Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Пояснительная записка к презентации
ГБДОУ №1 Колпинского района, Санкт-Петербург
Разработка родительского собрания на тему
«Стили воспитания в семье».
Цель работы: повышение психолого-педагогической компетентности родителей и укрепление детско-родительских отношений.
Задачи:
- знакомство, снять эмоционального напряжения участников, объединить группу;
- информировать родителей о существующих стилях воспитания;
- показать родителям важность и значимость семейного воспитания;
- помочь родителям определить свой стиль воспитания детей в семье;
- содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания;
- способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями;
- дать практические рекомендации по воспитанию детей.
Используемые методы: диалог, наглядность, активная форма взаимодействия.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация, губка, анкеты для заполнения, буклеты «10 заповедей эффективного воспитания».
Возможные результаты: родители узнают о существующих стилях воспитания, определят свой стиль воспитания детей в семье, получат практические рекомендации по воспитанию детей . Взаимоотношения родителей и педагога-психолога станут более доверительными и эффективными.
Повестка собрания :
1. Игра «Знакомство»
2. Вступительное слово
3. Вводная часть
4. Тестирование родителей
5. Характеристика основных стилей воспитания
6. Обсуждение стилей воспитания и результатов теста
7. Рекомендации родителям
8. Подведение итогов
Ход собрания.
I. Организационный момент.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Предлагаю сыграть в «Знакомство».
Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то прилагательное (качество, которое начинается на первую букву имени. Второй повторяет имя соседа и называет своё, если вы хотите, чтобы вас называли по И.О. называете два слова и прилагательное только к имени.
Отвечаем быстро хором на вопросы:
Любимое животное? Песня? Передача? Еда? Спорт? Предмет? Цвет?
А теперь скажите, кто услышал и запомнил, что сказали другие? Почему?
Вывод: поэтому какая бы сложная ситуация не сложилась, умейте выслушать друг друга и высказываться по одному.
II. Основной этап, работа с родителями.
(Слайд 1)
Я рада, что вы пришли сегодня на встречу, тем более, что наш разговор будет очень важным для нас-взрослых и для наших детей. Как бы не банально звучала фраза: «Дети-наше будущее», это действительно так. Ведь какими мы воспитаем своих детей, такими будет наше общество.
Педагог-психолог показывает губку.
– Скажите, что у меня в руках? (Губка)
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство? (Она хорошо впитывает жидкость).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее? (Губка станет синего цвета).
– А если мы вольем в губку красную жидкость? (Губка станет красной).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов? (Губка станет непонятного, неопределенного цвета).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»? (Родители высказывают собственные предположения).
(Слайд 2)
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
(Слайд 3)
- Кто несёт ответственность за развитие и воспитание личности ребёнка, детский сад, школа или родители? А может быть и те, и другие. Давайте поразмышляем. (ответы родителей)
(Слайд 4)
В Законе об образовании РФ прописано:
Статья 44 Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
(Слайд 5)
Ребёнок рождается со своим характером и темпераментом, но он не знает норм и правил общества, в котором ему предстоит жить, этому должны научить родители и они должны быть справедливы. В воспитании должны быть систематичность, последовательность и одинаковые требования со стороны родителей.
А теперь давайте непосредственно обратимся к стилям воспитания детей и проведём для начала тест.
(Слайд 6)
Тест: «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?» (модификация Р. В. Овчаровой)
Инструкция: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.
Текст опросника
1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?
А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит;
Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;
В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спросу чужую игрушку?
А) отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться;
Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому принять правильное решение;
В) предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах.
3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?
А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».
Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец;
В) порадуетесь;
4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?
А) строго накажу;
Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято;
В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать?
А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;
Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются;
В) займетесь своими делами.
6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите?
А) разозлитесь и отругаете ребенка;
Б) расскажите ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;
В) попытаетесь сами быстренько его одеть.
7. Какова ваша стратегия воспитания?
А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его;
Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком;
В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.
8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?
А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;
Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати
В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.
9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы предпримите?
А) заставите его выполнить ваше поручение;
Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;
В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.
10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить;
Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;
В) расстроюсь.
Обработка результатов
Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.
А – авторитарный
Б – демократичный
От стиля семейного воспитания зависит психическое и общее развитие ребёнка. В психологии опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, которая включает в себя следующие стили:
• Авторитарный стиль
• Демократический стиль
• Попустительский стиль
• Хаотический стиль
• Опекающий стиль
Остановимся подробнее на каждом из них.
(Слайд 7)
Авторитарный стиль: все решения принимают родители, считающие, что ребёнок должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребёнка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическим наказанием.
(Слайд 8)
Последствия такого стиля воспитания, проявляются не сразу, а лишь к подростковому возрасту ребёнка. Авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные в себе дети, приучаются во всём слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. При таком воспитании у детей формируется механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребёнка может стать потенциально антиобщественным или аморальным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведёт к постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
(Слайд 9)
Попустительский стиль (либеральный): ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
(Слайд 10)
Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потокает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. Неспособность семьи контролировать поведение ребёнка может привести с возрастом к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.
(Слайд 11)
Демократический стиль: родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастом.
(Слайд 12)
Ребёнок включён в обсуждение семейных проблем, участвует в принятии решений, выслушивает и обсуждает мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются им помочь, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твёрдость, заботятся о справедливости и последовательности дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
- Уважаемые родители, есть ли вопросы по данной теме? (Обсуждение результатов теста и ответы на вопросы)
III. Этап рефлексии, подведение итогов.
А теперь я попрошу Вас, уважаемые родители, заполнить анкеты.
Анкета для участников собрания
1. Оценка собрания:
- Как вы оцените качество проведенного собрания по 10-бальной шкале? (Ответ: ___)
- Что вам понравилось больше всего? (Ответ: __________________)
2. Вопросы и предложения:
- Какие темы вы бы хотели обсудить на будущих собраниях?
(Ответ: ____________________________________________________)
- Есть ли у вас предложения по улучшению формата собрания?
(Ответ: ____________________________________________________)
3. Личное восприятие:
- Какой эмоциональный отклик вызвало у вас сегодняшнее собрание?
(Ответ: _____________________________________________________)
(Слайд 13)
Педагог-психолог раздаёт буклеты «10 заповедей эффективного воспитания».
1. Уделяйте ребенку как можно больше времени. Всегда находите время, чтобы поговорить с ним о его проблемах и успехах.
2. Поддерживайте его во всех начинаниях.
3. Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
4. Реже наказывайте ребенка и чаще хвалите и поощряйте.
5. Будьте для него примером для подражания.
6. Научитесь спокойно реагировать на его шалости или плохое поведение.
7. Будьте последовательны в воспитании. Установите границы дозволенного и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного уверенней, когда знают, что им можно, а что нельзя.
8. Не подкупайте, а вознаграждайте! Вознаграждайте хорошее поведение нематериальным поощрением, например, чтением ему любимой сказки.
9. Будьте для ребенка советником, но не диктуйте, что ему делать. Уважайте его право на собственное мнение.
10. Поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.
Подготовила: педагог-психолог М.А. Соколова
Ивлиева Наталия Алексеевна