Родительское собрание в 4-м классе (5-м классе) "Скоро в 5-й класс"
Родительское собрание «Скоро в 5-й класс!»
Цель: повысить педагогическую культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности коллектива.
Оборудование: презентация, видеоролик в облачном хранилище
Участники: родители будущих 5-тиклассников, учителя среднего звена, учитель начальных классов, педагог-психолог.
Ход собрания
Слайд 1. Учитель начальных классов. Здравствуйте, уважаемые родители и коллеги! Благодарю вас за то, что нашли возможность прийти на сегодняшнее родительское собрание. Ведь это собрание самое последнее в этом году. Последнее у нас с вами, родители! Наши дети вскоре уходят в среднюю школу, что является огромным стрессом для ребёнка. Только представьте, 4 года у него был один учитель - я, которая вела сама почти все предметы. И естественно, я знала, всех детей и что с ним происходит. Если у Даши с утра плохое настроение, то видя это я давала время Даше прийти в себя. А у Коли маму положили в больницу, и он не смог сделать уроки. Я не пристаю к Коле с вопросами об этом. И дети к этому привыкли.
5-й класс — это много разных учителей. У каждого учителя свой характер, свои требования, свой кабинет, который ещё и найти надо ..Своё имя - их тоже надо выучить!
Одно из этих имен я сегодня уже назову. Приглашаю учителя русского языка и литературы – ФИО.
Слайд 2. Учитель русского языка и литературы. Здравствуйте родители! Здравствуйте, коллеги! Программа пятого класса построена достаточно гуманно: много времени отводится на повторение материала, который ребята изучили в начальной школе. Но именно пройденного! То есть усвоенного и, пусть даже подзабытого, за каникулы.
Не думайте, что на уроках, где в классах по 25 человек, за курс повторения в пятом классе ребёнок выучит то, что не смог понять за четыре года. Если ваш ребёнок по каким-то причинам не получил прочные знания в начальной школе, то совет — занимайтесь летом перед 5-м классом обязательно. Иначе соберётся такой большой клубок из непонятого материала, который распутать потом будет очень тяжело. Предлагаю посмотреть ролик о том, как вашему ребенку нужна ваша помощь.
Слайд 3. Учитель начальных классов. Благодарим ФИО. А сейчас хочу пригласить сюда нашего педагога-психолога – ФИО. Именно ИО провела с вашими детьми диагностические тестирования, с результатами которых я вас ознакомлю отдельно.
Слайд 4. Педагог-психолог. Здравствуйте родители и учителя! Переход ребенка из начальной школы в среднее звено – важный этап. Он связан с возрастанием психоэмоциональной нагрузки на него, с повышением требований к его степени самостоятельности, физиологическими изменениями. Все это – серьезное испытание для психики Вашего новоиспеченного пятиклассника. И адаптация пятиклассника может эффективно произойти только в союзе “учитель-родитель”. Родители, кто знает, что означает слово «адаптация»? Слайд 5.
(Спрашивает у родителей. Выслушиваются ответы)
Слайд 6. Педагог-психолог. Итак, адаптация— это привыкание к новым условиям обучения. Но слово «адаптация» относится не только к будущим пятиклассникам. Взгляните на схему: каждый человек участвует в процессе адаптации многократно: Слайд 7.
1-й период – начало жизни.
2-й период - когда малыш учится говорить
3-й – вхождение ребенка в коллектив: детский сад и школа.
Переход ваших детей из начальной школы в среднюю будет одним из критических этапов в его школьной жизни. Прошу обратить внимание, что период адаптации иногда занимает от 3х недель до полугода. Ваша задача, родители- облегчить детям трудности этого периода, помочь им стать успешными в 5-м классе. Это будет сложный этап, и не только для ребенка, а также для учителей, и для вас, родители.
В чем же особенность адаптационного периода, спросите вы. Предлагаю взглянуть на экран.
Слайд 8. Особенности адаптационного периода
Слайд 9. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.
Слайд 10. Снижение успеваемости. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах, вдруг становится твердым хорошистом.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит...
Слайд 11. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
Родители как вы думаете, можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу?
(Вопрос родителям. Выслушиваем ответы)
Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе. О факторах, которые влияют на качество обучения расскажет будущий классный руководитель ФИО.
Слайд 12. Будущий классный руководитель. Здравствуйте родители, коллеги! Рада приветствовать всех вас сегодня. Рада познакомиться с родителями будущих пятиклассников. Итак, в продолжении разговора о факторах, которые влияют на качество обучения хотела бы выделить следующие семь: (внимание на экран)
Факторы | Пояснение |
ЗАБЫВАНИЕ Слайд 13 | Пока дети будут на каникулах многие забудут изученный материал. Особенно это происходит с детьми, обладающими кратковременным видом памяти. Забывание изученного за лето происходит не только на рубеже начальная-средняя школа, забывание происходит в любом классе школы. А то количество уроков, которое выделяется на повторение изученного в 4-м классе, недостаточно чтобы повторить весь забытый материал. Вывод- повторяйте материал начальной школы в летние месяцы. |
ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ Слайд 14 | В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения одного, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения. |
НОВИЗНА ОБСТАНОВКИ Слайд 15 | Занятия теперь проходят в новом кабинете. В расписании появились названия незнакомых предметов. И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. |
ФИЗИО-ЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Слайд 16 | Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени. |
ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Слайд 17 | Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога. |
ОТСУТСТВИЕ СПОСОБНОСТЕЙ Слайд 18 | Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах. |
ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА Слайд 19 | Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни. |
Слайд 20. Будущий классный руководитель. За время адаптации при благоприятных условиях пятиклассники достигают следующих результатов:
- выполняют требования, которые предъявляются к их уровню;
- осознают необходимость обучения;
- овладевают способами преодоления своих трудностей, проблем;
- владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение);
- приобретают социальный опыт обучения на средней ступени обучения.
Слайд 21. О трудностях адаптации свидетельствуют следующие признаки:
Утомленный внешний вид ребенка.
Замкнутость ребенка.
Нежелание выполнять домашних заданий.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Беспокойный сон.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Неадекватное поведение
Будущий классный руководитель. Родители, будьте очень внимательны к своим детям. Они будут нуждаться в вас в 5-м классе как когда-то в первом. От Вас, уважаемые родители, зависит, насколько Вы сумеете помочь адаптироваться пятикласснику в новых условиях и привыкнуть к новому статусу.
И в завершении дорогие родители, хотела бы вам раздать памятки, которые обязательно пригодятся осенью, когда ваши дети пойдут в 5-й класс.
Слайд 22. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ!
Слайд 23. Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
Слайд 24. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Слайд 25. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Слайд 26.Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
Слайд 27.Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
Слайд 28. Ваш ребёнок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.
Слайд 29. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Слайд 30. Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Слайд 31. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Слайд 32. Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Слайд 33. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения.
Слайд 34. Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.
Слайд 35. В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.
Слайд 36. Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.
Слайд 37. Воспитывайте ответственность ребёнка за свое здоровье.
(Слайд 38 – «Безусловная любовь»)
Учитель начальных классов. А мне еще хотелось бы добавить совет учителям среднего звена! Коллеги, очень хочется, чтобы все учителя помнили, что дети испытывают стресс при переходе в среднюю школу: им очень тяжело. Любое резко сказанное слово может заложить комплекс у ребенка на всю жизнь. Ведь обучение в школе не каторга, не лагерь, а место, где интересно, познавательно, где можно найти друзей, даже в лице учителя. Вы можете обратиться ко мне в любой момент, родители, коллеги. Я всегда рядом.
Родители, обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и общайтесь с ними после школы. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее адаптируются. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка. Безусловно принимайте ребёнка даже с теми неудачами, которые встретились или встретятся у него на пути.
Учитель начальных классов. Ну, что ж, мы сегодня соединили два звена: родители и учителя будущих пятиклассников. И этому очень рады. А теперь дорогие родители и будущие учителя 5-тиклассников я хочу, чтобы после этого нашего с вами разговора вы пообещали друг другу стараться максимально понимать друг друга в 5-м классе.
(обращается к учителям и родителям)
В завершении, родители, представляю вашему вниманию небольшой ролик автором которого является великий учитель гуманной педагогики Шалва Александрович Амонашвили и его сын Паата Амонашвили.
(проигрывается ролик https://cloud.mail.ru/public/wgfo/pBHRvWSFi )
Учитель начальных классов. Дорогие родители, помните: ребенку в любом возрасте больше нужна ваша помощь, чем нравоучения. Как вы думаете, чувствует ли ребенок вашу поддержку? Можете ли вы сказать ему: «Я всегда готов(а) поддерживать твое решение. Даже если допустишь ошибку — ничего страшного, я буду рядом...»? Именно это путь к сохранению отношений с ребенком на долгие годы. Благодарю всех за то, что пришли, за то, что выслушали друг друга. До встречи в 5-м классе! Слайд 39.
(на последнем слайде куар код для обратной связи в форме Яндекс.Форма)
Учитель-Альбина-Науратовна