Родительское собрание на тему «Адаптация первоклассника в школе»

0
0
Материал опубликован 2 December 2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18

с углубленным изучением отдельных предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание в 1 классе на тему:

 

«Адаптация первоклассника в школе»

 

 

 

                                                                                      Подготовила:

учитель начальных классов

                                                              Алтунян Д.Л.

 

 

 

 

 

 

 















г. Армавир

2022 г.

 

Родительское собрание в 1 классе на тему:

«Адаптация первоклассника в школе»

Цель: объединение усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем ребёнка-первоклассника.

Задачи: ознакомить родителей с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе; предложить практические советы по адаптации ребёнка в школе.

План собрания:

1.                 Возрастные психофизические особенности младшего школьника.

2.                 Трудности адаптации.

3.                 Советы родителям первоклассников.

Ход родительского собрания:

I.                  Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашей встрече и хочу поздравить вас с новым званием «Родитель первоклассника». Прошло совсем немного времени, и ваши дошколята превратились в настоящих школьников. Как проходит этот процесс, где возникают проблемы, как помочь детям учиться? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить на сегодняшнем собрании. Главным итогом его должно стать определение проблем адаптации ребёнка в новых условиях обучения и координация усилий воспитывающих взрослых по их разрешению. Спасибо за то, что вы сегодня с нами, что вы неравнодушны и открыты для диалога.

II.               Родительский практикум «Мои чувства».

Уважаемые мамы и папы!

После того как ваш ребёнок переступил порог школы, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились определённые чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Назовите чувство, которое переполняет вас более всего длительный период времени (радость, счастье, уверенность, спокойствие, удовлетворение, беспокойство, тревога, забота, воодушевление, беспокойство…).

(Родители по очереди называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания).

III.           Возрастные психофизические особенности младшего школьника.

Завершился первый учебный месяц для вашего первоклассника. Вы с достоинством выдержали натиск детских капризов по поводу раннего вставания в школу и первых трудностей в учении. Вы сумели без раздражения выслушать все замечания и просьбы со стороны учителя и претензии со стороны родителей других детей, со стороны родных и знакомых. Знаете ли вы, как менялся ваш ребёнок и как он адаптировался в новых для себя условиях? Давайте попробуем в этом разобраться. Но сначала – о самом понятии «школьная адаптация».

Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Применительно к первокласснику адаптация обозначает процесс привыкания к новым для него школьным условиям и требованиям и непосредственно связано с понятием «готовность ребёнка к школе».

 Практически все дети приходят в школу после детского сада. Режим дня в подготовительной группе уже в какой-то степени приближен к условиям школьной действительности: есть занятия, имитирующие элементы урока, дети выполняют тесты. 

 Однако в садике еще преобладают игры, на дом не дают никаких заданий, а дневной сон для многих является последней возможностью восстановить физические и душевные силы. Главное, дети пока не испытывают чувства ответственности за результат своей деятельности.

Когда же ребенок приходит в школу, привычный для него режим работы и отдыха коренным образом изменяется. Уроки длятся дольше привычных им занятий, нет организованных игр, в том числе, с любимыми игрушками. Появляются дисциплинарные требования, форма, первые домашние задания, а самое главное – чувство ответственности за все, что делает ребенок. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения  уровень развития определенных психических функций, привыкание к новым условиям свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребёнка.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, такие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса. И здесь не обойтись без помощи родственников: родителей и бабушек с дедушками.

IV.            Трудности адаптации

Приход в первый класс – один из самых важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.

В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной. Соответствие всем правилам  школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования. И нас, учителей, и вас, родителей, могут  подстерегать первые трудности: неуспеваемость, нежелание что-то делать, негативизм, демонстративность, лень. Справиться с этими трудностями помогут наши педагогические и психологические рекомендации.

V.               Советы родителям первоклассников.

Психологическая адаптация.

Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться:

        Внимательно выслушивайте ребёнка и вникайте во все его проблемы, о которых он вам говорит. Не высмеивайте его, не унижайте, не приводите в пример тех детей, у которых получается лучше справляться с обучением в школе. Это приведёт только к замкнутости, скрытности, раздражению, нежеланию рассказывать родителям о своих волнениях.

        Чаще хвалите ребёнка, поддерживайте его. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах. Частая критика окажет негативное влияние: ребёнок может поверить в то, что он неудачник. Ребёнок должен понять , что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности.

        Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно, но никогда не выполняйте всё за него. Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда.

        Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.

 

Рекомендации по психологической адаптации первоклассника

 

1.     Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.

2.     Формируйте высокую самооценку ребёнка.

3.     Не забывайте, что ваш ребёнок – самоценность для родителей.

4.     Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.

5.     Проводите время с ребёнком после каждого дня.

6.     Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.

7.     Учитывайте характер и темперамент ребёнка – только индивидуальный подход.

8.     Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.

9.     Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.

10. Поощряйте ученика за разные успехи – не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.

 

             Физиологическая адаптация

В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу. Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись 1 четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое. Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.

Рекомендации по физиологической адаптации первоклассника

 

1.     Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.

2.     Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.

3.     Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.

4.     Следите за правильной осанкой ребёнка.

5.     Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.

6.     Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача давайте витаминные препараты.

7.     Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.

8.     Придерживайтесь правил правильного сна ребёнка – не менее 9,5 часов.

9.     Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.

10.  Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.

 

                                     Социальная адаптация

Дети, не посещавшие детский сад, часто сталкиваются с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. И опять здесь нужна помощь родителей.

Рекомендации по социальной адаптации первоклассника

 

1.     Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками.

2.     Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе.

3.     Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию.

4.     Поддерживайте контакт с учителем и родителями тех детей, с которыми у вашего ребёнка сложились отношения.

5.     Сообщайте учителю о тревожных ситуациях. Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самому преодолевать препятствия.

 

VI.            Подведение итогов.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

 

     Не отнимай чужого, но и своего не отдавай.

     Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

     Не дерись без причины.

     Зовут играть – иди, спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

     Играй честно, не подводи своих товарищей.

     Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

     Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

     Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

     Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

     Старайся быть аккуратным.

     Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

     Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

 

Очень хорошо, если Вы поместите свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почему.

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:

 

1.    Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение весь день!

2.    Не спешите! Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.

3.    Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.

4.    Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабится, отдохнёт.

5.    Если вы видите, что малыш чем-то опечален, - дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.

6.    Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребёнка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнок при этом разговоре не присутствовал.

7.    Не заставляйте ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.

8.    Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.

9.    Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.

10.                  Не ставьте ребёнку условий.

11.                  Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.

12.                  Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления

13.                  Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с ребёнком, помогите ему успокоиться и заснуть.

14.                  Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения, и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.