Родительское собрание "Формирование стрессоустойчивости обучающихся"
Родительское собрание «Формирование стрессоустойчивости обучающихся»
Цель родительского собрания: проинформировать родителей обучающихся о способах формирования стрессоустойчивости детей.
Задачи:
- сформировать у родителей понимание стрессоустойчивости у школьников;
- предоставить рекомендации по методам её развития.
На подготовительном этапе психолог знакомится с психолого-педагогической литературой по теме собрания, анализирует и отбирает необходимый материал. На основе изученного он разрабатывает методические рекомендации для родителей.
Повестка собрания включает в себя:
Интервенция психолога по теме встречи.
Взаимодействие с родителями.
Практическое применение полученных знаний.
Основное содержание
Психолог: Уважаемые родители, если вы полагаете, что стресс касается только взрослых, то это не так. Дети подвержены стрессовым ситуациям наравне со взрослыми. Хотя стресс не всегда негативен и может мотивировать нас к разрешению проблем, в некоторых случаях он способен вызвать такие неблагоприятные реакции, как бессонница, заторможенность и апатия.
Школьники получают огромный объем информации, совмещая учёбу с секциями, дополнительными занятиями и общением в социальных сетях, что усиливает стрессовые факторы. Особенно уязвимы младшие школьники, которым сложно справляться с трудностями. Поэтому важно научить детей управлять стрессом, ведь стрессоустойчивые люди быстрее решают проблемы и ощущают себя более счастливыми.
Как вы считаете, возможно ли развить это качество у ребёнка? Это не только возможно, но и необходимо. Родители обязаны повышать стрессоустойчивость своего ребёнка, то есть их способность справляться с трудными ситуациями и учить их правильно «отпускать» стресс, а не накапливать его. Стрессоустойчивость напрямую связана с успешностью в разных аспектах жизни. Мы стремимся к тому, чтобы наши дети могли решать сложные задачи, не испытывая чрезмерной нагрузки. Необходим положительный и приемлемый стресс, предоставленный с нужной поддержкой. Мы должны помочь мозгу наших детей максимально развиваться, обеспечив им пространство для формирования силы. Поэтому начинать учить ребёнка управлению стрессом следует с дошкольного возраста.
Период 6-10 лет идеален для формирования стрессоустойчивости. Родители и педагоги должны передать детям жизненные навыки, помочь им стать свободными в общении и уметь адаптироваться к разным жизненным условиям. При выборе методик важно помнить о возможных затруднениях, таких как проблемы с концентрацией, эмоциональная закрытость и отсутствие навыков сострадания и самовыражения. Если такие трудности существуют, их необходимо работать.
Рассмотрим несколько техник и упражнений для развития стрессоустойчивости у школьников.
Формирование правильных привычек. Чтобы научиться управлять стрессом, необходимо начать с простых шагов — выработки полезных привычек: установленного режима дня, качественного сна, утренней зарядки и регулярных тренировок. Например, если ребенок хочет прогуляться, а вы знаете, что у него впереди спортивная тренировка и невыполненные домашние задания, стоит обсудить с ним, что сперва нужно закончить важные дела, чтобы не задерживаться с уроками до позднего вечера, когда он уже будет уставшим. Прививание таких привычек, как «сначала работа, потом отдых», способствуют ребенку в формировании правильного распорядка дня и предотвращают стресс из-за незавершенных уроков. Родители помогают детям планировать свой день, например, создавая совместный график, который можно красиво оформить и разместить на видном месте для постоянного контроля.
Эмоциональная разрядка. Детям важно изучать, как выражать свои эмоции через ролевые игры и моделирование ситуаций, как, например, покричать или радоваться искренне. Это помогает детям быть более устойчивыми к стрессу, так как выплескивание эмоций снижает уровень стресса и предупреждает возникновение различных заболеваний как физического, так и психологического плана. Упражнение «Обзывалки» направлено на использование игровых методов для приемлемого выражения гнева в словесной форме. Важно заранее разъяснить, что это игра, и не стоит обижаться. Дети передают предмет (например, мяч), называя его различными неоскорбительными терминами, начиная фразы с «ты…». В конечном раунде участники обмениваются приятными словами, такими как «Ты — мой друг!». Это позволяет выпустить негативные эмоции, после чего услышать что-то хорошее о себе.
Упражнение «Волшебные шарики» предназначено для снятия эмоционального напряжения. Дети располагаются в круге. Взрослый просит их закрыть глаза и создать «лодочку» из ладоней. Затем он кладет каждому в руки стеклянный шарик и предлагает: «Возьмите шарик, согрейте его, соедините ладони, покатайте, подышите на него, передайте ему тепло и заботу… Теперь откройте глаза и расскажите по очереди о чувствах, возникших во время практики».
Не менее важно обучать детей управлению своими эмоциями, используя специальные задания. Например, можно провести упражнение «Эмоциональный скульптор», где ребенок работает с невыгодной эмоцией, такой как страх. Он записывает физические признаки этой эмоции и затем находит способы их изменить.
Также применимо упражнение «Пульт управления эмоциями», где взрослый с помощью пульта переключает эмоции у ребенка, демонстрируя, как реагировать на различные ситуации.
Для развития концентрации и саморегуляции можно делать упражнения, такие как «Игры в тишину» и «Маленькая птичка», позволяющие детям научиться спокойствию и контролю над собой. Важно, чтобы родители поддерживали и поощряли ребенка в процессе развития этих навыков.
Рекомендации и решение собрания: родителям совместно с детьми выполнять рекомендации психолога. Научиться вырабатывать навыки стрессоустойчивости.
Горбачёва Марина Юрьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна