Родительское собрание (деловая игра) «Давайте говорить друг другу комплименты, или Роль похвалы в воспитании подростка»
Родительское собрание (деловая игра)
«Давайте говорить друг другу комплименты, или Роль похвалы в воспитании подростка»
Комплименты ничего не стоят,
но многие дорого платят за них.
Томас Фуллер
Цель
Создать условия для осмысления родителями важности и актуальности умения выражать слова одобрения в отношении с подростками, показать большую роль комплиментов в мотивации подростков, расширить педагогический кругозор родителей, стимулировать их желание серьезно заниматься воспитанием детей.
Задачи
1. Познакомить родителей с информацией по проблеме собрания и обсудить ее;
2. побудить родителей к обмену опытом по проблеме собрания, осуществлять рефлексию их жизненной практики;
3. способствовать выработке у каждого из родителей собственной воспитательной позиции в отношении своего ребенка в связи с обсуждаемой проблемой;
4. формировать родительский опыт поведения в различных ситуациях семейного воспитания, учить моделированию ситуаций и поведению в этих ситуациях.
Форма проведения
Собрание проводится в форме деловой игры. Игра позволяет увидеть проблему глазами разных людей, поэтому на этапе предварительной подготовки родители формируются в группы «Дети», «Родители», «Учителя», «Психологи», «Эксперты».
Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного обсуждения проблемы формируется одно или несколько её решений.
Предварительная подготовка
1. Классный руководитель готовит и рассылает приглашения на родительское собрание. (Приложение 1)
2. Классный руководитель создает оргкомитет для проведения собрания, который формирует 5 групп родителей: «Дети», «Родители», «Учителя», «Психологи», «Эксперты».
3. Классный руководитель формулирует и записывает примерный круг вопросов для обсуждения и для предварительной подготовки к собранию. (Приложение 2).
4. Классный руководитель готовит (находит в ресурсах Интернета, распечатывает, можно воспользоваться результатами конкурсов детского рисунка по соответствующей тематике) вместе с руководителями групп листовки-плакаты для оформления собрания. (Приложение 3).
Ход собрания
Перед началом собрания звучит музыка (приложение 4).
Классный руководитель.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на собрании «Давайте говорить друг другу комплименты, или Роль похвалы в воспитании подростка». Сегодня мы попытаемся обсудить вопрос о том, какова роль похвалы, одобрения в воспитании подростков. (Обращает внимание родителей на тему, эпиграф, записанные на доске, на плакаты и листовки).
Комплимент - это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв. Комплименты - простое, но мощное средство, помогающее устанавливать хорошие отношения с другими людьми, в том числе и с нашими собственными детьми. Как правило, комплименты доставляют удовольствие и поднимают самооценку подростка. А сказанные вовремя и умело, они способны мотивировать ребенка на совершение других положительных поступков. Подчеркивая достоинства наших детей, мы, родители, поневоле вызываем симпатию к себе, а значит, и доверие, что особенно важно в общении с подростками. Говоря комплимент, мы должны быть по возможности честны и откровенны, ведь дети не терпят и не прощают фальши.
Как правильно хвалить своих детей? Как найти нужные слова в случае, когда кажется, что и хвалить ребенка вроде бы не за что? Как использовать комплименты для мотивации в учебе и другой полезной деятельности? Все ли дети любят комплименты, или есть такие, которым нужно с осторожностью говорить слова одобрения? Попытаемся вместе ответить на эти вопросы. Давайте предоставим слово группе «Дети».
Группа «Дети»
(Примерный круг обсуждаемых вопросов и ответов на них).
Как мы выяснили из бесед с детьми и из ресурсов интернета, мы, родители, нечасто говорим приятные слова своим детям. Не хвалим их просто так, без повода. Обычно не считаем нужным хвалить детей за то, что они должны были сделать (помыть посуду, сделать уборку и т.д.). Это связано с тем, что многие родители излишней похвалой боятся испортить, избаловать ребенка. И подростки это понимают.
Комплименты являются самым эффективным способом поощрения, одобрения действий, качеств характера подростков, а также помогают развить нравственные качества личности. Сказанные искренне и правильно, комплименты помогают во много раз усилить положительные качества подростка и играют заметную роль в процессе воспитания. Подростки часто не уверены в себе, боятся выступать на сцене, заговорить с другими, поддерживать беседу, отстоять свою точку зрения. А родители не только этого не замечают, но в некоторых случаях еще и насмехаются над неумелыми действиями своего сына или дочери. Поэтому в вопросе развития в своем ребенке уверенности, желания совершенствоваться, да и в целом вырастить гармоничную личность помогают приятные слова. Какие именно комплименты наиболее действенны для подростков?
Прежде всего комплименты, относящиеся непосредственно к личности, чертам характера, навыкам, умениям. Приведем несколько примеров.
-Ты у меня такой самостоятельный - сам сделал уборку, прополол грядку, вымел двор.
-Ты сделала замечательную вышивку из бисера на конкурс! Да ты творческий человек! Уверена, твоя креативность будет по достоинству оценена жюри.
-Ты тщательно погладил свои брюки. Молодец! Ты такой аккуратный и опрятный!
Следующий вид комплиментов, который дети отметили как наиболее значимый для них, - комплименты, относящиеся к личности через внешность, предметы. Приведем примеры.
-Ты сделала очень необычную прическу. Здорово! Видно, что у тебя прекрасно развит эстетический вкус!
-У тебя всегда аккуратно выполнены домашние задания, тетради в образцовом порядке! Ты очень бережливый и ответственный ребенок.
-Какую сложную книгу ты читаешь! В ней столько трудных слов, ты очень умный и у тебя отличная память, раз ты легко запоминаешь столь непростые тексты и разбираешься в этих серьезных терминах.
Но самыми эффективными являются комплименты, подчеркивающие действия подростка. Приведем примеры.
-Ты каждый вечер наводишь порядок в своей комнате. Молодец! Не у всех твоих сверстников хватает терпения делать это ежедневно!
-Ты каждое утро делаешь зарядку! Это говорит о том, что ты заботишься о своем здоровье. Чувствуется, что ты думаешь о будущем.
-Ты уже целый год ходишь на шейпинг. Многие на твоем месте уже бы бросили, а ты целеустремленная, не отступаешь от своих желаний.
Подростки, сами того не осознавая, реагируют на похвалу адекватно: когда мы хвалим само действие, качество выполнения этого действия, то тем самым вызываем в наших детях желание продолжать, развиваться, совершенствоваться.
Правильные комплименты, по отзывам самих подростков, заметно повышают их самооценку, а также формируют умение говорить комплименты другим людям. Поэтому очень важно, чтобы подросток регулярно видел и слышал, как родители сами говорят друг другу комплименты и слова поддержки, похвалы. Ведь дети копируют поведение своих родителей.
Говоря комплименты подросткам, мы выражаем таким образом свою любовь и заботу о них. А это, в свою очередь, делает их внимательнее к окружающим, улучшает взаимоотношения и взаимопонимание в семье.
Классный руководитель.
Давайте предоставим слово группе «Родители».
Группа «Родители»
(Примерный круг обсуждаемых вопросов и ответов на них).
Мы как родители отмечаем, что мало задумываемся о том, чтобы вовремя и правильно похвалить своего ребенка. А ведь готовясь к собранию, многие из нас осознали, что нельзя бояться хвалить детей, на похвалах они растут, словно на дрожжах. Как правило, мы все испытываем дефицит одобрения. Вспомните: в три года нас хвалили каждую минуту, в пять лет – каждый день, в двадцать – хорошо, если раз в году. Грудного ребёнка мама хвалит беспрестанно. Познание морали начинается с того, «что такое хорошо», а не с того, «что такое плохо». Цель похвалы одна: побуждение к нужному действию. Поэтому к похвале всегда нужно пояснить, за что именно мы хвалим ребенка. «Какой молодец, не просто сделал уборку, а еще и окно вымыл!»
Многие из нас, родителей, беспокоятся: а если ребёнок хвастается, напрашивается на похвалу? Вдруг вырастет из него хвастун и зазнайка? Не вырастет! Хвастунами и зазнайками становятся чаще всего те дети, которых мало хвалили в детстве. Нам, родителям, нужно научиться постоянно радоваться достижениям своего взрослеющего ребенка и не стесняться демонстрировать свою радость.
Всем нам известен метод кнута и пряника. Обычно рассматривают вместе поощрение и наказание. Но такое сопоставление ошибочно. Наказание более действенно, когда речь идёт о взрослых. В отношениях с подростком эффективнее поощрение. Словом, уважаемые родители, не бойтесь хвалить детей... Даже порицание начинайте с похвалы. И если мы хотим сказать своему ребенку о недостатке, то должны говорить о нём как об исчезающем недостатке, мол, всё хорошо, все идёт в правильном направлении, ещё немного усилий!
Что может случиться, если родители не будут делать комплименты своему ребенку? Если его с детства упреками и замечаниями убеждают в том, что он хуже других? Возможно, он свыкнется с таким к себе отношением и будет плохо учиться. В дальнейшем будет пассивен и не попытается улучшить свою судьбу. У него сложится психология неудачника. А потом его действительно будут преследовать неудачи. Возможно и другое: подросток может стать социально опасным для людей, ведь ребёнок, не получивший в детстве достаточно любви, внимания и поощрения, из чувства самосохранения убеждает себя, что он не хуже других, а может быть, даже лучше! И изо всех сил он пытается доказывать это. Такие ребята стараются верховодить среди сверстников, часто подличают, хитрят, ведут себя нагло и агрессивно. Считают себя умнее, талантливее других. Таким образом, мы убедились в том, что делать комплименты ребенку мы, родители, должны обязательно, и нужно этому важному и нужному делу серьезно учиться!
Классный руководитель.
Давайте предоставим слово группе «Учителя».
Группа «Учителя»
(Примерный круг обсуждаемых вопросов и ответов на них).
Комплимент – очень действенный и тонкий педагогический инструмент. Учитель, как и родитель, должен обязательно хвалить своих учеников. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» - эти слова известного психиатра и психотерапевта прошлого века В.Леви каждый педагог должен вспоминать ежедневно. Как правильно похвалить ученика? Предлагаем вместе разобраться в этом вопросе.
Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса. Главное предназначение комплимента – передать искреннюю веру педагога в его ученика. Каждый подросток, как и взрослый, нуждается в положительной оценке и одобрении своей деятельности и достижений. Только отмечая достоинства, можно убедить ребенка в необходимости учиться.
Также необходимо понимать, что хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за те способности, которые он имеет от природы. Важно, чтобы ребенок понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Неконкретный комплимент, типа «Ты молодец», малоэффективен, может вызвать сомнения подростка в его искренности.
Еще очень важный момент: слова одобрения, сказанные учителем, должны быть искренними и заслуженными, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников и не настроить всех против одного. Необоснованная похвала быстро теряет всякий смысл, приучает ребенка к дешевому успеху. Школьник, которого хвалят по каждому поводу, в дальнейшем подсознательно ожидает слова одобрения за каждый свой шаг. А если не слышит этих привычных для него слов, искренне недоумевает, разочаровывается.
Комплимент, сказанный учителем, не должен содержать упреков, недомолвок, намеков. Похвалив ученика, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости этого личного достижения. Также важно, чтобы слова одобрения не строились на сравнении. Не стоит сравнивать достижения одного ученика с результатами его сверстников.
Похвала в устах учителя– верный путь к воспитанию гармоничной личности. Разумная учительская и родительская похвала связаны с определенными ожиданиями взрослых, и большинству подростков удается их оправдать. Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника – заслуженная и умеренная. Нужно искать повод похвалить подростков, и обязательно находить его!
Классный руководитель.
Слово предоставляется группе «Психологи»
Группа «Психологи»
(Примерный круг обсуждаемых вопросов и ответов на них).
Мы, готовясь к собранию, обратили внимание прежде всего на психологические причины необходимости и эффективности комплиментов. Все психологи указывают на то, что глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству. Почему? Дело в том, что одной из важнейших психологических потребностей человека является потребность в положительных эмоциях. Психологами установлено, что оптимальный для здоровья эмоциональный фон создается, когда 35 % получаемой человеком информации вызывает положительные эмоции, 60 % эмоционально нейтральны, 5 % вызывают отрицательные эмоции. То есть для поддержания здоровья положительных эмоций должно быть в семь раз больше, нежели отрицательных.
Таким образом, эффективность воздействия комплимента объясняется тем, что комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека - потребность в положительных эмоциях. Собеседник, удовлетворяющий эту нашу потребность, воспринимается нами как приятный. Симпатия возникает в результате положительных оценок со стороны собеседников (родителей и детей). Это происходит оттого, что мы склонны симпатизировать тем людям, которые оценивают нас положительно, и проявлять настороженность к тем, кто оценивает нас отрицательно.
Исследования психологов также показали, что, хотя людям нравится, когда их хвалят, и они склонны испытывать симпатию к тому, кто их хвалит, однако никто не любит, чтобы его обманывали. Если похвалы слишком льстивы, или хвалящий бессовестно извлекает выгоду, «втираясь в доверие» к тому, перед кем расточает комплименты, то такой человек симпатии не вызовет. Незаслуженная похвала может обидеть даже ребенка, а подросток может расценить такой комплимент как иронию или, того хуже, как издевательство.
Еще одно предназначение комплиментов с точки зрения психологии заключается в корректировке поведения подростка, в его мотивации, в том числе учебной. Информация, которую подросток получает о себе, влияет не только на его самооценку, но и на последующее поведение. Ребенок становится более ответственным, ему хочется соответствовать той высокой оценке, которую он получил от взрослого.
Какова польза комплимента для подростка? Во-первых, у ребенка улучшается настроение, ведь, как выяснили ученые, организм человека, услышавшего похвалу, выбрасывает в кровь так называемые гормоны удовольствия. Эти гормоны улучшают настроение и продлевают молодость. Во-вторых, комплимент имеет позитивное внушающее действие. Подросток поверит в свои способности, например в то, что у него «светлая голова» или «золотые руки», если ему постоянно говорить об этом. Сто комплиментов убеждают лучше, чем пятьдесят или десять. Поощряемое действие повторяется намного чаще, чем то, которое игнорируется.
С точки зрения психологии комплимент помогает избавиться от душевного дискомфорта, наладить взаимоотношения с окружающими. Подростки хотят чувствовать себя значительными, нужными. Предоставляя им такую возможность, взрослые своим комплиментом поднимают их самооценку, прибавляют уверенности и оптимизма.
Как действует комплимент на подростка? Назовем все этапы этого воздействия. Во-первых, благодаря установке на желательность того положительного качества, за которое похвалили, оно на уровне подсознания принимается за реальность. Во-вторых, у подростка возникает чувство удовлетворения, а оно всегда сопровождается положительными эмоциями. В-третьих, возникшие положительные эмоции переносятся на того, кто их вызвал, т.е. у подростка зарождаются добрые чувства к человеку, сказавшему комплимент.
Также психологи отмечают положительное влияние комплимента и на взрослых, которые этот комплимент сделали. Замечая все лучшее в окружающих, мы постоянно сами себе повышаем настроение и усиливаем положительные эмоции.
И еще одно: умение говорить комплименты – показатель общей и психологической культуры, воспитанности и душевного здоровья. Если человек умеет говорить комплименты, значит, он внимателен к окружающим, умеет видеть их достоинства и знает, когда и как об этом сказать. Если человек любит говорить комплименты – значит, он добродушный, любит людей, он нравится сам себе! А с таким человеком жить радостно и приятно. Подводя итог сказанному, можно назвать комплимент самой гуманной и беспроигрышной формой взаимодействия взрослых и детей.
Классный руководитель.
Слово предоставляется группе «Эксперты»
Группа «Эксперты»
Группа подводит итоги, делает выводы, знакомит собрание с составленной заранее (на этапе подготовки к собранию вместе с классным руководителем) листовку «Говорите комплименты своим детям». (Приложение 5)
Классный руководитель.
Классный руководитель благодарит всех за проделанную работу, подводит итоги.
Список использованной литературы
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М., 1988.
2. Иссерс О. С. Речевая тактика комплимента в разговорной речи // Речь города. Тезисы докладов Всероссийск. межвузовск. науч. конференции. – Омск, 1995.
3. Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. 5-9 классы. Метод. пособие / Л.И. Саляхова. – М.: Глобус, 2006
4. Шейнов В.П. Неотразимый комплимент. Безотказные приемы влияния. – Питер, 2015.
Приложение 1
PPTX / 116.24 Кб
Приложение 2
DOCX / 13.43 Кб
Приложение 3
DOCX / 703.79 Кб
Приложение 4
MP3 / 5.72 Мб
Приложение 5
DOCX / 14.32 Кб
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Елена Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Елена Владимировна
Перминова Елена Федоровна
Легоцкая Вера Сергеевна
Перминова Елена Федоровна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна