Родительское собрание по теме: "Трудности адаптации первоклассников"

0
0
Материал опубликован 19 October в группе

Родительское собрание по теме: "трудности адаптации первоклаPDF / 5.94 Мб

Конспект родительского собрания  на тему «Трудности адаптации первоклассников к школе»

Тема: Трудности адаптации первоклассников к школе

Форма работы: круглый стол

Участники: классный руководитель, родители учащихся

Место проведения, описание пространства: школа, класс.

Цель: создание условий для, информирования родителей о понятии «Адаптация первоклассников», о особенностях адаптации первоклассников в школе, составление рекомендаций для успешного прохождения адапционного периода, оказание педагогической поддержки родителям в период адаптации детей.

Задачи:

Планируемый результат:

Ознакомительная:

Информировать родителей о понятии «Адаптация первоклассников».

Информировать родителей о особенностях адаптации первоклассников к школе.


Знакомы с понятием «Адаптация первоклассников».

Знакомы с особенностями адапционного периода первоклассников к школе.

Просветительная:

Просветить родителей о том, как влияет адаптация на успеваемость ребёнка, какие этапы и правила адаптации существуют.

Знают о влиянии адаптации на успеваемость ребёнка, какие этапы и правила адаптации существуют.

Организационно-деятельностная;

Совместно составить рекомендации для успешного прохождения адапционного периода.

Составили рекомендации для успешного прохождения адапционного периода.

Педагогической поддержки:

Оказать педагогическую поддержку в информационных материалах родителям в период адаптации детей.

Получают педагогическую поддержку в информационных материалах от учителя в период адаптации детей.



Ход занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность родителей

Организационный

-Здравствуйте, уважаемые родители!

-Сегодня мы поговорим о важной для нас теме. Сейчас я вам прочитаю статью, а вы подумайте о чём мы сегодня будем говорить на собрании.

-Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то, чтобы ребенок стано­вится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения. Что же происходит? Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувства­ми и желаниями. Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разо­чарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

-Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить? Актуальна ли для нас такая проблема?

-Какую цель мы поставим на собрание, чтобы решить такую проблему?

-Всё верно! Об этом и будет идти речь сегодня на собрании.

-Приветствуют педагога.

-Слушают статью и думают над вопросом.





-Ребенок растет.









-Сегодня мы будем говорит о проблемах адаптации ребенка в школе. Да, проблема актуальна.

-Узнать об особенностях адаптации в школе, найти пути решения этой проблемы.

Основной

Родительский практикум-игра «Корзина чувств»

-Поход в школу в первый класс стресс не только для ребенка, но и для родителей. Родители переживают о состоянии ребенка и испытываю различные эмоции, которые не всегда могут пережить. Поэтому я предлагаю вам игру чтобы понять какие чувства и эмоции вы испытываете после того, как ребенок переступил школьный порог и как их пережить.


-У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства (позитивные и негативные), которые может испытывать любой человек. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего тот период времени, что ваш ребенок находится в школе, и назовите это чувство



Как помочь пережить родителям адаптационный период ребенка?

-Получается вы также как ваш ребёнок испытываете различные новые чувства, переживания. А для того, чтобы с ними справится с этими чувствами и переживаниями нам необходимо разобраться как ребёнок адаптируется в школе, какие условия адаптации существуют.



Физиологические условия адаптации ребёнка к школе.

-Ваш ребёнок пошёл в школу! Как лучше организовать дни пребывания ребёнка в школе, чтобы естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? Ведь, как пойдёт период адаптации, так и пройдёт его учеба.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, само приспосабливание. А ещё можно сказать, что это взаимоотношения с одноклассниками, учителями, со школой.

-Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует восприятие, мышление и память, искажает поведение ребёнка, снижает результативность его деятельности. Вы должны быть готовы к этому. Одни дети чрезвычайно заторможены, отвечают с трудом, избегают контактов с учителем, товарищами. Другие, наоборот, становятся чрезмерно подвижными, суетливыми, даже агрессивными. Понимая особенность этого этапа в жизни ребёнка, вы можете помочь своим детям безболезненно, более естественно войти в школьный режим.

-Важно помнить, что как пройдет период адаптации у ребёнка, так он и будет учиться в дальнейшем. Поэтому вы должны настроить, прежде всего, себя на хорошее, позитивное настроение и отношение к школе и с радостным, весёлым настроением проводить ребёнка в школу.

-Сейчас мы поиграем в психологическую игру «Паровозик». Объединитесь по 3 человека и закройте глаза. Ведущий с открытыми глазами в течении 2-3 минут будет водить всех по помещению. 1 вагон – «учитель», 2 вагон – родитель, 3 вагон – ребёнок. Это упражнение выполняется молча.


Как вам было в этой роли?

-Таким образом, нам необходимо работать сообща, находить единые пути решения. Ведь только совместная работа поможет нам успешно адаптировать наших первоклассников.

-А теперь давайте выполним интересное упражнение «Слепой поводырь».

-Упражнение выполняется в парах, где один из участников исполняет роль «поводыря», а другой – «слепого». «Слепой» закрывает глаза, становится за спиной «поводыря» и кладет ему на плечо вытянутую руку. «Поводырь» водит «слепого», следя за тем, чтобы провести его наиболее комфортным способом. Задача «слепого» – быть внимательным к действиям «поводыря». Затем «поводырь» должен посадить «слепого» на стул и выбрать себе другого «слепого» (незнакомого для него родителя), которого он тоже должен провести по классу.

-Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно «слепому», если «нет», то почему?

Таким образом, первоклассник как слепой котенок, ему уютнее и комфортнее со знакомым, любящим его человеком. И ваша задача: помочь ребёнку подружиться и, возможно, полюбить учителя.




Психологические условия адаптации ребёнка к школе.

Составить режим рабочего дня с обоснованием его последовательности; как организован режим дня у вас? Стабильный ли он?



-Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Для первоклассников особенно важно:

- помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - не школьник). Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а также сформирует эмоционально-положительного отношение к школе; кто-нибудь проводил такие беседы с ребёнком?

- простроить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности; как организован режим дня у вашего ребёнка? Стабильный ли он? Задаёте ли вы вопрос ребёнку, как прошел твой день в школе?




- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь; старается ли ваш ребёнок, когда выполняет домашнюю работу? Ребёнок рассказывает вам, интересно ли ему в школе, что нового он узнаёт?

- развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу;

- развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности. Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего, покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

-Много ли друзей у вашего ребёнка? Приобрёл ли он новых друзей из класса?

-Если мы с вами во всём этом будем помогать детям, то они будут успешно адаптироваться к школе.

-Как понять, что ребенок успешно адаптировался?



Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. С каким настроением ваш ребёнок приходит домой из школы?

Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные. Устаёт ли ваш ребёнок после школы? Или же он полон сил и активности?

Следующий признак успешной адаптации — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их. Обращается ли к вам ребёнок за помощью, при выполнении домашнего задания?

Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.

Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Взаимоотношение с ребёнком в семье

-Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций.

-А климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.

Приложение 1.

По этой шкале приблизительно можно понять состояние вашего ребёнка на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе Вашего общения с малышом.

-Психологи советуют многое. Но я отобрала несколько важных советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки» (Приложение 2)

-Эти совету помогут вам наладить отношения с ребёнком в этот трудный адапционный период.


-Начинают играть в игру «Корзина чувств».




-Я называю чувства, которое меня переполняют, от которых я страдаю; у меня был страх, что ребенок не сможет адаптироваться в классе, что с ним не будут общаться дети, что мой ребенок будет отвергнут. Радость в том, что ребенок будет получать новые знания.

-почитать научную литературу, найти увлекательное занятие.

- Не перегружать ребенка домашними делами если он устал, давать больше времени на отдых, помогать если нужно помощь, если вижу, что ребёнок огорчён, молчит, не допытываюсь, пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.









-1 – могу быстрее, да не могу: веду, учу…, 2 вагон – куда иду не знаю, да ещё и «груз» за собой «тащу» … , 3 вагон – спотыкается, куда скажут туда и идёт…








-не комфортно, потому что не только от меня зависит как от родителя благополучие ребенка.




-Выполняют упражнение.









-нет было не уютно в своих ролях, хотелось развязать глаза. Сложную роль играл поводырь т.к на нем лежала большая ответственность довести слепого. Со своим близким было не страшно но, когда передавали другому родителю становилось некомфортно.





Распорядок дня взрослого 6:30-подьем, с 6:30 до 7:00 – утренняя зарядка, гигиенические процедуры, завтрак. 7:10-подьбем ребенка, до 7:15 – сбор ребенка. С 7:45 до 8:15 – дорога до школы. С 9:00 до 17:00 – работа. (совмещаем с прогулкой).








-да

- Распорядок дня первоклассника 7:10-подьем, с 7:20 до 7.40– утренняя зарядка, гигиенические процедуры, завтрак. 7:45 до 8:15 – дорога в школу. 8.15-12.30 – занятия в школе. 12.30-13.00 – дорога из школы (совмещаем с прогулкой). Иногда режим сбивается, но мы пытаемся придерживаться режиму дня. Стараюсь всегда узнавать у ребенка, как прошёл его день.


-да старается выполняет все задания, если нужна помощь мы помогаем. Да, ребенок делится своим мнением.














-у ребенка много друзей в классе.

-узнавать у ребенка все ли у него получается, все ли он понимает, есть ли друзья в классе.

-Когда ребенок успешно адаптировался в классе то он приходит с хорошим настроением, успеваемость становится лучше.




-ребенок приходит домой с не хорошим настроением, иногда агрессивный.




-Да мой ребенок устает, приходит домой уставшим.




-ребенок обращается за помощью, потому что он устает в школе и не может сфокусироваться на домашнем задании.












Итог собрания.


-Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Не забывайте о том, что ребёнку трудно осваивать совершенно новую деятельность, поэтому он имеет право на ошибки.


Слово-эстафета.


-Сейчас я предлагаю вам поиграть в слово-эстафету, чтобы подвести итоги нашего собрания. Вы говорите по цепочке “Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я … ”.


Давайте подведем итоги нашего собрания, а для этого составим правила предотвращения развития неуспеваемости.














1. Буду наблюдательным и внимательным к своему ребенку, отмечать изменения в его поведении, изменения его работоспособности, сообщать об этом учителю


2.Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё.


3.Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.


4.Развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость.


5.Всегда обращать внимание на осанку детей во время занятий.


6.В действие – профилактические меры по сохранению зрения.


7.Оборудовать уголок школьника.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.