Родительское собрание на тему: «Реализация основных направлений государственной политики в соблюдении прав несовершеннолетних»
Пояснительная записка к презентации
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ТЕМА : «Реализация основных направлений государственной политики в соблюдении прав несовершеннолетних»
Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей.
Необходимость усиленной заботы о несовершеннолетнем определена рядом характерных для него специфических особенностей: беззащитностью, беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью и склонностью к подражанию, неуравновешенностью, импульсивностью. С точки зрения особенностей психических процессов подростка его отличает также способность к неадекватному восприятию, запоминанию и воспроизведению некоторых фактических данных о наблюдаемых событиях.
Наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения несовершеннолетних являются следующие:
- максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
- обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
- создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
- законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров .
За последнее десятилетие был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей в период экономических трансформаций в рамках выполнения «Основных направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
Реализация мер государственной социальной политики в предшествующее десятилетие позволила обеспечить: максимально возможное в рамках имевшихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизацию потерь в уровне жизни; сохранение доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; гуманизацию обращения с детьми на основе уважения прав ребенка; создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков; законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям.
Приостановлению роста безнадзорности и беспризорности детей и подростков и предотвращению правонарушений против несовершеннолетних служит Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ [9]. Этот закон закрепил комплекс правовых интересов и безопасности несовершеннолетних, создал правовую базу для реализации программ, направленных на оздоровление общества. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Эти документы явились законодательной основой создания единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которая определена Законом как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих беспризорности, безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Категория лиц, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа - это несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, т.е. в обстановке, представляющей опасность для жизни и здоровья или не отвечающей требованиям к их воспитанию и содержанию, либо совершающие правонарушения или антиобщественные действия, а также родители или законные представители несовершеннолетних, если они не исполняют своих родительских обязанностей и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними .
В качестве приоритетных направлений развития социальной политики в системе мер противодействия криминальной активности несовершеннолетних выступают:
- всемерное укрепление семьи как наиболее значимого социального института, оказывающего решающее влияние на формирование личности несовершеннолетнего;
- полноценное решение проблем реабилитации, воспитания и образования детей-сирот и детей без попечения родителей;
- реализация комплекса мер по существенному улучшению ситуации в области образования подрастающего поколения как особой сферы, требующей дальнейшего развития;
- создание необходимых предпосылок для противодействия распространению наркотиков среди несовершеннолетних, противодействия вовлечению их в незаконный оборот наркотических и психотропных веществ;
- создание комплексной системы правового воспитания, нацеленной на обеспечение реальной альтернативы криминальному образу жизни .
Государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав составляют:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания;
- органы управления образованием;
- органы опеки и попечительства;
- органы по делам молодежи;
- органы управления здравоохранения;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел;
- иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних [9].
Это обусловлено в первую очередь тем, что приоритет в профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних следует отдавать социальным службам и их учреждениям, поскольку основной причиной преступного поведения несовершеннолетних является их социальная дезадаптация.
Указанные выше учреждения (социальные службы для молодежи, социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи и т.д.) бесплатно предоставляют различные виды социальных услуг, проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, разрабатывают и реализуют программы социальной реабилитации и программы защиты социально-правовых интересов указанной категории несовершеннолетних.