12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горланова Ольга Михайловна46

Родительское собрание.

Тема: «Учебная мотивация учащихся».

Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.

Задачи: повысить уровень мотивации учащихся; привлечь внимание родителей к учебной деятельности ребенка; сплочение коллектива родителей и детей.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Родители учащихся также заинтересованы в этом. Но иногда учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, но желания нет». В данном случае у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает и развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти и похожие вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Поиску ответов на них и посвящена наша встреча.

II. Выступление психолога

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он равнодушно относится к учению и знаниям, не испытывает интереса к учению, не осознает потребности в нем. К сожалению, в школе обычно работают методами внешних побуждений, и в качестве основной побудительной силы выступает отметка. Отметка - определенная форма оценки.

Эффективность учебной деятельности школьника зависит как от генетических задатков, так и от знаний и навыков, приобретенных самим учеником. Успеваемость, в первую очередь, зависит от уровня мотивации. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл.

Мотивация (от латинского корня, означающего "двигать" внутреннее побуждение, интерес, заинтересованность, желание, стремление к чему-то.

Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, окончить институт, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей.

Человек активно включается в деятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать

Рассмотрим причины недостаточной мотивации подробнее:

неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Если по каким-то причинам учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение в средних и старших классах оказывается трудным делом;

отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знаниями и нужными навыками. Но это ему трудно делать потому, что вокруг него различные соблазны: телевизор, компьютер, улица, игры и др.;

- однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих дел;

- авторитарная позиция взрослых, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует. Мы видим, что причины нежелания учиться бывают разными.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счете к совершению правонарушений.

Самая большая опасность-безделье за партой; безделье шесть часов в день, безделье месяцы и годы. Это развращает.

Для создания внутренней мотивации у ребенка нужно поддерживать в нем состояние успеха.

Обязательно проговаривайте с ребенком все ситуации, когда он прилагал много усилий для преодоления трудностей в учёбе и у него это получилось.

Ставьте ребенку реальные цели, не требуйте обещаний вроде «завтра я буду лучше всех». Не факт, что оно выполнимо, а вот вызвать в случае неисполнения вину, раздражение, огорчение может.

Не бросайтесь помогать ребенку выполнять все задания, предлагайте свою помощь, только если задание действительно сложно для него.

Объясните ребенку, что неуспех часто является следствием недостаточно затраченных учеником усилий, а не трудностью задания или отсутствием способностей.

Памятки для родителей

«Как формировать положительное отношение к учёбе школьника.»

1. Поговорите с ребёнком о его отношении к учёбе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку и т.д.)

2. Развивайте его познавательные интересы.

3. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чём он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.

4. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на знания и умения. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её.

5. Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать всё новые и новые знания.

6. Учите ребёнка планировать свою деятельность.

7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.

Таким образом, критериями успешности обучения являются успеваемость школьника и мотивация его обучения. Проанализируем успеваемость учащихся класса.

(Анализ успеваемости можно построить по схеме:

количество отличников, хорошистов, троечников, неуспевающих учащихся, учащихся с одной тройкой;

динамика успеваемости класса за последние 3 отчетных периода (последние 3 четверти);

высокий показатель качества обучения по предметам (каким?);

низкий показатель качества обучения по предметам (каким?);

предполагаемые причины низких результатов обучения.)


Причинами неуспеваемости, как правило, являются низкая учебная мотивация, низкий уровень развития познавательных процессов, недостаточный контроль родителей, отсутствие или недостаточное взаимопонимание учащихся и учителя.

Вариант 1. Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым предметом в школе. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше (заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определенную схему решений.

Вариант 2. Могут помочь следующие заповеди доктора Добсона.

1. Не унижайте своего ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?» и т. д.

2. Не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь, ты у меня получишь!» Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем, к тому же совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.

3. Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово - это одно, а дело - совсем другое.

Вариант 3. У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.

Вариант 4. Возьмите на заметку.

1. Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ученик - грустное зрелище на уроке.

2. Пусть сын или дочка видят ваш интерес к заданиям, которые они получают, и книгам, которые они приносят из школы.

3. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.

4. Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его подробности.

5. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.

6. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-либо событиях.

7. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенку будет это приятно.

Вариант 5. Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования».

1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.

2. Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.

3. Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.

4. Задавайте вопросы вместо приказаний.

5. Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.

6. Хвалите его даже за скромный успех и будьте при этом искренними.

7. Создайте ребенку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

8. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

9. Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.




Анкета «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?» (для родителей)

1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом учебном году?

а) 4;

б) 3;

в) 2.

2. Всех ли учителей, работающих в классе вашего ребенка, вы знаете?

а) знаю всех;

б) знаю половину;

в) знаю лишь некоторых.

3. Как часто вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?

а) постоянно;

б) 1-2 раза в месяц;

в) ни разу.

4. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам и вы неспособны ему помочь, что вы будете делать?

а) обращусь за помощью к учителям;

б) пойду к завучу;

в) заставлю ребенка более серьезно учить предмет.

5. Знаете ли вы увлечения (интересы) своего ребенка?

а) да, знаю;

б) частично;

в) догадываюсь, но точно не знаю.

6. Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?

а) да;

б) иногда;

в) нет, но догадываюсь.

Обработка результатов

Подсчитайте количество отмеченных вами высказываний «а», «б» или «в».

Если лидирует ответ «а» - вы знаете, когда ребенок нуждается в вашей помощи.

Если лидирует ответ «б» - вас волнуют более серьезные проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации всей жизнедеятельности ребенка.

Если лидирует ответ «в» - вы вместе с другими членами вашей семьи должны помочь ребенку.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.