Доклад на родительском собрании «Пути решения проблемы плохого поведения в школе у ребенка»
Доклад к родительскому собранию «Пути решения проблемы плохого поведения в школе у ребёнка»
Каждый ребёнок имеет право на получение образования, знаний. Ни кто не в праве, препятствовать ребёнку учиться. Часто случается так, что в классе находятся отрицательные лидеры, которые систематически нарушают правила поведения на уроке, тем самым отвлекают других учеников, в результате чего урок или его большая часть может быть сорвана. Так остальные дети теряют право на получение знаний. Поэтому родители, чьи дети срывают уроки, а также нарушают правила поведения на перемене и др. правила Устава школы, могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.35 за ненадлежащее выполнение своих обязанностей по воспитанию ребёнка. Но часто, родители делают всё возможное для того, чтобы ребёнок не был злостным нарушителем порядка в школе, а он всё равно их не слушают. Отсюда, родители вынуждены «краснеть» за своё чадо на Советах профилактики, в Комиссии по делам несовершеннолетних, оправдываться, потом ещё и выплачивать штрафы. Поэтому данная тема актуальна, и я пришла рассказать вам о причинах неудовлетворительного поведения детей в школе и о том, что с этим делать.
Первое, что нужно понимать о плохом поведении - это то, что каждому ребёнку хочется ощущать себя в школе компетентным и «своим». В позитивных случаях это достигается за счёт хорошей учёбы, уважительных отношений с учителем и одноклассниками, возможности внести свой вклад в жизнь школы и класса.
Если ребёнку что-либо из этого не удаётся, то его отношение к школе приобретает негативные оттенки, что часто проявляется в «проблемном поведении». Главное найти причину, узнать, где у ребёнка не получается. Тогда родители смогут поддержать его и способствовать:
- росту успеваемости;
- налаживанию общения внутри школы;
- укрепления чувства значимости ребёнка в школе;
Однако бывает и так, что внешне всё хорошо: учится неплохо и друзья есть, в школьных и классных мероприятиях участвует, а ведёт себя всё равно плохо и получает замечания. И этому случаю имеются свои мотивы - внутренние причины, по которым ученик становится нарушителем школьных правил. Как ни странно их не сто и не тысяча, а всего четыре:
Привлечение внимания - ребёнок совершает проступки, т.к. хочет оказаться заметным, выделиться среди одноклассников, пусть даже в негативной форме и получать внимание от учителей и сверстников. Данный мотив является самым распространённым и часто лежит в основе дурашливого, шумного поведения на уроке и перемене.
Что делать в данной ситуации?
Помнить, что для демонстративного ребёнка лучше наказание, чем отсутствие внимания. Поэтому желательно установить в семье определённое расписание, что будем делать утром, в обед и вечером. Очень важно определённые часы отвести для занятий с ребёнком, например в субботу все вместе убираем двор, в воскресенье утром вместе идём в кафе, днём рисуем с мамой, а вечером мастерим поделки с папой. Необходимо, чтобы ребёнок не был обделён вниманием, тогда и исчезнет необходимость, привлекает к себе это внимание со стороны учителей и учеников;
Используйте один и тот же способ наказания. Пусть ребёнок поймёт, что за проступок будет всего лишь вот это, плохой поступок не вызовет интереса, а внимание он получит если будет хорошо себя вести, сделает что-то полезное
Не скупитесь на похвалы, если ребёнок сделал что-либо хорошее. Хвалите громким голосом, глядя ему в глаза и улыбаясь!
Если всё же приходится ругать ребёнка, делайте это тихим и спокойным голосом. Ребёнок должен понять, что внимание он получит только за хорошее.
Борьба за власть - ребёнок ведёт себя неподобающе, т.к. хочет показать «вы мне ничего не сделаете» В таком случае он часто провоцирует, негативную ситуацию, чтобы чувствовать себя в ней самым главным лидером, демонстративно нарушает установленный порядок, открыто отвергает требования учителя
Что делать в данной ситуации?
Не поддаваться первой мысли: отругать, как следует, и поставить на место. В данном случае это работает наоборот. Ребёнок не отступит от своих правил, а вашим хорошим отношениям придёт конец
Будьте лояльны. Воспринять ребёнка, как равного себе - единственный способ сохранения порядка в доме и авторитета родителей. Когда ребёнок почувствует, что его уважают, он сам пойдёт на многие компромиссы и примет правила, принятые в обществе, в школе. Но уже ни как недоросль, подвластный воле старших, а как взрослый. Помните, уважаемый человек - будет уважать!
Чаще говорите «по душам». Чтобы стать своим для ребёнка - лидера, необходимо быть для него не просто союзником, а близким другом. Не бойтесь поделиться своими переживаниями. Спросите мнение ребёнка и он обязательно это оценит.
Разделите обязанности в семье. Определите для ребёнка зону ответственности. Например мама готовит еду (ни кто ей не указывает), папа ремонтирует машину. А ребёнку можно поручить выносить мусор, гулять с собачкой, ухаживать за котёнком. Дайте ему понять, что это его работа, его зона ответственности.
Месть - ребёнок совершает самые жестокие выходки с применением словесной или физической агрессии к сверстникам или учителю. Этот мотив связан с тем, что ребёнок имеет реальную или вымышленную обиду на одноклассников, учителя, родителей или на мир в целом и пытается эту обиду отыграть.
Что делать в данной ситуации?
1. Поговорите «по душам». Задайте вопросы: «Кого ты любишь?» «Кто тебе нравится в школе, а кто нет? Почему?» «Он (она) тебя обидели? Чем?» и пр. Попросите ребёнка рассказать кто и чем тебя обидел, выслушайте и поддержите. Можете попросить нарисовать обидчика. Затем следует разобрать конфликтную ситуацию: (сделать анализ конкретной ситуации), обсуждение чувств всех участников и объяснение того, что обидные слова или действия не всегда предназначены для того, чтобы его/ее обидеть (просто другой был разозлен, сконцентрирован на своих проблемах). Предложите найти оправдание обидчику или поставить себя на его место, чтобы лучше понять его. Можно предложить найти что-нибудь смешное в своем обидчике или то, что вызывает жалость к нему.
Избегание неудачи. В этом случае школьники предпочитают устраняться из ситуации и ничего не делать, даже если это требуется. Такие дети часто инертны, безынициативны, могут весь урок смотреть в окно, не работать на уроке, отказываются выходить к доске отвечать, не обращают внимание на замечания учителя. Основной причиной такого поведения, являются пережитые ошибки, опыт неудачи в прошлом, за что пострадали так сильно, что впредь решили не предпринимать вообще ничего.
Что делать в данной ситуации?
По больше узнать у ребёнка что произошло, в результате чего он перестал работать на уроке, реагировать на учителя и т.д. Признать проблему. Отрицанием проблемы вы оставите ребёнка один на один с проблемой.
Нельзя осуждайть и высмеивать страх, такое поведение.
Чаще говорите фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Мягко, без давления внушите ребенку, что ошибаться – это нормально, все люди ошибаются. Приводите свои личные примеры. Это сделает вас ближе.
Родители должны изменить своё родительское программирование и установки на более позитивные. Например, «Ты сумеешь!», «Справишься!», «Не робей!», «Ещё чуть-чуть…», «Получилось!», «У тебя выйдет, я верю!», «Без неудач не бывает удач!», «Попробуй и делай дальше!»…
Не сравнивайте ребёнка с другими. Покажите, что любите его такого, какой он есть.
Акцентируйте внимание ребёнка на сильных сторонах его личности. Чаще хвалите
С помощью различных приёмов (игр, сказок и пр.) придумайте и обыграйте ситуацию победу над страхом. Инициативу можно предложить ребёнку
Выделить мотив плохого поведения конкретного ученика можно, если внимательно присмотреться на то, что именно он творит в школе, поговорить с ним дома «по душам». Порой дети сами не осознают, что ими движет и, как следствие, не могут дать ответ на вопрос «зачем ты это сделал?».
Когда мотив понятен, родитель может управлять ситуацией: на пример, удовлетворить детскую потребность во внимании, если его не хватает, показать ребёнку его значимость, используя сильные и положительные стороны характера, помочь ребёнку простить человека, который его ранее обидел или убедить в том, что обиды, как таковой быть не должно (в том, что он её себе придумал). Тогда и оснований вести себя плохо не окажется и проблема плохого поведения в школе будет решена.
/data/files/o1544297198.pdf (Буклет)
Легоцкая Вера Сергеевна
Охрименко Сергей Владимирович