Родительское собрание «Техники бесконфликтного поведения» (8–11 класс)
Цель родительского собрания: Расширение знаний родителей о конфликте; развитие навыков бесконфликтного поведения с использованием техники трансактного анализа.
Задачи:
- обучать методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
- совершенствовать навыков бесконфликтного общения
- обучать методам корректировать своё поведение в сторону снижения конфликтности в по отношению к своим детям.
Формы реализации методов: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, игровой. На протяжении всего урока используется компьютерная поддержка (презентация).
Форма проведения: обучающий семинар с элементами психологического тренинга.
Ход собрания
Организационный момент
- Здравствуйте! Я рада вас приветствовать родительском собрании и очень вам благодарна, что вы нашли время для встречи с нами.
- Я рада видеть ваши улыбки и мне очень приятно, что у вас хорошее настроение.
- Как вы уже догадались, сегодня нас ожидает интересная работа.
- Чтобы быть ближе друг к другу мы будем работать в кругу, для того чтобы вы все видели друг друга.
- Сегодня наше занятие будет с элементами тренига и я вас научу навыкам бесконфликтного поведения с использованием техники трансактный анализ
Вступительное слово
Умение грамотно вести в конфликтных ситуациях – это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей.
Конфликты в человеческом общении неминуемы, однако случаются они чаще, чем нам того хотелось бы. Зачастую мы провоцируем конфликт, сами того не желая.
Конфликт возникает в том случае, если у участников общения возникли противоречия во взглядах, целях, интересах. Вместо того чтобы попытаться прийти к согласию, каждая из сторон упорно стоит на своем. Если поведение сторон выходит за рамки допустимых норм, возникает конфликт.
Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, между родителями и детьми в первую очередь обусловлены затруднениями в общении.
Наши дети – подростки, а этот возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности”. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условия воспитания, но и от особенностей организма или личности. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Причина конфликтных ситуаций в общении взрослых с подростком объясняется изменением отношения подростка к действительности: он чувствует себя “уже не ребенком” или “не хуже взрослого”, а взрослый продолжает считать его ребенком, т.е. налицо изменение позиции ребенка по отношению к самому себе и ко всем взрослым, в том числе к учителям и родителям. В юношеском и подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.
Причины конфликтов родителей с подростками:
Кризис переходного возраста.
Стремление к самостоятельности и самоопределению.
Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения.
Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.
Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Нежелание родителей признавать, что ребенок стал взрослым.
Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы.
Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте.
Борьба за собственную власть и авторитетность.
Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка.
Не подтверждение родительских ожиданий.
3. Психологическая диагностика.
Участникам родительского собрания предлагается психологическая методика по определению уровня конфликтности, построенной на положении о ведущей роли одного из полушарий головного мозга. (Приложение1)
После выполнения задания зачитываются результаты тестирования.
4. Знакомство с поведенческими характеристиками основных трансакций
По мнению психотерапевта (фото на экране) Эрика Берна, есть в каждом из нас Родитель, Взрослый, Ребёнок. Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми и почему они по-разному ведут себя с нами.
Мы рассмотрим техники бесконфликтного поведения в соответствии с Эго - состоянием человека (Родитель, Взрослый, Ребёнок).
Надеюсь, что эти техники помогут вам бесконфликтно общаться со своими детьми.
- Моменты нашего общения с другими Берн назвал «трансакциями». Слово «трансакция» переводится как «сделка».
- И если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. (Слайд 6)
Трансактный анализ (ТА) – это психологическая модель описания и анализа поведения человека – как индивидуально, так и в составе групп. Эта модель позволяет людям понять самих себя, и особенность своего взаимодействия с окружающими. (Слайд 7)
Вся история человечества это история конфликтов. Одни считают их однозначно негативным явлением, другие вполне естественным и даже в чем-то позитивным фактором, дающим импульс к развитию. (Слайд 8)
Однако, конфликтами можно управлять, если уметь различать Я-состояния. За день мы много раз переходим из одного Я-состояния в другое. Однако, общение из одних Я-состояний ведет к сотрудничеству, и из других - к конфликту.(Слайд 9)
Эрик Берн заметил, что один и тот же человек, в зависимости от ситуации, действует, устанавливает контакт с другими по- разному, исходя из одного из трёх Эго - состояний, отличаемых одного от другого.
Родитель. Взрослый, Ребёнок. (Слайд 10)
«Родитель» - это состояние, в котором находит отражение информация, полученная нами в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты. (Слайд 11)
Все то, что определяет: как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации. В состоянии «Родителя» мы можем проявлять критическое или заботливое поведение. «Родитель» в критическом состоянии проявляется как набор установленных строгих правил (обычно запретительных), которые могут совпадать или не совпадать с правилами, установленными для себя данной личностью. Критический «Родитель» хранит в себе определенные заповеди, запреты, нормы, традиции, предрассудки.
В этом состоянии человек учит, направляет, оценивает, запрещает, проводит границы, все понимает, не сомневается, ищет виновного, иронизирует, за все отвечает и за все требует. Он использует такие формулировки, как «Ты должен», «Это нельзя», «Надо делать так», «Прекрати это немедленно» и т. д. Заботливый «Родитель» выражается также через проявление таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, сочувствие: «Не вешай нос», «Хорошо получилось», «Не ломай себе голову, «Я могу вас понять» и. д. (Слайд12)
«Ребенок» - это импульсивное, не поддающееся контролю начало в человеке. С одной стороны, это доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческая увлеченность, изобретательность. С другой стороны, нежелание принимать решения, инфантильность и другие не очень позитивные для взрослого человека качества. (Слайд 13)
Я-состояние «Ребенок» это как раз голос ребенка, живущий в нас. В этом состоянии мы действуем под влиянием чувств, привычек и моделей поведения, заложенных в нашем детстве. Дети способны выходить за пределы общественных условностей (в отличие от позиции «Родитель») и не любят тратить время на всесторонние логические обоснования (в отличие от состояния «Взрослый»).
В этом состоянии проявляются реакции, характерные для детского возраста: люди повинуются, чувствуют себя виноватыми или беспомощными, замыкаются в себе, требуют одобрения, обижаются на кого-либо, опасаются чего-либо, предъявляют повышенные требования к себе. «Ребенок» использует такие выражения, как «Я попробую», «Почему всегда я?», «Я не смогу этого сделать», «Я боюсь», «Я хотел бы». В этом состоянии человек пытается делать то, что, как ему кажется, ожидают от него. (Слайд 13)
Либо переходит в бунтарское состояние протестует против более сильных и авторитетных людей, капризен, своенравен, груб, непослушен и агрессивен: «Я этого не хочу», « Оставьте меня в покое».
«Взрослый» - состояние, в котором человек способен объективно оценивать действительность в соответствии с информацией, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимает независимые, адекватные ситуации решения. (Слайд 14)
Состояние «Взрослый» отличает поведение, чувства, привычки, свойственные собственно взрослому человеку, максимально соответствующие реальности. В состоянии «Взрослый» человек может приспосабливаться, быть разумным, строящим объективные отношения с внешним миром на основе независимого реального опыта. В этом состоянии человек трезво рассуждает, тщательно взвешивает, логически анализирует все свои и чужие поступки, действия, события, свободен от предрассудков, не поддается рассуждениям, открыто задает вопросы, может делить ответственность между собой и другими.
Его вопросы начинаются со слов «Как?», «Что?», «Когда?», «Почему?», «Кто?», «Где?». В высказываниях из этого состояния человек использует такие слова, как «возможно», «вероятно», «если сравнить», «по моему мнению», «я думаю», «полагаю», «по моему опыту», «я буду» и т. д.(Слайд 15)
Он выбирает наиболее простые и убедительные решения и старается избежать небрежности и неаккуратности. «Взрослый» умеет быть независимым от предубеждений «Родителя» и первобытных порывов «Ребенка».
В разный момент времени каждый из нас находится в одном из трёх Эго-состояний
5. Психологическая диагностика.
Родителям предлагается психологический тест «Родитель - Взрослый - Ребенок». (Приложение 3)
После выполнения работы поводится интерпретация результатов.
6. Решение ситуационных задач.
Используя техники бесконфликтного поведения в соответствии с Эго - состоянием человека (Родитель, Взрослый, Ребёнок), предложите выход из ситуации.
Ситуация 1. Вам позвонили ваши коллеги с работы, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете что-то готовить, убирать в квартире, но явно не успеваете. Обратившись к своему ребенку за помощью, слышите в ответ: «Это твои коллеги, вот ты с ними и разбирайся».
Ситуация 2. Вы вернулись с работы домой, входите в квартиру и видите, что в доме беспорядок. Заходите в комнату своего ребёнка и видите его спящим. Как вы поступите в подобной ситуации?
Ситуация 3. После собрания или беседы с учителем родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Какое Эго состояние лучше всего использовать в этой ситуации.
Ситуация 4. К вам пришли родители друга вашего ребёнка, с претензией, что ваш ребёнок оказывает плохое влияние на их ребенка.
Как нужно поступить в подобной конфликтной ситуации? Какое эго состояние поможет вам не создавать конфликтную ситуацию.
Ситуация 5. Родители подарили своему ребенку дорогую вещь. В первый же день эта вещь сломалась по вине ребенка. Какое эго состояние поможет вам не создавать конфликтную ситуацию.
7. Рекомендации для родителей
Шесть секретов, как жить без конфликта:
1. Умение слушать.
2. Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями.
3. Умение сохранять уверенность в себе, постоять за себя.
4. Умение критиковать и правильно реагировать на критику.
5. Умение принимать решение.
6. Умение уважать друг друга, и начинать эту науку нужно с себя.
Советы родителям
Прежде чем Вы вступаете в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать от стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Притча «Сокол и утка»
Всякий раз охотясь на уток, сокол выходил из себя. Эти жирные плутни, постоянно надували его: в самый последний миг, когда он готов был вонзить свои когти, они успевали нырнуть под воду и оставались там гораздо дольше, нежели он мог недвижно продержаться в воздухе, ожидая их появления. В то утро сокол решил поменять стратегию. Сделав несколько парящих кругов, хищник оценил обстановку и точно наметил очередную жертву. Сложив крылья, он камнем устремился вниз. А утка естественно успела нырнуть в воду, перед самым его носом. - На сей раз тебе несдобровать!- крикнул разозлившийся сокол и нырнул вслед за ней. Увидев хищника под водой, утка ловко отпрянула в сторону и тут же юркнула вверх. Выскочив на поверхность, она как ни в чем не бывало взмахнула крыльями и полетела, а отяжелевший сокол никак не мог выбраться из воды. Пролетая над незадачливым охотником, барахтающимся в воде, утка весело прокричала сверху:
Прощай, уважаемый! И посмотри что происходит, я в твоем небе чувствую себя, как в воде, а ты в моем озере захлебнешься!
Основная литература:
1. Л. Д. Столяренко. Психология. Ростов -на-Дону, «Феникс», 2014г.
2.О.И. Полянцева. Психология для средних медицинских учреждений. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2013г.
3. Э. Берн. Трансакционный анализ и психотерапия. СП-б, 2010г.
4. Э. Берн. Трансактный анализ в группе. М, 2008г
Дополнительная литература:
А. Я. Анцупов. Профилактика конфликтов. М., 20014г.
Н.В. Гришина. Психология конфликта. СП –б, 2016г.
Приложение 1.
Тест на определение уровня конфликтности.
Предлагается известный тест, на определение конфликтности построенный на положении о ведущей роли одного из полушарий головного мозга человека.
В тесте использованы диагностические показатели, которые являются наиболее устойчивыми в течение всей жизни человека.
Инструкция:
Переплетите пальцы рук и заметьте, какой палец оказывается сверху.
Прицельтесь, выбрав мишень, и определите, какой глаз у вас ведущий.
Переплетите на груди руки (наполеоновская поза») и заметьте, какая рука окажется сверху.
Проверьте, какая рука при аплодировании оказывается сверху.
Запишите результаты. Важно не перепутать указанную последовательность.
Проверьте формулы.
ПППП. Избегают конфликтов, но все же идут на них. В конфликтах последовательны, стремятся довести их до разрешения. Тщательно соотносят цель со средствами. Не сторонники разрешения конфликтов любой ценой. Сначала обдумывают действия, потом принимают решения. Проявляют недостаток гибкости.
ПППЛ. Стремятся избегать конфликтов. Предпочитают разрешить их любыми способами. Нередко могут отказаться от прежней позиции. Могут быстро менять решения. Достаточно гибки, но не всегда последовательны. Необходимо преодолевать нерешительность. Очень находчивы в погашении конфликта.
ППЛП. Не любят конфликтовать, но и не избегают конфликтов. Входят в них охотно. Ведут себя свободно, находчиво. Прибегают к юмору, находят нестандартные
пути разрешения конфликтных ситуаций. Не всегда доводят задуманное до конца.
ППЛЛ. Избегают конфликтов. Но если сталкиваются с ними, то ведут себя твердо. Решения принимают после серьезного обдумывания или совета с посредниками, с близкими. Обидчивы, в определенной мере злопамятны. Никогда не выступают инициаторами столкновений. Готовы идти на уступки. Внешняя мягкость сочетается с внутренней твердостью.
ПЛПЛ. Очень заметное неприятие конфликтов. Постоянное стремление выйти из него. Попытки загладить, стушевать конфликт. Выход из конфликта могут осуществлять за счет отказа от собственных требований. Решения принимают, поддаваясь эмоциональным, а не рациональным состояниям. Для них лучше не входить в конфликт, чем выходить из него. Выходят чаще всего с потерями собственных интересов, но находят способы оправдать свои действия. Стремятся принимать решения после обсуждения ситуации с кем-либо из опытных, доверенных друзей или родственников.
ПЛПП. Готовы идти на конфликт. Отчетливо понимают свои интересы, находят наиболее рациональные пути их защиты. Хорошо просчитывают свои возможности. В разрешении конфликта не всегда считаются со средствами. Не отказываются от компромиссов, ко только при условии доминирования своих интересов. В конфликте чувствуют себя уверенно, комфортно. Иногда сами могут спровоцировать конфликт, но не столько потому, что не могут без него обходиться, сколько в целях самоутверждения.
ПЛЛП. Не любят конфликтов. Легкий характер. Склонны преувеличивать свои и недооценивать чужие возможности. Быстро и хорошо ориентируются в ситуации. Много друзей. Эмоционально реагируют на события, но принимают достаточно обдуманные решения. Стремятся доводить их до конца, но не исключают компромиссов, возможно, и за счет отказа от некоторых требований. Не всегда цель соизмеряют со средствами достижения. Находят неожиданные решения. Действуют гибко, но последовательно. К советам прислушиваются.
ПЛЛЛ. Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают собственные возможности, но в случае неудачи не отступают. Не склонны к компромиссам. Действуют в конфликте обдуманно, последовательно. Конфликт прекращают только при условии выполнения своих требований. Не всегда
средства соизмеряют с целями. Излюбленный прием — «психологическая атака». Действуют по собственной инициативе, не очень любят советоваться, прислушиваться к чужим советам.
ЛППП. Конфликтов избегают, чувствуют себя в конфликтных ситуациях неуверенно. Проявляют большую гибкость в их разрешении. Достижение целей соотносят с реальными средствами. Склонны к компромиссам, готовы отказаться от защиты части своих интересов. Решения принимают скорее эмоционально, чем после серьезного обдумывания. Склонны выслушивать советы, но не всегда им следуют. Имеется тенденция преувеличивать собственные возможности.
ЛППЛ. Избегают конфликтов. Но в тех случаях, когда считают свои интересы затронутыми, идут на конфликт без особых колебаний. Позицию держат твердо, не очень склонны к компромиссам. К помощи посредников могут обращаться, но решения принимают самостоятельно. Вопросы самоутверждения — на втором плане. На первом плане — интересы дела.
ЛПЛП. Считают конфликты неизбежными, смело идут на их решение. В конфликтах твердо добиваются поставленных задач. При достижении целей не считаются со средствами. Иногда большое значение придаю! несущественным, второстепенным сторонам конфликта. Не склонны к компромиссам, если они не решают всех поставленных задач. Могут создавать видимость уступок, но внутренняя позиция остается неизменной. Преобладает рациональная сторона. Скрытны, не склонны обращаться за советами, хотя помощь со стороны не исключают.
ЛПЛЛ Внутренне агрессивны. Постоянно ищут повод для конфликта. Руководствуются не всегда существенными моментами. Конфликтность прикрывается внешней мягкостью. Последовательны в достижении целей. Линию поведения ведут искусно, тщательно все просчитывают. Не склонны к компромиссам независимо от удовлетворения собственных интересов. Проявляют большую гибкость и изобретательность в решении конфликта с собственных позиций. Нередко интересы дела не могут отделить от внутренней психологической позиции.
ЛЛПП. Избегают конфликтов. Предпочитают спорные вопросы решать мирным путем. Готовы отказаться от защиты собственных интересов, но последовательно защищают интересы других. Цель всегда стремятся сочетать с соответствующими средствами. Наиболее сильная сторона их — стремление конфликты предупредить или погасить в зародыше.
ЛЛПЛ. Стремятся избежать конфликта, хотя не ум? ют предупреждать. Очень склонны к компромиссам. Уступают требованиям конфликтующих сторон, если противник оказывается сильным. Однако по отношении» к более слабому проявляют неуступчивость. Но могут правильно рассчитать свои силы, склонны преувеличивать силы противника. Не способны плести нить интриги. Охотно прислушиваются к советам других, отдуют их рекомендациям. Имеют склонность скрывать наличие - конфликтной ситуации, искренне веря в ее; отсутствие. Недостаточно принципиальны.
ЛЛЛП. Конфликтов не избегают, хотя редко являются их инициаторами. Слабо продумывают линию доведения я решении конфликтов, больше руководствуются эмоциями. В конфликтах действуют смело, решительно, но допускают опрометчивые решения. Склонны к компромиссам. Четко продумывают возможные последствия конфликта, стремятся их предупредить. Нередко выступают инициаторами компромисса. Глубоко переживают нежелательные последствия конфликтов.
ЛЛЛЛ, Конфликтов избегают. Отличаются большой способностью предупреждать их. Однако принимая участие в конфликтах, умеют произвести впечатление на противника, используя прием демонстрации несуществующих возможностей. Умеют использовать слабости противной стороны. Хорошо просчитывают возможные последствия конфликта -и умеют вовремя скорректировать свое поведение. Упрямы, скрытны.
Сравните результаты этого теста с проведенным ранее по стилю общения.
Напоминание. Нельзя результаты тестирования считать абсолютно достоверными. Все относительно. Но задуматься над результатами стоит.
Приложение 2.
Тест. «Родитель - Взрослый - Ребенок».
Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 1 до 10.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачится, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
16. Я - увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.
Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:
1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 - «Д» (Дитя);
2, 5,8, 11, 14, 17, 20 - «В» (Взрослый);
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 - «Р» (Родитель).
Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
Хуже, если на первом месте стоит Р, категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору, словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.
Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь.
Д во главе приоритетной формулы - вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумывался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать.
Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.
Бланк ответов для теста «Родитель-Взрослый Ребёнок»
1. |
4. |
7. |
10. |
13. |
16. |
19. |
Ребёнок |
|||||||
2. |
5. |
8. |
11. |
14. |
17. |
20. |
Взрослый |
|||||||
3. |
6. |
9. |
12. |
15. |
18. |
21. |
Родитель |
Ватолина Светлана Анатольевна