12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гладкова Ирина Викторовна1234
Россия, Крым респ., Севастополь
2

Конспект родительского собрания «Разрешение конфликтных ситуаций»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»

299703, г. Севастополь, ул. Малиновского, 34, тел/факс: +7(8692) 72-21-53, Е-mail: school-12i@yandex.ru


 

Конспект родительского собрания

Тема: «Разрешение конфликтных ситуаций»

 

Выполнила:

Социальный педагог ГБОУ СОШ №12

Гладкова Ирина Викторовна

 

Севастополь, 2018

Тема: «Разрешение конфликтных ситуаций»

Цель: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов родителей с детьми и выстроить модель адекватного поведения

Задачи:

Определить сущность понятия «конфликт»

Выявить источники и психологические механизмы типичных конфликтных ситуаций между родителями и детьми

Оценить различные стратегии поведения в конфликте и выстроить на диагностических основаниях собственную модель, адекватную семейным традициям

Форма: семинар-тренинг

Методы: дискуссия, мозговой штурм, деловая игра, анкетирование, наглядность (презентация, видеофильм), работа в малых группах

Планируемые результаты:

Определена сущность понятия «конфликт», причины возникновения конфликтов между родителями и детьми

Определены стратегии поведения при конфликте, способы и приёмы выхода из него,

Родители выстроят модели поведения в конфликтной ситуации, направленные на их разрешение

Родители определят свою склонность к конфликтам

 

Оборудование: листы А-4, ручки, коробка, интерактивная доска, компьютер, презентация к родительскому собранию, бланки с анкетами, видеоролик

 

Подготовка к собранию:

Составление и подбор вопросов для размышления, цитат о конфликтах, упражнений, анкет для учащихся и родителей

Создание презентации к родительскому собранию

Подбор видеоролика, соответствующего теме собрания

Анкетирование учащихся, анализ анкет

Ход собрания:

Всем родителям раздаются белые листы, формата А4

1. Взаимное приветствие. Родителям предложено расслабиться, закрыть глаза и представить себя деревом – абрикосом. Высоким, с раскошной кроной, сочными, зелёными листочками, с плодами – абрикосками, такими ароматными, красивыми, живописно висящими на веточках. Все любуются и восхищаются вами. Вдруг, откуда не возьмись, появляются бабочка-боярышница и гусеница и говорят: «Сейчас я тебя буду есть» - сказала бабочка, «А я листочки твои та быстро продырявлю» - сказала гусеница. Подумайте, чтобы вы ответили этим вредителям. Откройте глаза и запишите ответ. (слайд 2)

Анализируем. Что произошло между деревом и вредителями?

Да, да, слово «конфликт» с лат. означает столкновение.

Сегодняшняя наша встреча посвящена теме конфликта, мы попробуем разобраться, что такое конфликт, какой стратегии поведения лучше придерживаться, чтобы разрешить его, как не допускать эскалации конфликта, какими способами и приёмами надо пользоваться, чтобы найти выход из сложившейся ситуации, также сегодня у каждого из вас будет возможность оценить свою склонность к конфликтам.

2. Вопросы для осмысления:

Кто никогда в жизни ни с кем не конфликтовал? Возможно ли такое?

Что же такое конфликт? Какие причины могут привести к конфликту родителей с детьми?

Если конфликт произошёл, что надо сделать для снятия его остроты?

Каковы на ваш взгляд ошибки родителей, приводящие к конфликтам с детьми?

В чём особенность конфликта с подростками?

Часто ли ребёнок является свидетелем неприятных разборок между другими членами семьи

(слайд 3)

А сейчас я хотела бы вам привести несколько цитат о конфликте:

1. «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания» (У.Джеймс)

2. «Конфликт – это спасение…хотя бы одной стороны, что её…интересы нарушают, ущемляют, игнорирует другая сторона» (У.Линкольн)

3. От любви до ненависти – один шаг, а от ненависти до любви – километры шагов» (Стендаль)

(слайд 4)

3. Просмотр видеоролика «Конфликты с детьми"

4. Анализ ситуации:

На листочках родителям предложено ответить на вопросы. Обязательно оговаривается, что задание анонимное и просьба отвечать честно. Однако писать надо разборчиво, чтобы можно было прочитать.

Запишите эмоции, возникшие у вас в момент просмотра видеоролика

Какая проблема взаимоотношений между матерью и детьми является главной, приводящей к жестокому обращению, к тому, что теряется любая способность разрешить конфликт в данной ситуации?

Что для вас является главной проблемой в конфликтах с вашим ребёнком?

На выполнение задания отводится 7 мин. Затем листочки сдаются в коробку, перемешиваются, каждый родитель выбирает любой из ответов и зачитывает аудитории.

Примерные ответы:

Ужас, страх, недовольство, отвращение, презрение, неприязнь (к матери), жалость, сочувствие, сожаление, грусть (к детям)

Мать не хочет понимать и слышать детей, она старается учесть исключительно собственные интересы.

Мы отдаляемся друг от друга, я раздражаюсь, начинаю кричать, отец берёт ремень, мне трудно сдерживаться, я говорю резкости, а потом жалею и пью лекарства и т.д.

(слайд 5)

5. Теоретическая часть: Конфликт – это острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия.

Конфликт можно описать формулой:

Ситуация + повод=последняя капля, или

Противоречия + инцидент= конфликт

У родителей конфликты бывают чаще с детьми подросткового возраста, т.к. именно в это время у ребёнка в организме происходит коренная перестройка, перестраивается не только тело, но и психика. Одна лишь гормональная буря, бушующая внутри тела вчерашнего ребёнка, может привести к неконтролируемым эмоциональным всплескам. Поэтому в это время для родителей очень важно:

1) Уметь услышать и понять потребности подростка

2) Помочь расширить ему поведенческий репертуар, попытаться показать, что есть много др.способов реагирования, кроме бунта.

(слайд 6)

Причин, появления конфликтов между подростками и родителями множество, чтобы узнать о них, обратимся к презентации (слайды 7 и 8)

6. Анализ анкетирования учеников:

С целью выявления уровня конфликтности, способов реагирования детей в классе/школе на конфликтные ситуации, с вашего согласия мы провели анкетирование «Твоё поведение в конфликтной ситуации»

Детям было предложено ответить вопросы:

Ты конфликтный человек?

Легко ли тебе выяснить с кем-то отношения?

Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?

Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь для себя какие-то выводы?

С кем ты чаще всего конфликтуешь?

Что может стать поводом к конфликтной ситуации?

Кто первым пытается разрешить конфликт – ты или другая сторона?

Что ты как правило отстаиваешь в конфликте?

Меняется ли твоё отношение к людям, с которыми ты конфликтовал?

Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации или понимание конфликтов придёт само, с опытом?

Анкета позаимствована из справочника социального педагога. Автор О.С.Гришанова, издательство «Учитель», 2014 – 296с.

Озвучивание общих результатов анкетирования. На пункты, имеющие большинство отрицательных ответов обращаем внимание, даём рекомендации

(слайд 9)

7. Анкетирование родителей:

Тест для родителей

«Оценка склонности к конфликту»

(методика В.А. Алексеенко)

ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонках. При этом отмечаете кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка проводится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

1

Рвётся в спор

7 6 5 4 3 2 1

Уклоняется о спора

2

Свои выводы излагает, не терпящим возражений

7 6 5 4 3 2 1

Свои выводы излагает извиняющимся тоном

3

Считает, что добьется своего, если будет рьяно возражать

7 6 5 4 3 2 1

Считает, что проиграет, если будет возражать

4

Не обращает внимание на то, что другие не принимают доводов

7 6 5 4 3 2 1

Сожалеет, если видит, что другие не принимают доводов

5

Спорные вопросы обсуждает в присутствии оппонента

7 6 5 4 3 2 1

Рассуждает о спорных проблемах в отсутствие оппонента

6

Не смущается, если попадает в напряжённую обстановку

7 6 5 4 3 2 1

В напряжённой обстановке чувствует себя неловко

7

Считает, что в споре надо проявлять свой характер

7 6 5 4 3 2 1

Считает, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8

Не уступает в споре

7 6 5 4 3 2 1

Уступает в спорах

9

Считает, что люди в споре легко выходят из конфликта

7 6 5 4 3 2 1

Считает, что люди в споре с трудом выходят из конфликта

10

Если взрывается, то считает, что без этого нельзя

7 6 5 4 3 2 1

Если взрывается, то вскоре ощущает чувство вины

Итого баллов __________
Интерпретация результатов:

На каждой строке соедините отметку по баллам (отметки – кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра 4) влево означает склонность к конфликтам, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов. Подсчитайте общее количество баллов. Сумма равная 70 баллам указывает на очень высокую степень конфликтности, 60 юаллов – на высокую, 50 баллов – на выраженную конфликтность. Число 11-15 юаллов – указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.

Анкета позаимствована из справочника социального педагога. Автор О.С.Гришанова, издательство «Учитель», 2014 – 296с.

8. Упражнение «Качества для успешного разрешения конфликтов»

Цель: актуализировать качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликта

Метод: «мозговой штурм»

Правила:

Не повторять чужие идеи

Высказывать только то, что ещё не называлось

Не оценивать другие идеи

Участникам необходимо по очереди называть качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов. Идеи записываются на доске

Примеры идей:

Умение слушать и слышать другого. Хладнокровие и выдержка. Сдержанность в эмоциях. Терпение. Умение влиять на другого. Красноречие. Умение убеждать. Способность поставить себя на место другого и т.д.

(слайд 10)

9. Теоретическая часть:

В психологии выделяют 5 основных способов выхода из конфликта:

1. Соревнование – учитываются интересы только одной стороны, т.к. один из участников конфликта «идёт по головам», совершенно не считается не с чьими интересами, кроме как извлечь выгоду для себя.

2. Избегание – 2 стороны уходят от конфликта, при этом их интересы неудовлетворенны, как следствие – таится обида.

3. Приспособление – одна сторона уступает второй стороне конфликта. При этом жертвует своими интересами ради другого.

4. Компромисс – частично учтены интересы обеих сторон.

5. Сотрудничество – удовлетворены интересы обеих сторон практически полностью

(слайд 11)

Следует отметить, что любой способ имеет свои положительные и отрицательные моменты, наиболее лучшими способами принято считать компромисс или сотрудничество. Всё же самым оптимальным – сотрудничество. Однако и здесь есть свои минусы: временные и энергетические затраты, негарантированность успеха.

Поэтому кроме способов, можно ещё посоветовать приёмы, помогающие разрешить конфликт:

1.Понять другого:

Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.

2. Сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.

3. Первому сделать шаг к урегулированию отношений. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.

Миролюбие — ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.

4. Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

5.Прибегнуть к мнению третьего, авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость ума.

П - положительное отношение.

Р - рациональное мышление.

С - сотрудничество.

Т - терпимость к людям.

(слайд 12)

10. Деловая игра «Помогите разрешить конфликт»

Цель: выявить причины конфликта со стороны взрослых и со стороны детей

Метод: работа в малых группах

Время выполнения – 10 мин.

Объедините участников собрания в 6 малых групп

Предложите им сесть в разных углах аудитории

Распределите роли:

«ведущий» - организует обсуждение;

«хронометрист» - следит за временем выполнения задания

«стенографист» - записывает за участниками группы их высказывания

«лаборант» - обеспечивает группу необходимыми материалами

«докладчик» - представляет результаты работы группы

Каждая группа получает карточку с ситуацией. Необходимо разрешить конфликт

(слайд 13)

Ситуация 1. Дочь встречается с пареньком из неблагополучной семьи. Соответственно ее родители всячески ограничивают общение девочки с ним. Парень, решившись, пришел к ним домой, чтобы увидеть любимую, однако родители высказали ему всё. Что думали о нём и об их любви. Результат – «море» слёз, конфликт, отчуждение.

Ситуация 2. Подросток обманул родителей: сказал, что идёт в библиотеку писать сочинение, а сам отправился в кино. В семье узнали об этом случайно. Типичная реакция на эту ситуацию – конфликт

Ситуация 3. Подросток «зарос» двойками. Из шклы непрерывным потоком следуют жалобы учителей, родители принимают меры, но ничего не меняется. Юноша ушёл в себя, грубит, пропускает уроки. И вот однажды, во время очередного конфликта он заявляет родителям, что машины ремонтировать можно и не имея среднего образования и эту постылую учёбу он намерен прекратить. Родители, имеющие высшее образование в ужасе. Что делать?

Ситуация 4. В семье очень болезненно относятся к потенциальной опасности возникновения алкоголизма у ребёнка (есть печальный опыт у одного из членов семьи). И вдруг, встретив подростка с дискотеки, родители замечают, что он «навеселе». Буря эмоций. Конфликт

Ситуация 5. Юноша входит в состав группировки, представляющей одну из молодёжных субкультур. Он обрил голову, носит перчатки «без пальцев», куртку с заклёпками. От педагогов много замечаний, т.к. такой стиль одежды не соответствует требованиям Устава школы. После очередного приглашения в школу, родители ультимативно заявили сыну свои требования: «Или мы – или заклёпки». Он ответил, что не будет придавать, но имидж не изменит. А если родители не согласны, он уйдет из дома жить к товарищу, т.к. он согласен

Ситуация 6. Дочь «вбила» себе в голову, что слишком толстая, поэтому не может никому понравиться. Перестала есть, раздражается по пустякам и однажды в сердцах обвинила в «изъяне» родителей («это из-за вас я такая»).

По окончанию работы докладчики выступают с отчётами.

11. Упражнение «Закончите предложения»

Цель: осмыслить самое опасное и разрушительное в конфликте с ребёнком

Метод: «незаконченные предложения»

Материалы: бланки с предложениями

Ход упражнения:

«Я хочу…»

«Когда я сердит(а), я…»

«Я должен…»

«Я больше всего боюсь…»

«Мне труднее всего забыть…»

«Мне больше всего не хватает…»

«Меня беспокоит…»

«Самое лучшее для меня это…»

«Я понимаю что…»

«Я долго не могу забыть…»

«Мне бывает стыдно за…»

(слайд 14)

По окончанию работы родителям предлагается разделиться на группы и поделиться впечатлениями от выполненного задания (10 мин.).

Опираясь на сказанное группами подходим к выводу: конфликт родителей с детьми негативно сказывается на 2-х сторонах. Поэтому давайте находить конструктивные пути из его выхода.

12. Раздача памяток родителям «Правила общения при конфликте с ребёнком»

ПАМЯТКА

«Правила общения при конфликте с ребёнком»

Поведение в позиции слушающего:

Будьте терпеливы (не перебивайте, прежде, чем сказать что-либо, обдумайте, поймите, что ваша задача помочь ребёнку в выражении своих проблем;

Поймите ребёнка. Не оценивайте его чувства, в противном случае велика вероятность получить в ответ противоречие;

Не давайте советов. Дождитесь, чтобы ребёнок сам нашёл выход из конфликтной ситуации;

Поведение в позиции говорящего:

Не обвиняйте ребёнка (не говорите, что это случилось из-за его недостатков)

Дайте возможность ребёнку первому рассказать о своих мотивах и желаниях, не говорите о них первыми;

Расскажите первыми о своих мыслях, чувствах, действиях. Только после этого можете жать, что то же самое сделает ребёнок

Не переходите на личности, имейте самообладание. Также не описывайте ребёнка «ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т.п.». Говорите только по существу;

Избегайте слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребёнка, в пример приводите те ситуации, которые вы оба с ребёнком хорошо понимаете.

13. Завершение собрания: рефлексия и прощание

Попросите участников по очереди закончить одну из фраз, написанных на доске

- Я понял(а)…

- Я почувчтвовал(а)…

(слайд 15)

Благодарю всех за работу. До новых встреч.

Использованные источники:

Ворожейкин И.В., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2000

Брэмсон Р.М. Общение с трудными людьми – К., 1990

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – П., 2002

Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов//социальная психология и социальное планирование. – Л., 1985

Гришанова О.С. Справочник социального педагога.- В., 2014

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – П., 2007.

Приложения:

      1. Презентация к родительскому собранию «Разрешение конфликтных ситуаций»

        Видеоролик «Конфликты с детьми» (загрузила на ютуб) Ссылка:https://yotu.be/wXzciq_fM9k


        1. Презентация к собранию Тема:" Разрешение конфликтных сит."
          PPT / 2.51 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.