Родительское собрание в 1 классе «Психологические особенности первоклассников в адаптационный период»
Родительское собрание в 1 классе
«Психологические особенности первоклассников в адаптационный период»
Цель: познакомить родителей с особенностями адаптации первоклассников к школе.
Задачи:
1. Познакомить родителей с понятием «психологическая адаптация к школьному обучению».
2.Дать родителям практические советы по адаптации пятиклассника.
3. Ознакомить с графиком работы психолога и ответить на возникшие вопросы в конце собрания.
Место проведения: классный кабинет.
Ведущий: педагог-психолог.
Участники: педагог-психолог, родители первоклассников, учителя будущих первоклассников.
Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.
Материалы и оборудование: ручки, бумага, заготовка для опроса (небольшие листы бумаги), скотч
План родительского собрания:
1. Организационный этап:
встреча родителей, знакомство родителей друг с другом и с классным руководителем;
2. Проведение собрания:
- вступительное слово;
- несколько слов об адаптации первоклассников;
- опрос родителей об их надеждах и страхах, связанных с поступлением ребенка в первый класс;
- подведение итогов опроса;
- психологические особенности первоклассников в период адаптации к школе;
- упражнение-эксперимент;
- рекомендации, как помочь первокласснику быстрее привыкнуть к школе;
3. Подведение итогов собрания. Рефлексия. Обмен мнениями.
Ход проведения
Вступительное слово классного руководителя:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем собрании, которое будет посвящено самому важному времени в жизни детей - периоду вхождения в школьную жизнь.
Сегодня мы встретились с вами первый раз, несмотря на то, что наши дети хоть и недолго, но уже учатся вместе, в одном классе.
Давайте познакомимся, ведь нам еще долго быть вместе. Меня зовут…, я работаю педагогом начальных классов…лет (здесь можно упомянуть заслуги).
Я попрошу всех присутствующих по одному встать, представиться и сказать, чья Вы мама или папа (фамилия, имя ребенка).
Благодарю вас, вот мы и познакомились!
Позвольте мне представить нашего педагога-психолога, он (а) расскажет вам какие особенности есть у периода вхождения в школьную жизнь, как они могут проявляться у детей и как помочь ребенку преодолеть этот сложный для него период школьного пути.
Психолог: Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о том, что же такое первый класс и с какими трудностями можете столкнуться вы как родители, и ваш ребенок-первоклассник. Приходя в первый класс, ребенок очень много ждет от предстоящего события: ему купили новые вещи, одежду. Каждый день он ходит в школу с предвкушением чего-то нового, значительного в жизни. Но постепенно малыш привыкает к школе, втягивается в «школьный ритм», т.е. адаптируется.
Адаптация (от латинского «приспособлять») - в широком смысле приспособление к окружающим условиям.
В адаптации есть 2 аспекта: биологический и психологический (социально-психологический).
Сегодня мы коснемся социально-психологической стороны адаптации.
Социально-психологическая адаптация – это сложная система мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности и связанных с изменениями статуса ребенка.
Первоначальный этап пребывания в школе - это и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям.
Это теоретические стороны нашей беседы. Давайте обсудим, какие же проблемы могут возникнуть, почему этот жизненный период для ребенка может стать стрессом?
Для того, чтобы лучше понять ребенка, представьте ситуации, в которые вам, может быть, приходилось попадать:
прийти на день рождения в незнакомую компанию
перейти на новое место работы
попасть в купе поезда с неприятными вам людьми
попросить помощи в незнакомом месте у незнакомых людей
впервые выступить перед большой аудиторией
Уважаемые мамы и папы! Возьмите бумагу и ручки. Опишите, какие чувства и эмоции вы испытываете в данных ситуациях. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные, и негативные.
Психолог собирает ответы родителей, прикрепляет на доску.
Анализ ответов: Спасибо за ваши ответы! (психолог зачитывает чувства и эмоции родителей). Согласитесь, что описанные ситуации в некоторой степени схожи с началом учебной деятельности ребенка: он приходит в новое здание, в новый коллектив. Теперь ему приходиться отвечать у доски перед классом, его ответы слушают и проверяют ученики и учительница.
Конечно, в этот период ребенок может испытывать стресс и тревогу.
Учителю тоже непросто – представьте, вы только что расстались со взрослыми четвероклассниками, которые все умели, знали, вы к ним привыкли, и они к вам тоже, а теперь перед вами малыши – они еще ничего толком не умеют, могут неожиданно заплакать, попроситься к маме. Они не справляются с переодеванием на физкультуру, не успевают поесть за школьную перемену. А она должна все успеть, все объяснить, соблюдать порядок и дисциплину на уроках и переменах.
Да и в вашей жизни, родители, происходят значительные изменения. Нужно строго соблюдать расписание режима дня, во всем помогать своему ребенку, тренироваться в «непростом» письме и чтении по слогам. Еще и участвовать во внешкольной деятельности первоклассника, потому что это тоже очень важно для развития ребенка. И теперь, какой авторитет не был бы у вас в семье, для ребенка главной будет его учительница!
Непростая задача стоит перед нами!
Именно поэтому важно прислушиваться к изменениям в физическом и психологическом состоянии ребенка.
Приходя в класс, учительница замечает, что кто-то из ребят весел, бодр. Такие дети могут играть на перемене, весело щебетать в уголке. Но бывает, что ребенок замкнут, жалуется на головную боль, плачет, не хочет общаться со вчерашними друзьями. Кроме того, можно увидеть и таких ребят, которые просто теряются в новых условиях, не могут охватить одновременно большое количество новых объектов, правил, которые нужно усвоить.
Вы, родители, тоже можете замечать изменения в состоянии вашего ребенка. И если вы замечаете, что в поведении тогда надо будет внимательнее присмотреться к ребенку: ведь ухудшение его общего состояния, снижение работоспособности, трудности с концентрацией внимания, резкие перепады настроения могут быть свидетелями возникающей сильной перегрузки.
Теперь мы знаем, что такое адаптация к школе, и с какими трудностями могут столкнуться все участники образовательного процесса. В среднем период адаптации длиться около 6-8 недель. Однако для некоторых детей этот процесс может затянуться.
Самое главное, о чем надо помнить всем нам, - это то, что нужно быть очень внимательным к ребенку, прислушиваться к его просьбам, жалобам на недомогание, следить за его эмоциональным состоянием.
Как же помочь ребенку? Позвольте дать вам несколько практических советов, которые, я надеюсь, помогут вас облегчить привыкание ребенка к школьному обучению.
1. Принимайте ребенка таким, каков он есть. Не осуждайте, если что- то не получается. Постарайтесь дома, в спокойной обстановке разобраться, что испытывает ребенок: какие трудности и проблемы у него возникают.
2. Ежедневно спрашивайте о событиях в школе. Причем интересуйтесь не только учебой, но и взаимоотношениями в классе среди одноклассников, педагогов.
3. Проверяйте ежедневно записи учителя. Вспомните с ребенком, что они изучали на уроке, выполните повторно задания, которые у ребенка не получились. Приучайте к труду, распорядку дня, к ответственности за выполненное дело.
4. Соблюдайте режим дня. Следите за временем, проведенным у компьютера, телефона, планшета. Помните о прогулках на свежем воздухе!
4. Не обсуждайте в негативном русле педагогов, одноклассников ребенка. Разберитесь. Сходите в школу, если дело принимает «серьезный» оборот.
5. Установите тесный контакт с классным руководителем.
6. Помогите ребенку запомнить имена и отчество учителей, спросите о происходящем в столовой, раздевалке.
Если же у вас возникнут какие-то учебные трудности, вы всегда можете обратиться ко мне, школьному психологу (сообщаются приемные часы, расписание и контактные телефоны), и мы вместе подумаем, как лучше разрешить возникшую ситуацию.
Подведение итогов собрания. Ответы на вопросы родителей.