Родительское собрание на тему «Вредные привычки - профилактика в раннем возрасте» (1-4 классы)
Родительское собрание
на тему «Вредные привычки - профилактика в раннем возрасте.»
(1-4 классы)
Цель:
создание условий для осмысления присутствующими остроты заявленной проблемы для общества, конкретной семьи, конкретного человека и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения.
Задачи:
Формирование представления о негативном воздействии вредных привычек на физическое здоровье ребёнка и его социальное благополучие.
Формирование ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни, усвоение социально ценных поведенческих норм.
Информировать родителей о системе профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте.
Ход собрания:
Учитель: Добрый день! В эфире программа “Пусть говорят” на первом школьном канале. Уважаемые папы и мамы, сегодня мы с вами поговорим об одной из самых актуальных проблем современного общества - о вредных привычках и их профилактике.
Я очень рада, что вы пришли на встречу, чтобы обсудить очень важную проблему – проблему курения и алкоголя. Прежде, чем мы примемся вершить суд над курением и алкоголем, я хотела бы спросить зал: Считаете ли вы эту проблему актуальной? Почему? (Мнения зрителей). Ваши высказывания, по-моему, утвердили наше мнение: проблема курения и алкоголя заслуживает обсуждения!!!
Позвольте представить гостей нашей программы: родители 2 класса, школьный психолог, учитель физической культуры, библиотекарь, медицинский работник, администрация школы.
Сегодня перед нами стоит очень большая проблема, о который необходимо говорить всё чаще –это здоровье наших детей. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Вредная привычка – отрицательная склонность, которая впоследствии может стать потребностью.
Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Психолог: Как вы считайте, что такое привычка? (Привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям.)
– Какие бывают привычки? (Хорошие и плохие, вредные и полезные.)
– Какие полезные привычки вы знаете? (Чистить зубы, делать зарядку, заниматься музыкой, танцами, спортом, собирать грибы и т. п.)
– Какие привычки вредны для человека? (Курение, пьянство, наркомания, игромания и т. п.)
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога.
Учитель: Поэтому сегодня на программу мы пригласили людей, которые помогут приобщить наших детей к здоровому образу жизни.
Учитель физической культуры: Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать в профилактике курения, алкоголизма и наркомании, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг морального и физического оздоровления подрастающего поколения.
Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все, меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно.
За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.
По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.
Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 процентов. Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.
В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения.
Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников.
Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.
Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом. А главный аргумент — отсутствие времени и денег на платные секции и кружки. Но не всегда и не за все нужно платить.
Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций — результат успешности ребенка будет налицо.
Дефицит двигательной активности, общения в культурной среде, потеря интереса к познанию мира, характерные для многих современных людей, вызывают дискомфорт в растущем организме подростка, стремление к поиску «острых» ощущений, выходу «за рамки дозволенного», что влечет за собой опасность попадания его «в группу риска». С этих позиций представляется очевидным, что приобщить ребёнка к систематическим физкультурно-спортивным занятиям, открыть для него мир спорта - значит предупредить возможность развития у него девиантного поведения, уберечь от правонарушительных действий. В нашей школе ведутся бесплатные спортивные секции по лёгкой атлетике, лыжной подготовке, баскетбольные и волейбольные. Я считаю, что если ваши дети будут посещать данные секции, то многие проблемы решатся сами собой, выбор за вами.
Библиотекарь: Работу по воспитанию культуры и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике вредных привычек необходимо начинать с самыми юными читателями — дошкольниками и младшими школьниками. Важно, чтобы с самого раннего возраста у ребёнка формировалось понятие о здоровом образе жизни, чтобы он понимал, почему необходимо самому заботиться о своем здоровье и как это делать; что это не только отказ от вредных привычек, занятия физической культурой и спортом, но и правильно организованное, качественное питание, умелое распределение умственной и физической нагрузок и т.д. Очень важно убедить ребёнка, что здоровье — это его путь к успеху и процветанию. Формы и методы проведения мероприятий мы выбираем с учётом возрастных особенностей этой категории читателей. В первую очередь, это познавательные мероприятия с элементами игры и театрализации, кукольные представления, громкие чтения, беседы (об анатомии человека, гигиене, вредных привычках, культуре поведения и общения). Эти мероприятия проводятся в рамках различных программ по ЗОЖ или в рамках соответствующих разделов других программ (например, программ по работе с семьёй, эстетического воспитания (Уроки Мальвины) и т.д.), в рамках информационно-оздоровительного клуба (клуб «Почемучки», «Друзья Айболита» и т.д.). Используя особенности эмоционально-эстетического восприятия, соответствующего жизненным наблюдениям младших школьников и адекватные их возрасту методические приёмы, проводим: цикл бесед «Хорошо ли это или плохо и почему?» о вреде алкоголя и курения, опираясь в качестве примеров на образы известных литературных персонажей (положительных и отрицательных); громкие «чтения с остановками» и обсуждения книг; конкурсы рисунков и чтецов, викторины, игры-путешествия, праздники на эти темы. В настоящее время издаётся большое количество справочных изданий, знакомящих детей с основами анатомии и физиологии человека, основами медицинских знаний. Важно, чтобы ваши дети посещали библиотеку систематически и приходили на такие мероприятия с родителями или бабушками, а дома более детально обсуждали их.
Медицинский работник: Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
Здоровый образ жизни школьника включает:
правильное питание
занятие физическими упражнениями
закаливание
соблюдение режима дня
соблюдение норм гигиены
отказ от вредных привычек.
Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.
Правильное питание школьника должно быть:
соответствующим возрасту;
желательно четырехразовым;
сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
полностью обеспечивать энергетические затраты организма.
Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливания, других видов деятельности в течение суток.
Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.
Значение режима дня состоит в предельной минимизации энергозатрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.
Психолог: Культура здоровья — один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровья — уже в младшем школьном возрасте мальчик или девочка должны понимать: здоровье — это одно из важнейших условий для счастливой жизни, его нужно беречь и укреплять.
Можно превратить процесс воспитания ценности здоровья в увлекательную тру. Игра — наиболее действенный для младшего школьника способ познания и взаимодействия с окружающим миром, в игре дети учатся общаться друг с другом и взрослыми, проверяют свои силы и т.д. Предложить учащимся вести дневник, где ставить себе «улыбки» каждый раз, когда без напоминаний вымыл руки, отправиться в путешествие «за здоровьем» в... ванну и т.д. Эффект таких нехитрых приемов оказывается удивительным — то, чего не удавалось добиться ежедневными напоминаниями и нотациями, легко достигается в игре.
Учитель: И так, дорогие гости передачи, как уже было сказано выше, нужно воспитывать у детей полезные привычки и приучать к здоровому образу жизни, чтобы не было места вредным привычкам. Однако младшие школьники очень внимательны и склонны к подражанию, копированию действий и поступков своих родителей, причем как положительных, так и отрицательных.
Что нужно делать, чтобы ребёнок не скатился на дно, не превратился в алкоголика или наркомана, не променял реальную жизнь на галлюцинаторный бред? Прежде всего здесь важен личный пример: что видит ребенок с детства, как относитесь к курению, спиртному вы сами, ваши ближайшие родственники, друзья вашей семьи?
Послушайте, пожалуйста стихотворение и сделайте для себя определённые выводы
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Кроха – сын пришёл к отцу
И спросила кроха:
«Если я курить начну- Это очень плохо?»
Видимо врасплох застал
Сын отца вопросом
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.
И сказал отец тогда,
Глядя сыну в очи:
«Да, сынок, курить табак,
Это плохо очень.»
Сын, услышав сей ответ,
Снова вопрошает:
«Ты ведь куришь много лет
И не умираешь?»
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу
За тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает одышка.
Сердце, лёгкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За своё курение.
Никотин- опасный яд
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает,
Я бросал курить раз 5
Может быть и боле,
Да беда, курю опять-
Не хватает воли.»
«Ты мой папа, я- твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
Я и мама не хотим
Мы курить пассивно
К нам ведь тоже никотин
Попадает с дымом.
И семейный наш бюджет
Станет побогаче.
Купим мне велосипед,
Чтоб гонял на даче.»
«Ну и кроха! Вот так сын-
Хитрован ужасный.
Все проблемы враз решил,
Ладно. Я согласный.
Но условия скорей
Тоже выдвигаю –
Ты и пробовать не смей.
А я курить бросаю.»
Понятно, что никто из родителей не хочет, чтобы его ребенок приобщился к алкоголю. Но надо сказать, что реакции взрослых на ситуации, связанные с алкоголем и курением детей, разительно отличаются друг от друга. Если к детскому курению абсолютное большинство взрослых относится крайне негативно, рассматривая его как недопустимое, то в случае с алкоголем довольно много пап и мам считают возможным эпизодические пробы напитка. Обычно происходит это так. Праздничный стол, за которым сидят вместе взрослые и дети. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто-то произносит тост, все приподнимаются, чтобы соприкоснуться бокалами и.. и в этот момент раздается тонкий ноющий голосок: «Мама, а я тоже хочу, ну дай попробовать, ну мам!..» Но, на наш взгляд, главная опасность таких экспериментов даже не «физиологическая», а скорее психологическая. В сознании ребенка снимается внутреннее табу на использование алкоголя. Такая форма поведения автоматически переходит в разряд разрешенных, тем более если алкоголь использовался с позволения родителей. Наставления взрослых — «не смей этого делать без спроса» — не будут иметь серьезного воздействия. С одной стороны, «приступ» первого любопытства прошел, но с другой — вероятность дальнейшего знакомства с алкогольными напитками не уменьшилась, а скорее всего возросла. Если раньше ребенка удерживал страх «первого шага», то теперь этот страх снят — ребенок уже знает, что он может испытать, он просто повторит когда-то уже сделанное.
Семейная профилактика вредных привычек у детей сводится, прежде всего, не столько к беседам об опасности одурманивающих веществ, сколько к формированию у них свойств и качеств, обеспечивающих успешную социальную адаптацию к окружающей среде.
Семья была, есть и остается наиболее важным фактором, влияющим на его развитие, на формирование личности и мировоззрения. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт социального взаимодействия, общаясь с родителями, с братьями и сестрами. Именно неблагоприятная семейная ситуация является источником множества конфликтов между родителями и ребенком в подростковом возрасте. Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения, да еще близкий знакомый — совершенно недопустимое зрелище для ребенка, особенно если это отец или мать.
Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей.
Главное – ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это поведение, стиль жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром — важнейшая задача родителей.
Профилактика вредных привычек - это реальный способ помочь детям осознать всю опасность употребления наркотиков и других вредных веществ
В настоящее время, ученые пытаются придумать средства, которые смогли бы помочь людям избавиться от таких вредных привычек, как: курение, алкоголизм, наркомания и т.д. Но главное лекарство хранится в самом человеке, в его голове.
Только сам человек может себе помочь решить эту трудную проблему, отказаться от вредной привычки. Безусловно, профилактика вредных привычек – это реально действующий способ, который поможет многим людям в преодолении вредных привычек
В конце нашей совместной работы, давайте сформулируем рекомендации по профилактике вредных привычек, которые мы можем дать родителям:
- В семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребёнка;
- Научите ребёнка правильному поведению в присутствии курящих людей;
- Объясните ребёнку, почему кто-то из его домашних курит, а ему это делать ни в коем случае нельзя.
- Стимулируйте участие ребёнка в общественной жизни школы и класса, в спорте, музыке, не требуя от него, чтобы он был лучшим. Тогда будет меньше вероятности, что увлечется плохим.
- Больше проводите времени с ребенком, дети это ценят и гордятся.
Очень важно, как родители ведут себя в отношении алкоголя и курения. Поступки детей более ответственны, когда родители показывают пример.
- Формируйте элементарные привычки к здоровому образу жизни.
Всем спасибо за внимание !!!
Литература:
1. «Почему это опасно» Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков.
2. «Здоровый образ жизни» К. Байер, Л. Шейнберг.