Родительское собрание на тему «Сад добродетелей» (1–4 классы)

15
0
Материал опубликован 7 February 2017 в группе

Родительское собрание «Сад добродетелей»

Цель: осознание родителями необходимости воспитания нравственных добродетелей у детей.

Задачи:

Формировать понятие «добродетели».

Обсудить с родителями, какие положительные качества характера необходимы их детям, способы их развития.

Способствовать взаимопониманию родителей, умению работать в группе.

Оборудование: Толковый словарь С.И.Ожегова, афоризмы о добродетелях, карточки с качествами (2-3 набора), корзинки, яблоки (по количеству родителей), рисунок яблони, музыкальное сопровождении.

Ход собрания

1 этап. Организационный этап

Родители рассаживаются за парты. Парты расставлены вдоль стен кабинета. На станах, шкафах, на дверях размещены афоризмы (Приложение 1)

Эмоциональный настрой

Цель: создание положительного эмоционального настроя для работы

- Добрый вечер, уважаемые родители! Приятно видеть  вас. Очень  надеюсь, что у вас замечательное настроение, и вы готовы к плодотворному сотрудничеству.

Поговорим?

О чём?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим. Вдруг будет интересно…1

Совместное целеполагание

Цель: определение темы и цели родительского собрания.

Сегодня наш класс оформлен высказываниями выдающихся людей. Прочитайте понравившиеся вам афоризмы.

- Как вы думаете, о чём сейчас пойдет речь?

-Каким словом можно заменить все положительные качества?

-Что означает слово «добродетели»? (буквально – доброделание)

- Посмотрите, как трактуется это слово в словаре Ожегова 6.

«Добродетель - положительное нравственное качество, высокая нравственность»

2. Работа над темой собрания

Информация о добродетелях

Цель: формирование понятий по теме собрания

Многие из великих людей размышляли о добродетелях. Некоторые их высказывания стали афоризмами (Приложение 2)

«Судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по будничным делам» Блез Паскаль

«Недостаточно быть добродетельным. Нужно ещё научиться этому радоваться» Этьен Рей

Перед многими величайшими философами античности и современности стоял вопрос: Какую же добродетель следует считать самой важной, самой главной? К единому мнению прийти так и не удалось. Сократ и Платон, например, считали, что это мудрость (знание), Аристотель — умеренность, Конфуций — преданность и почитание старших. Христианское же учение наивысшей добродетелью называет любовь (в основном к богу) 2. Скорее всего, каждый человек должен определить для себя, какую добродетель поставить на первое место.

Необходимо помнить, что существуют природные добродетели, то есть добродетели, данные человеку от рождения. К природным добродетелям относятся: ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти,  искренность чувства, стойкость воли, одаренность, талантливость, творческие способности, открытость, целомудрие, великодушие3.

Наша речь сегодня пойдёт о тех добродетелях, которые можно воспитать в человеке. Как трудно вырастить хороший сад, так и воспитание является длительным и трудоемким процессом.

Вспомните рассказ Л. Толстого. «Старик и яблоня» Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал! «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Практическая работа

Цель: выбор необходимых качеств ребёнку и родителю.

Сегодня мы с вами заложим наш сад добродетелей.

- Для этого нам нужны саженцы. Где их можно взять? (Купить в питомнике, попросить у соседей, сделать самостоятельно отводки)

-Вам повезло. Именно сегодня начинается распродажа саженцев-добродетелей. Причем вы попали на акцию. Покупая 2 саженца, третий вы получаете бесплатно. Давайте договоримся, что 2 товара вы приобретёте для своего ребенка и один саженец для себя. Расплатитесь после покупки. Цена вас приятно удивит. Цена - это объяснение, почему выбрали именно эти саженцы для своего ребёнка. Товар, приобретённый для себя, объяснять не нужно.

Сейчас вы отправитесь за покупками. Время вашего выбора ограничено, пока играет музыка. Для удобства возьмите корзинки для саженцев. (Приложение 3) Корзинки имеют прорезь с карманом

На столах разложены карточки с названием качеств. По усмотрению учителя количество экземпляров каждого качества варьируется от 2 до 5 (Приложение 4)

Аккуратность, активность, благодарность, верность, вера, выдержка, вежливость, доброта, дисциплинированность, жизнерадостность. заботливость, исполнительность, любознательность, мудрость, мужество, милосердие, надёжность, настойчивость, нежность, ответственность, самостоятельность, скромность, совесть, старание, трудолюбие, терпение, умение прощать, щедрость, честность.

Пока играет музыка, родители выбирают товар. По окончании звучания музыки предложить родителям занять свои места.

Обсуждение работы

Цель: объяснение родителями своего выбора.

-Какое качество вы выбрали для своего ребёнка? Почему?

Родители по очереди рассказывают о выбранных добродетелях.

Если родитель затрудняется в объяснении, то учителю следует помочь. Каждого родителя поблагодарить за ответ.

-Возможно, какие-то качества вы не нашли в нашем магазине. Предложите, какие саженцы можно добавить в ассортимент?

Работа в группах.

Цель: совершенствование коммуникативного взаимодействия в родительском коллективе через групповую работу.

- Вы приобрели саженцы. Чтобы они укоренились, начали расти, за ними нужен хороший уход. Давайте составим советы. Объединитесь в группы с теми, у кого выбраны аналогичные качества. Что вы можете сделать для развития этих качеств у детей? Приведите 2-3 примера. Время для обсуждения 5-7 минут. Выслушать ответы родителей.

Рефлексия.

Цель: подведение итогов собрания

Чтобы увидеть результаты своего труда, я прошу вас помочь, чтоб плоды на нашей яблоне созрели прямо сейчас. Напишите на яблоках одно слово, которым оцените сегодняшнее мероприятие или опишите своё состояние.

Родители прикрепляют яблоки на яблоню (Приложение 5)

-У вас в корзинах имеется ещё один товар, Мне очень интересно, что вы приобрели для себя. Просто назовите это качество.

В заключение мне хочется привести высказывание Аристотеля «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми»4

- Я надеюсь, что все качества, которые вы приобрели сегодня, будут развиты и у вас, и у ваших детей.

Благодарю за плодотворное сотрудничество!

Интернет - ресурсы

1 http://www.stihi.ru/2012/02/25/789 Маргарита Бузальская «Давай поговорим»

2 http://fb.ru/article/193843/chto-takoe-dobrodeteli-dobrodetel-i-porok Добродетели и пороки

3 https://www.psyoffice.ru/6-1110-prirodnye-dobrodeteli.htm «Словари и энциклопедии » « Социология » Юнацкевич П.И., Чигирев В.А., Савенко И.В., Ведмецкая Л.В. Нравственное развитие взрослого человека, 2009 г.

4http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-aristotelya Афоризмы и цитаты Аристотеля

5 http://citaty.su/vse-temy афоризмы и цитаты

http://sweetclipart.com/multisite/sweetclipart/files/apple_lineart.png рисунок яблока

Литература

6 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4 –е изд.- М.: ООО «ИТИ Технология», 2003.

Приложение 1

Терпение горько, но его плод сладок     (Руссо Ж.)

Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе (древнеиндийское изречение)

Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен    (Овидий)

Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой     (Марк Твен)

Аккуратность – это вежливость по отношению к самому себе     (Пьер Буаст)

Вежливость – первая и самая приятная добродетель      (Джонн Локк)

Ответственность – мужество иметь дело со всеми последствиями своих дел (Александр Круглов)

Дисциплина и контроль делают человека мужчиной (Маккамон)

Любознательность создаёт учёных и поэтов(Франс А.)

Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)

Приложение 2

Судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по будничным делам.
Блез Паскаль

Что я хочу извлечь из добродетели? Ее саму. Она сама себе награда.    Сенека

Недостаточно быть добродетельным. Нужно еще научиться этому радоваться.  Этьен Рей

Любовь к родителям — основа всех добродетелей.     Цицерон

Добродетель — вещь неделимая: или она есть, или ее нет.    Бальзак О.

Одни и те же добродетели оцениваются в разные времена по-разному, в зависимости от их полезности эпохе. Гельвеций

                                                                                                                                     Приложение 3

Приложение 4

дисциплинированность

аккуратность

активность

вера

исполнительность

милосердие

благодарность

верность

жизнерадостность

надёжность

вежливость

выдержка

любознательность

нежность

заботливость

доброта

самостоятельность

скромность

ответственность

мудрость

трудолюбие

старание

настойчивость

мужество

умение прощать

терпение

честность

совесть

     

щедрость

Приложение 5

Вывести на бумаге желтого или розового цвета.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.