Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тонкинская средняя школа»
Родительское собрание
«Проектно- исследовательская деятельность
в младшем школьном возрасте»
Подготовила и провела учитель начальных классов Серова Н.М.
Тонкино
2017
Родительское собрание
«Проектная деятельность младших школьников»
Цель. Создать условия для овладения родителями умением оказывать квалифицированную помощь своим детям в их проектной деятельности.
Задачи:
Сформировать понятие о творческой проектной деятельности, познакомить с актуальностью и содержанием данной деятельности.
Способствовать овладению родителями умением оказать помощь своим детям в проектной деятельности.
Способствовать привитию интереса к новому виду деятельности детей, сплоченности родителей.
Форма проведения: информационно-практическое занятие.
Подготовительная работа:
Систематизация информации по данной теме;
Создание презентации к выступлению;
Разработка памяток – буклетов в помощь родителям; бланк группового обсуждения
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, подбор информационных материалов для практической части собрания.
Наглядные средства: презентация на тему «Проектно-исследовательская деятельность», буклеты – памятки.
Ход собрания
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму» (древняя китайская мудрость)
1. Вступительное слово учителя
Добрый день, уважаемые родители. Сегодня у нас необычное собрание. Тема нашего собрания « Проектная деятельность младших школьников»
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. В первом классе вместе со своими детьми учитесь и вы – родители. Поэтому я думаю, что вы первые должны усвоить и понять, в чем заключается смысл метода проекта, и для своих детей будете самым первым помощником и консультантом.
Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом: помочь найти вместе информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей "Помочь", но не "Сделать вместо".
2. Обсуждение родителями проблемы ( по группам)
-Для чего в начальной школе организуется проектное обучение
-Какие умения формируются в результате проектной деятельности
(Выступление представителей от каждой группы)
2. Знакомство родителей с проектной деятельностью
Проектом называют все, что задумывается и планируется. В переводе с латинского «projectus» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта, а проектирование при этом является процессом создания проекта
- Учебный проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.
Типы проектов по деятельности:
1. Исследовательские – выделение проблем, проведение эксперимента или исследования.
2. Творческие – разработка праздника, альбома, видеофильма, сочинение сказки и т.д.
3. Ролевые ,игровые- участники проекта принимают на себя определенные роли, исследуют характер своего героя.
4. Информационные – направлены на сбор информации, ее анализ и обобщение.
Типы проектов по продолжительности:
1. Краткосрочные – для решения небольшой проблемы (один или несколько уроков).
2. Средней продолжительности – от одной недели до месяца.
3. Долгосрочные – от месяца до нескольких месяцев.
Структура проекта
1. Выбор темы проекта, типа проекта
2. Выдвижения первоначальных идей, выделение возможных вариантов проблем, в рамках темы.
3. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации.
4. Самостоятельная работа - поиск и анализ информации, подготовка материалов к проекту.
5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.
6. Разработка проекта.
7. Оформление результатов.
8. Презентация.
9. Рефлексия .
Формы продуктов проектной деятельности
справочник; газета; журнал;
альбом;
гербарий; карта;
экскурсия;
игра; сценарий праздника;
костюм; макет; модель; сувенир;
мультимедийный продукт;
учебное пособие и др.
Формы презентации проектов
демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода;
защита реферата;
сюжетно-ролевая игра или экскурсия;
праздник или инсценировка;
демонстрация учебного пособия и т.п.
Оформление проектной папки.
введение, в котором описывается актуальность и важность данных проблем для участников проекта.
вся собранная и систематизированная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
программа действий по проекту: планы выполнения проекта и отдельных его этапов; промежуточные отчеты группы;
результаты исследований и анализа;
эскизы, чертежи, наброски продукта;
материалы к презентации (сценарий, фото и т.д.)
2. Демонстрация готовых проектов (Выступление детей с проектами, которые участвовали в школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» с проектами « Мои домашние любимцы - волнистые попугайчики» и «Как появились натуральные ткани»)
3. Практическая работа по составлению коллективных проектов
1. Выбор темы проекта (Чтение- лучшее учение), определение типа проекта
2. Выдвижения первоначальных идей, выделение возможных вариантов проблем, в рамках темы.
3. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации.
4. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.
6. Разработка проекта.
7. Оформление результатов.
8. Презентация. (Каждая группа предствляет свой проект по данной теме)
9. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
4. Подведение итогов собрания .
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать
одновременно в нескольких ролях.
• консультируют;
• отслеживают выполнение плана;
• решают оперативные вопросы;
• помогают в предварительной оценке проекта;
• участвуют в подготовке презентации;
• обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени
проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
Огромное значение имеет положительное общение детей (во время
работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
5. Рефлексия «Слово дня»
Родители должны одним словом высказать своё мнение о собрании
Решение собрания:
Помогать детям в осуществлении учебных проектов
Принимать активное участие в жизни класса и школы.
Родителям вручается памятка
Литература
1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1 – 4 классы - М: «Вако», 2007. – С 231.
2. Саляхова Л.И. Родительские собрания - М:Глобус, 2008. – С 171.
Приложение 1.
Бланк группового обсуждения
Тематическое поле |
Тема |
Название |
Проблема |
Цель |
Задачи |
Области знаний |
Приложение 2.
Памятка
«Помощь родителей на каждом из этапов работы над проектом»
Этапы работы над проектом |
Деятельность родителей |
1. Погружение в проект – Проблема. |
Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности - Проектирование |
Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы – Поиск информации. |
Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. |
4. Оформление результатов – Продукт. |
Наблюдают, советуют. Помогают в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создают чувство успеха. |
5. Презентация результатов |
Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности |
Консультируют в оформлении отчета. |
Аушева Елена Васильевна
Вяльцева Александра Евгеньевна