Родительское собрание в 4-м классе (5-м классе) "Скоро в 5-й класс"

4
1
Материал опубликован 2 May в группе

Родительское собрание «Скоро в 5-й класс!»

Цель: повысить педагогическую культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности коллектива.

Оборудование: презентация, видеоролик в облачном хранилище

Участники: родители будущих 5-тиклассников, учителя среднего звена, учитель начальных классов, педагог-психолог.

Ход собрания

Слайд 1. Учитель начальных классов. Здравствуйте, уважаемые родители и коллеги! Благодарю вас за то, что нашли возможность прийти на сегодняшнее родительское собрание. Ведь это собрание самое последнее в этом году. Последнее у нас с вами, родители! Наши дети вскоре уходят в среднюю школу, что является огромным стрессом для ребёнка. Только представьте, 4 года у него был один учитель - я, которая вела сама почти все предметы. И естественно, я знала, всех детей и что с ним происходит. Если у Даши с утра плохое настроение, то видя это я давала время Даше прийти в себя. А у Коли маму положили в больницу, и он не смог сделать уроки. Я не пристаю к Коле с вопросами об этом. И дети к этому привыкли.

5-й класс — это много разных учителей. У каждого учителя свой характер, свои требования, свой кабинет, который ещё и найти надо ..Своё имя -  их тоже надо выучить!

Одно из этих имен я сегодня уже назову. Приглашаю учителя русского языка и литературы – ФИО.

Слайд 2. Учитель русского языка и литературы. Здравствуйте родители! Здравствуйте, коллеги! Программа пятого класса построена достаточно гуманно: много времени отводится на повторение материала, который ребята изучили в начальной школе. Но именно пройденного! То есть усвоенного и, пусть даже подзабытого, за каникулы.

Не думайте, что на уроках, где в классах по 25 человек, за курс повторения в пятом классе ребёнок выучит то, что не смог понять за четыре года. Если ваш ребёнок по каким-то причинам не получил прочные знания в начальной школе, то совет — занимайтесь летом перед 5-м классом обязательно. Иначе соберётся такой большой клубок из непонятого материала, который распутать потом будет очень тяжело. Предлагаю посмотреть ролик о том, как вашему ребенку нужна ваша помощь.

Слайд 3. Учитель начальных классов. Благодарим ФИО. А сейчас хочу пригласить сюда нашего педагога-психолога – ФИО. Именно ИО провела с вашими детьми диагностические тестирования, с результатами которых я вас ознакомлю отдельно.

Слайд 4. Педагог-психолог. Здравствуйте родители и учителя! Переход ребенка из начальной школы в среднее звено – важный этап. Он связан с возрастанием психоэмоциональной нагрузки на него, с повышением требований к его степени самостоятельности, физиологическими изменениями. Все это – серьезное испытание для психики Вашего новоиспеченного пятиклассника. И адаптация пятиклассника может эффективно произойти только в союзе “учитель-родитель”. Родители, кто знает, что означает слово «адаптация»? Слайд 5.

(Спрашивает у родителей. Выслушиваются ответы)

Слайд 6. Педагог-психолог. Итак, адаптация— это привыкание к новым условиям обучения. Но слово «адаптация» относится не только к будущим пятиклассникам. Взгляните на схему: каждый человек участвует в процессе адаптации многократно: Слайд 7.

1-й период – начало жизни.

2-й период - когда малыш учится говорить

3-й – вхождение ребенка в коллектив: детский сад и школа.

Переход ваших детей из начальной школы в среднюю будет одним из критических этапов в его школьной жизни. Прошу обратить внимание, что период адаптации иногда занимает от 3х недель до полугода. Ваша задача, родители- облегчить детям трудности этого периода, помочь им стать успешными в 5-м классе. Это будет сложный этап, и не только для ребенка, а также для учителей, и для вас, родители.

В чем же особенность адаптационного периода, спросите вы. Предлагаю взглянуть на экран.

Слайд 8. Особенности адаптационного периода

Слайд 9. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.

Слайд 10. Снижение успеваемости. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах, вдруг становится твердым хорошистом.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит...

Слайд 11. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

Родители как вы думаете, можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу?

(Вопрос родителям. Выслушиваем ответы)

Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе. О факторах, которые влияют на качество обучения расскажет будущий классный руководитель ФИО.

Слайд 12. Будущий классный руководитель. Здравствуйте родители, коллеги! Рада приветствовать всех вас сегодня. Рада познакомиться с родителями будущих пятиклассников. Итак, в продолжении разговора о факторах, которые влияют на качество обучения хотела бы выделить следующие семь: (внимание на экран)

Факторы

Пояснение

ЗАБЫВАНИЕ

Слайд 13

Пока дети будут на каникулах многие забудут изученный материал. Особенно это происходит с детьми, обладающими кратковременным видом памяти. Забывание изученного за лето происходит не только на рубеже начальная-средняя школа, забывание происходит в любом классе школы. А то количество уроков, которое выделяется на повторение изученного в 4-м классе, недостаточно чтобы повторить весь забытый материал. Вывод- повторяйте материал начальной школы в летние месяцы.

ПРИВЫЧКА

К КОНТРОЛЮ

Слайд 14


В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения одного, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание — все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе. С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе. Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.  Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Другие, напротив, чувствуют себя вольготно, свобода их пьянит, они начинают бегать по школе, изучать все ее потайные уголки. Учителя средней школы жалуются на то что пятиклассники не умеют себя вести. А нужно всего лишь подождать. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

НОВИЗНА ОБСТАНОВКИ

Слайд 15


Занятия теперь проходят в новом кабинете. В расписании появились названия незнакомых предметов. И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

ФИЗИО-ЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Слайд 16


Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

ЛИЧНЫЕ

ПРОБЛЕМЫ

Слайд 17


Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.

ОТСУТСТВИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Слайд 18


Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА

Слайд 19


Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.


Слайд 20. Будущий классный руководитель. За время адаптации при благоприятных условиях пятиклассники достигают следующих результатов:

- выполняют требования, которые предъявляются к их уровню;

- осознают необходимость обучения;

- овладевают способами преодоления своих трудностей, проблем;

- владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение);

- приобретают социальный опыт обучения на средней ступени обучения.

Слайд 21. О трудностях адаптации свидетельствуют следующие признаки:

Утомленный внешний вид ребенка.

Замкнутость ребенка.

Нежелание выполнять домашних заданий.

Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

Беспокойный сон.

Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Неадекватное поведение

Будущий классный руководитель. Родители, будьте очень внимательны к своим детям. Они будут нуждаться в вас в 5-м классе как когда-то в первом. От Вас, уважаемые родители, зависит, насколько Вы сумеете помочь адаптироваться пятикласснику в новых условиях и привыкнуть к новому статусу.

И в завершении дорогие родители, хотела бы вам раздать памятки, которые обязательно пригодятся осенью, когда ваши дети пойдут в 5-й класс.


Слайд 22. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ!

Слайд 23. Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.

Слайд 24. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.

Слайд 25. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Слайд 26.Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.

Слайд 27.Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.

Слайд 28. Ваш ребёнок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.

Слайд 29. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Слайд 30. Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Слайд 31. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Слайд 32. Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Слайд 33. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения.

Слайд 34. Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.

Слайд 35. В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.

Слайд 36. Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.

Слайд 37. Воспитывайте ответственность ребёнка за свое здоровье.

(Слайд 38 – «Безусловная любовь»)

Учитель начальных классов. А мне еще хотелось бы добавить совет учителям среднего звена! Коллеги, очень хочется, чтобы все учителя помнили, что дети испытывают стресс при переходе в среднюю школу: им очень тяжело. Любое резко сказанное слово может заложить комплекс у ребенка на всю жизнь. Ведь обучение в школе не каторга, не лагерь, а место, где интересно, познавательно, где можно найти друзей, даже в лице учителя. Вы можете обратиться ко мне в любой момент, родители, коллеги. Я всегда рядом.

Родители, обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и общайтесь с ними после школы. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее адаптируются. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка. Безусловно принимайте ребёнка даже с теми неудачами, которые встретились или встретятся у него на пути.

Учитель начальных классов. Ну, что ж, мы сегодня соединили два звена: родители и учителя будущих пятиклассников. И этому очень рады. А теперь дорогие родители и будущие учителя 5-тиклассников я хочу, чтобы после этого нашего с вами разговора вы пообещали друг другу стараться максимально понимать друг друга в 5-м классе.

(обращается к учителям и родителям)

В завершении, родители, представляю вашему вниманию небольшой ролик автором которого является великий учитель гуманной педагогики Шалва Александрович Амонашвили и его сын Паата Амонашвили.

(проигрывается ролик https://cloud.mail.ru/public/wgfo/pBHRvWSFi )

Учитель начальных классов. Дорогие родители, помните: ребенку в любом возрасте больше нужна ваша помощь, чем нравоучения. Как вы думаете, чувствует ли ребенок вашу поддержку? Можете ли вы сказать ему: «Я всегда готов(а) поддерживать твое решение. Даже если допустишь ошибку — ничего страшного, я буду рядом...»? Именно это путь к сохранению отношений с ребенком на долгие годы. Благодарю всех за то, что пришли, за то, что выслушали друг друга. До встречи в 5-м классе! Слайд 39.

(на последнем слайде куар код для обратной связи в форме Яндекс.Форма)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

ПРИКРЕПЛЯЮ ССЫЛКУ НА ПРЕЗЕНТАЦИЮ https://cloud.mail.ru/public/E3zQ/gNtQGd6Gm

14 May