12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31716
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Классные руководители»
26

Родительское собрание «Почему дети устают в школе? Проблемы и решения»



Родительское собрание «Почему дети устают в школе? Проблемы и решения».

Продолжительность  мероприятия: 60 мин.

Участники собрания: классный руководитель, родители обучающихся или лица, их заменяющие.

Тип мероприятия:  родительское собрание.

Цель:  формирование у родителей представлений о состоянии, причинах и симптомах утомления ребенка, а также о способах профилактики.

Задачи:

1. Совместно с родителями обсудить признаки утомления, причины его возникновения и способы борьбы.

2. Показать родителям важность сохранения здоровья для жизни и развитии ребёнка.

3. Продолжить формирование у родителей установок на сотрудничество со школой.

Форма проведения собрания: информационно-аналитический лекторий с элементами практикума.

Ожидаемые результаты: родительское собрание поможет родителям понять, как бороться с утомлением детей во время учебного процесса, а так же осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы.

Время проведения: третья четверть.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, ручки, бумага для заметок, рисунок веселого смайлика, бланки с результатами опроса, теста.

Подготовительная работа к собранию:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания.

2. В течение четверти провести анкетирование и тестирование детей. Обработать результаты.

3. Подготовить презентацию к собранию.

Структура собрания.

Этапы

Деятельность, способы, приемы

Продолжительность

Организационная часть

1.Вступительное слово учителя.

2. Мини-практикум.

Ассоциативный ряд «Усталость???»

10 мин.

Основная часть

1.Лекция.

2. Мини-практикум «Все больше не могу!»

3. Советы.

25 мин.

Итог. Рефлексия

Рефлексия «Слово дня».

Заключительное слово учителя.

10 мин.


Содержание.

Слайд№1-2.

Дорогие родители, здравствуйте! Я очень рада вас видеть, и благодарю за то, что вы пришли на наше классное собрание. Дело в том, что в разгаре учебный год, но вместо новых знаний и радостных открытий ваших детей преследует безразличие, апатия, усталость. Учителя жалуются на их невнимательность, низкую активность, неспособность сосредоточиться. От этого страдает успеваемость, в дневниках появились плохие оценки. Что же происходит с детьми? Неужели они не хотят учиться? На самом деле ваши дети просто устают.

Слайд№3

Мини – практикум «Усталость???». На магнитной доске прикреплен рисунок веселого смайлика. На столах перед родителями лежат ручки, и листочки вырезаны в виде тучек.

«Усталость», какие ассоциации вызывает у вас это слово? Я предлагаю вам, уважаемые родители, записать все свои мысли на листочках, которые лежат перед вами. Родители записывают. А теперь посмотрите на доску, какой симпатичный человечек смотрит на вас. Учитель прикрепляет листочки к магнитной доске, на которой расположен улыбающийся смайлик. Тучки постепенно закрывают лицо. Что произошло с веселым смайликом, теперь мы из-за тучек не видим его улыбки. Учитель перечисляет слова написанные родителями. Усталость, проблемы, плохое настроение, раздражительность…. Все это постепенно может привести к серьезным последствиям. Я очень часто слышу от родителей «Моя дочь (или сын) абсолютно не хочет учиться. Говорит, что сильно устает, ничего не запоминает, болеет постоянно. Я не знаю, что мне делать в такой ситуации»? Что же необходимо помнить, знать и выполнять, чтобы предотвратить или справиться с подобными проблемами у детей.

Слайд№4

1. Во-первых, выясним с вами, что такое утомление и каковы его причины? Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Усталость – это субъективное ощущение утомления.

При утомлении происходит вегетативная декомпенсация, убывают показатели чувствительности, внимания, памяти, мышления, возникают отрицательные эмоции (переживание усталости), снижается работоспособность. Выделяют разные виды утомления: физическое, умственное, острое, хроническое.

Школа — чудесное время, но вместе с тем трудное. Иногда школьная нагрузка становится непосильным бременем для ребенка.

Слайд№5

2. Как понять, что ваш ребенок перегружен?

1. Бессонница. Изменение сна – первый признак эмоционального перенапряжения, как у взрослых, так и у детей.

2. Головные боли. Яркий и тревожный симптом, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Дело может быть не только в перегрузках, но и в настоящих болезнях, поэтому за ребенком нужно наблюдать предельно внимательно и при необходимости обратиться к неврологу.

3. Плач без видимых причин, обиды, любые изменения настроения. Повышенная капризность, плаксивость и вспыльчивость должны насторожить, и навести на мысль, что ребенок не справляется с предложенной ему учебной нагрузкой.

4. Ребенок начинает тереть глаза, активно зевать, теребит волосы, грызет ногти, качается на стуле. Все это он делает не от скуки, а чтобы успокоиться. Психика испытывает давление, с которым организм пытается справиться.

5. Частая смена позы, ребенок постоянно отвлекается. Признаком перегрузки может быть не только вялость и апатия, но и физическая гиперактивность. Это реакция незрелой нервной системы.

6. Движения рук и ног становятся неловкими и неуклюжими. Вроде бы все в норме - сон, аппетит, настроение. Жаловаться особо не на что. Вот только ребенок какой-то рассеянный: отвечает невпопад, витает в облаках, не может сразу определиться с желаниями. Если вы заметали такое, возможно, дело в излишней нагрузке, которая оказалась ребенку не по силам.

7. Общая вялость на фоне спада настроения. Ребенок кажется рассеянным, не может подолгу заниматься делами, которые раньше любил, нехотя садится за уроки или вовсе «забывает» про них. Все это с большой вероятностью не имеет никакого отношения к лени, а связано с хронической перегрузкой.

8. Агрессивные реакции на вполне обычные явления. Отказывается разговаривать, отбирает, разбрасывает и ломает вещи. Это реакция нервной системы на переутомление.

9. Ребенок стал чаще болеть. Повышенная восприимчивость организма может быть следствием снижения иммунитета из-за хронических перегрузок. Более того, частые болезни могут быть подсознательной реакцией на излишнее давление со стороны родителей, требующих успехов. Ребенок не может сказать «нет» открыто и делает это с помощью болезни: он заболевает, тогда его, наконец, оставляют в покое.

10. Возникают проблемы с аппетитом. Насторожить должна любая странность, которой не было раньше. Ест ли ребенок меньше обычного или, наоборот, требует больше и чаще.

Слайд№6

Мини – практикум «Все больше не могу»! Учитель, предлагает отметить, какие симптомы усталости родители заметили у своих детей. А теперь я предлагаю вам сравнить ваши ответы и ответы детей. Родители изучают и анализируют результаты анкеты и теста. Обсуждают.

Слайд№7

3. Почему же школьники сильно устают?

1. Уровень шума. Перемены – это два часа в день существования в очень шумных коридорах. Конечно, дети привыкают и даже не очень замечают этот постоянный шум на переменах, но он сказывается на их работоспособности. Ведь недаром людям, которые работают на производстве, рекомендуют надевать наушники, и считают такую работу вредной.

2. Уровень стресса. «Спросят или не спросят?», «Сегодня контрольная, а если трудный вариант?», «Татьяна Ивановна в плохом настроении, опять будет меня ругать», «Ужас, я забыл тетрадь дома». Сколько стрессовых моментов происходит у ребенка в течение одного только школьного дня? Десятки! Это все мелочи, но мелочи, которые вызывают эмоциональный отклик.

3. Резкое переключение

Ребенок сидит на уроке литературы, обсуждает с одноклассниками проблему отцов и детей. И вдруг звонок. «Все, ребята, закончим разговор на следующем уроке, в среду». а дальше физика. И первые 10 минут урока ребенок прикладывает максимум усилий, чтобы начать хоть как-то понимать, о чем говорит учитель. И ровно в тот момент, когда он полностью погрузился в тему, и даже задача вроде бы стала решаться, снова звенит звонок. И так 7-8 раз в день. Каждый день. И эти постоянные «качели», очень выматывают, а в голове остается «каша».

Вы мне можете возразить, что так учились всегда, и в последнее время дети не стали громче кричать, учителя не стали чаще вызывать к доске, а уроки не стали короче. Да, это все так. Но 20-30-50 лет назад не было такого информационного поля, в которое мы постоянно погружены. К школьному шуму, к школьным стрессам и резким переключениям добавляется огромный массив информации, которую мы получаем из интернета в ежедневном режиме. И не можем не получать, потому что это требование сегодняшнего дня – быть в курсе, быть в теме. Это то, от чего уже нельзя отказаться.

Слайд№8

4. Когда возникает переутомление?

Можно выявить следующие периоды, являющиеся наиболее возможными для возникновения утомления или переутомления организма:

1. Адаптация к учебным нагрузкам. Это начало учебного года или четверти.

2. Окончание четверти, учебного года и недели.

3. Ежедневно, к третьему или четвертому уроку. Сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня.

Таким образом, если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме. Тем самым осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а, следовательно, и на результатах обучения. Врачи доказали, что существует прямая связь между количеством хронических заболеваний, приобретенных в школе, и интенсивностью учебной программы.

Справиться с появлением быстрой утомляемости ребенка поможет выполнение следующих рекомендаций.

1) Рациональная организация процесса труда, сна, питания, отдыха, личной гигиены. Правильный режим – главное условие сохранения здоровья. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня. Основными элементами режима дня школьника являются:

• учебные занятия в школе и дома;

• активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

• регулярное и достаточное питание;

• свободная деятельность по индивидуальному выбору;

• физиологически полноценный сон. Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность во сне составляет: в 10-12 лет – 9-10 часов, в 13-14 лет – 9-9,5 часов, в 15-16 лет – 8,5-9 часов. Ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психическое и эмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с работой.

2) Оптимизация режима труда и отдыха. Помните, что у школьника обязательно должно быть свободное время. Пусть кружки и секции ребенок выбирает сам, чтобы они эмоционально заряжали его. Нужно дозировать доступ ребенка к телевизору, компьютеру и различным игровым приставкам, заменяя их другими увлекательными играми. Ограничив время, которое ребенок проводит перед монитором, можно уменьшить нагрузку и тем самым эффективно бороться с усталостью школьника. Совет врачей: минимум за 2-3 часа до сна выключайте все электронные устройства, и хотя бы один выходной объявляйте свободным от интернета (лучше всего проводите его на природе).

3) Физические упражнения являются лучшим «лекарством» от утомления и средством повышения работоспособности. Развитие утомления зависит от состояния здоровья человека и его физической подготовки. Врачи рекомендуют тщательно следить за самочувствием школьника и вовремя его корректировать, потому что, согласно исследованиям, всего лишь 3% выпускников оканчивают школу без каких-либо патологий. Физическая культура является лучшим средством для поддержания здоровья и повышения работоспособности. Активное использование физических упражнений позволяет снижать степень утомления. С помощью таких упражнений как бег, плавание, ходьба люди могут совершенствовать свою работоспособность. Дело в том, что импульсы от опорно-двигательного аппарата резко повышают тонус клеток коры головного мозга за счет улучшения в них обменных процессов. Одновременно существенно возрастает обменные процессы во всех органах. Наконец, при активной работе мышц улучшается кровообращение, а с ним - дыхание, работа печени и почек по выведению из крови токсичных шлаков, которые угнетающе действуют на нервные клетки.

4) Использование различных средств повышения индивидуальной устойчивости к утомлению. Иногда достаточно наладить полноценный отдых и питание ребенку, добавить умеренную физическую нагрузку, начать принимать поливитамины, и его организм придет в норму.

Слайд № 9.

Я хочу вас познакомить с примерным режимом дня для учащихся нашей школы.

Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену

(начало занятий в 8.00)

Подъем 7.00.

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.15.

Утренний завтрак 7.15-7.30.

Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.30- 7.45

Занятия в школе 8.00-12.30.

Горячий завтрак в школе около 11 ч.

Дорога из школы или прогулка после занятий в школе12.30-13.00.

Обед 13.00-13.30.

Послеобеденный отдых или сон 13.30-14.30

Прогулка или игры на воздухе или спортивные занятия 14.30-16.00.

Полдник 16.00-16.15.

Приготовление домашних заданий 16.15-17.30.

Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00.

Ужин и свободные занятия 19.00-20.00.

Слайд№10.

Мини - практикум.

Уважаемые родители благодарю вас за работу и предлагаю немного отдохнуть. Я думаю, после трудового дня вы испытаете усталость. Я предлагаю вам проделать вместе со мной ряд простых физических упражнений. Они помогут вам снять накопившуюся в течение дня усталость. Такие упражнения вы можете делать вместе со своими детьми.

Родители выполняют упражнения.

1. Соедините ладони и очень быстро потрите ими друг о друга, так чтобы почувствовать сильное тепло. После такого упражнения полностью расслабьте кисти рук и встряхните ими 10 раз.

2. Я вас попрошу встать и подняв руки вверх. Изо всех сил потянитесь как можно выше.

3. Теперь сядьте прямо, отведите согнутые в локтях руки назад, сцепив кисти на затылке, и отклоните голову назад до предела так, чтобы сильно напряглись мышцы шеи. Сохраняйте напряжение в течение 10 секунд, а затем уроните голову на грудь. Посидите так с закрытыми глазами, расслабившись и опустив руки, секунд 15. Дышите медленно и глубоко, постарайтесь сосредоточиться только на дыхании.

4. Крепко зажмурьте глаза на 5 секунд, затем откройте их и — сосчитайте мысленно до пяти (повторять упражнение 6 раз);

5. Быстро поморгайте в течение 1 минуты;

6. Закройте глаза на 5 секунд, затем откройте и посмотрите на переносицу.

7.Выпрямите ноги и постарайтесь оттянуть носки вперед, затем встаньте и выполните 10 подъемов на носки. Снова сядьте и расслабьте мышцы ног;

8. Вытяните ноги, немного приподнимите их над полом и подержите так 5 секунд, а затем опустите (повторять 5 раз).

9. Если вас клонит ко сну, то сядьте прямо, отведите плечи назад, подбородок приподнимите, руки опустите вдоль туловища (ладони положите на сиденье стула). Напрягите мышцы спины, рук, шеи и задержитесь в этом положении на 10 секунд. Расслабьтесь на 10–15 секунд и повторите упражнение еще раз.

Еще один небольшой совет для вас и ваших детей. Если вы устали, так что чувствуете «Все больше не могу!», нужно открыть кран … и помыть руки. Даже не помыть, а просто подержать их под прохладной или холодной водой. Конечно, лучше было бы выйти на свежий воздух, быстро походить или побегать, сделать несколько дыхательных упражнений. Но если такой возможности нет, выручит холодная вода, которая снимет и усталость, и нервное напряжение, и даже стрессовое состояние.

Итак, мы завершили наши упражнения, и я вижу, что вы улыбаетесь, ваше настроение улучшилось. Усталость как рукой сняло! А нам пора подвести итог.

Рефлексия «Слово дня». Учитель предлагает родителям одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.

Слайд№11

Уважаемые родители, благодарю Вас за то, что Вы пришли на нашу встречу. Будьте рядом со своим ребенком, любите его, проявляйте внимание и терпение. Тогда он всегда будет бодрым и здоровым, а хорошие оценки станут его постоянными спутниками.

До новых встреч!


Презентация
PPTX / 610.41 Кб

Источники.

infourok.ru/roditelskoe-sobranie-utomlyaemost-rebe...orotsya-1325901.html

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-rodit...i-kak-s-ney-borotsya

https://quote-citation.com/topic/ustalost

schoolfiles.net/2726637

1001.ru/articles/post/10-priznakov-pereutomleniya-...benka-v-shkole-33791


 

Приложение.

Внимательно прочитайте каждое утверждение. Если ваше ощущение совпадает с его содержанием, в листке для ответов напротив соответствующего номера утверждения напишите «+», в противном случае «-». Если затрудняетесь с выбором, поставьте оба ответа.

Тест.

1. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.

2. Последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился спокойно.

3. Я стал вялым и безразличным.

4. Мне трудно удержать в памяти дела, которые надо сделать сегодня.

5. В последнее время мне стало трудно учиться.

6. У меня ровный и спокойный характер.

7. Меня мучают боли в висках и во лбу.

8. У меня бывают приступы сердцебиения.

9. Мне трудно сосредоточится на задании.

10. У меня иногда возникает ощущение тошноты.

11. У меня часто болит голова.

12. Моя учеба и увлечения мне перестали нравиться.

13. Я постоянно хочу спать днем.

14. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер.

15. Мне нравится работать в коллективе.

16. Я с удовольствием прихожу в школу.

17. У меня чаще всего беспокойный сон.

18. Я все время чувствую себя усталым.

Подсчитайте баллы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

+

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

_

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0


 

Если у вас получилось больше 6 баллов за ответы «+», это свидетельствует о начальной форме хронического утомления. Вам стоит подумать о более рациональном режиме дня, о снижении нагрузок, возможно о нормализации взаимоотношений с окружающими.

Заполнив эту таблицу, а затем, проанализировав результаты, можно определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияния этих факторов на учебную деятельность. Анализ уровня тревожности, который проявляется физиологической симптоматикой, может помочь снизить уровень перегрузки ученика.

Виды недомоганий, которые я испытываю.

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

Сонливое состояние.

       

Раздражительность, невозможность сосредоточится.

       

Головные боли.

       

Боли в желудке.

       

Головокружение.

       
Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Лихина Елена Викторовна, 20.01.18 в 08:42 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Маргарита Владимировна! Очень полезный материал!
Фишер Оксана Ивановна, 20.01.18 в 11:17 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересный и полезный материал!
Ильина Оксана Геннадьевна, 26.01.18 в 20:12 3Ответить Пожаловаться
Отличная разработка ! Благодарю, Маргарита Владимировна!
Забелина Маргарита Владимировна, 27.01.18 в 10:06 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Оксана Геннадьевна, за приятный отзыв!!!
Волкова Галина Юрьевна, 03.02.18 в 11:53 2Ответить Пожаловаться
Маргарита В. очень интересный материал.
Легоцкая Вера Сергеевна, 11.02.18 в 21:49 3Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна, замечательная разработка, методически грамотная, легкая в исполнении, актуальная.
Забелина Маргарита Владимировна, 12.02.18 в 11:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.