Благодарна за внимание к моей публикации, Татьяна Григорьевна! Проводите собрание, потом поделитесь впечатлениями)
Пролубщикова Наталья Владимировна, 20.08.19 в 21:32 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Мария Александровна, за то, что делитесь с нами полезным материалом!
Антропова Мария Александровна, 20.08.19 в 21:47 0Ответить Пожаловаться
Рада, если пригодится, Наталья Владимировна!

Легоцкая Вера Сергеевна, 21.08.19 в 00:38 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Мария Александровна, методически грамотный, серьезный материал, будет востребован коллегами!
Антропова Мария Александровна, 21.08.19 в 08:12 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, Вера Сергеевна за добрый отзыв!
Забелина Маргарита Владимировна, 21.08.19 в 03:40 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Мария Александровна за материал!!! Взяла в копилку.
Антропова Мария Александровна, 21.08.19 в 08:12 0Ответить Пожаловаться
Очень приятно, Маргарита Владимировна, пользуйтесь!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.