Родительское собрание «Скоро в школу» (1 класс)

2
1
Материал опубликован 13 March 2018

Пояснительная записка к презентации

Выступление на родительском собрании дошкольников

«Скоро в школу»

     Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть вас. Сегодня наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдёт в вашей семье,- поступление ребёнка в школу.(слайд 1)
     Предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающегося  школьного обучения ребёнка:

Испытываете сильное беспокойство,- поднимите две руки;

Слегка волнуетесь,- одну руку;

Если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребёнка,- сложите руки перед собой, как ученики.

Мы видим, что большинство из вас испытывают чувство тревоги. Умеренное волнение когда ваш ребёнок идёт в 1 класс испытывает каждый родитель, и это полезно, оно стимулирует ответственность. А вот чрезмерное – просто противопоказано родителям. Мало того, что оно сказывается на вашем самочувствии, так еще и передается детям, которые очень реагируют на эмоциональное состояние взрослых.

Большинство будущих первоклассников спокойно относятся к перспективе стать учениками.

Чаще всего успешной адаптации мешает именно ваша тревога. Если вы очень переживаете по поводу школы, сначала справьтесь со своими чувствами.

-Вы опасаетесь, что вашему ребёнку будет сложно освоить программу?

-Боитесь, что его будут обижать?

-Не готовы к тому, что у него появятся новые друзья?

-Тревожитесь, что его станут слишком наказывать, и чаще всего несправедливо? --- -Нервничаете по поводу того, что другие дети научат его каким-то плохим словам? 
Не стесняйтесь этих чувств и фантазий. Всем любящим родителям пришлось пройти через эту стадию. Вам тоже нужно время, чтобы привыкнуть к мысли, что ваш малыш уже подрос и вступает в новую фазу- фазу самостоятельной жизни. Психологическая готовность ребёнка к школе - это следствие воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.

Прежде всего следует обратить внимание на: (слайд 3)

-мотивационную,

-волевую,

-интеллектуальную,

- социальную готовность.


 


 


 


 


 

Мотивационная готовность (слайд 4)

определяется наличием у детей желания учиться. Большинство родителей скажут, что их дети хотят пойти в школу и, следовательно, в этом плане они подготовлены. Однако это не совсем так: желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок стремится в школу (из ответов детей), так как у него будет новый ПОРТФЕЛЬ, не надо будет спать днем, как в садике и т.п. В этом возрасте очень сильно привлекает детей все новое. А в школе для ребенка все будет впервые: и классы, и учительница, и занятия. Однако это еще не значит, что он осознает важность учебы и готов прилежно трудиться.

Как же развивать мотивационную готовность у будущих первоклассников?(слайд 5)

Рассказывайте детям о том, что значит быть школьником, что им необходимо будет при этом делать. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьных правил. При этом, безусловно, следует исключить какое-либо давление на ребенка и ни в коем случае не использовать угрозы.. Интерес к процессу обучения является первым этапом развития мотивационной готовности.

Как показывает практика, в течение 2-3 месяцев заинтересованность ребенка внешней стороной( новым портфелем, новыми друзьями, новой одеждой) снижается и постепенно сменяется интересом к содержанию занятий, стремлению получению новых знаний, то есть возникает познавательная мотивация, ребёнок проходит адаптацию. Обращаю ваше внимание, что это очень важный этап, который должен пройти каждый ученик. В большинстве случаев дезадаптации ребёнка в школе (нарушение в поведении, проблемы в обучении, нежелание ребёнка идти в школу) является следствием отсутствия познавательной мотивации (интереса учится). Без интереса к учёбе, ребёнок не способен усвоить общеобразовательную программу.

Уважаемые родители!! не отстраняйтесь от школы. Интересуйтесь учёбой ВАШЕГО ребёнка. Ребёнку в начале обучения трудно себя оценить, он этому только учатся. Учитель сможет ответить на все вопросы интересующие вас.


 

     А сейчас ВАМ нужно предугадать, каким может быть внушающий эффект для ребёнка – будущего первоклассника следующих фраз, какие чувства и переживания будет испытывать ребёнок (слайд 6)

Вот пойдёшь в школу, там тебе…(страх)

Ты, наверное, будешь двоечником?! (может вызвать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу)

Знаешь, как мы будем тебя любить, если станешь отличником! (это абстрактные представления об идеальном ребёнке. Крах родительских  надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе)

Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть! (родителем кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка. Бремя двойной нагрузки: веди себя хорошо, чтобы мне не было плохо. Часто такой непосильный психологический груз приводит детей к неврозу)

Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (перед ребёнком ставятся невыполнимые задачи, его толкают на путь заведомого обмана)

Попробуй мне только сделать ошибки в своей работе! (ребёнок находиться под постоянной тяжестью угрозы наказания за то, что он «плохой»; у него могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиться комплекс неполноценности).


 


 

     Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбивать у ребёнка желание учиться.

     Избегайте чрезмерных требований.
Не спрашивайте с ребёнка всё и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню его развития, познавательным способностям и навыкам. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность, не формируются сразу. Ребёнок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача мам и пап – запастись терпением и помочь ребёнку.
     Право на ошибку.
Важно, чтобы ребёнок не боялся ошибаться. Если у него не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибиться, поверить в то, что ничего не может. Даже нам взрослым, когда мы учимся чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите на неё внимание ребёнка и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем незначительный  успех.
      
Не думайте за ребёнка.
Помогая ребёнку выполнять задание, не вмешивайтесь во всё, что он делает. Иначе он начнёт думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймёт, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут решить.
      Не пропустите первые трудности.
Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением сейчас, не откладывая на потом, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребёнка. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, не стесняйтесь обращаться за помощью и советом к психологу. Если у ребёнка проблемы с речью, посетите логопеда.
      Устраивайте праздники.
Обязательно устраивайте маленькие праздники. Радуйтесь его успехам. Пусть у вашего ребёнка будет всегда приподнятое и хорошее настроение.

Интеллектуальная готовность.(слайд 7)

 Это не значит, что ребёнок должен хорошо уметь читать и считать. У будущих первоклассников должны быть сформированы элементарные математические навыки, они должны понимать, что означают понятия «прибавить», «отнять», «одинаковое количество», счет до 10 и обратно. Они должны уметь определять положение предметов в пространстве. Знать слова, обозначающие местоположение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед), и правильно понимать их значение. Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больше, меньше, равно).(слайд 8), (слайд 9)

Рекомендации по развитию интеллектуальной готовности.

Тренировку можно проводить на различном материале. Например, потренироваться в определении местоположения можно, расставляя на столе столовые приборы: тарелка в центре, вилка слева, нож справа, правильно называя и употребляя понятия. Или устроить с ребенком такую игру: попросить его достать до левого уха правой рукой, и т.п.

 


 

Волевая готовность.(слайд 10)

 Речь идет об умении не столько слушаться, а вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ребенку нужно научиться понимать задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Каким образом развивать такое умение у детей? Очень просто, давая им различные несложные задания. При этом обязательно просите повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что ребенок все услышал и правильно понял.

Для тренировки волевой готовности часто используют рисование геометрических фигур в определенной последовательности под диктовку или по заданному образцу. Можно так же попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или фигуру в предложенном тексте. Такие упражнения развивают внимание, умение сосредотачиваться на задании, а так же усидчивость и работоспособность. Если качество выполняемой ребенком работы стабильно, можно говорить о его волевой готовности. Если же ребенок испытывает трудности в концентрации внимания, значит, волевая регуляция поведения развита недостаточно, следовательно, упражнения надо продолжать.

И самое главное - занимаясь с ребенком, старайтесь не критиковать его и обязательно хвалите за хорошо выполненную работу.

 

Социальная готовность.  (слайд 11)

Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – это умение сотрудничать, считаться с интересами и мнениями других людей.

Рекомендации родителям в данном направлении: понаблюдайте за тем, как ваш ребенок общается со сверстниками, выясните, умеет ли он подчиняться требованиям старших, внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим. Обсуждайте с ребенком различные ситуации общения, научите его правильно оценивать свое поведение и поступки других людей.


 


 


 

Если вы вдруг обнаружили, что упустили некоторые моменты, не паникуйте, вы можете всё исправить, если будете подробно (естественно, с учетом возраста) отвечать на вопросы ребёнка и не будете жалеть времени на общение. Важно научить ребенка последовательно и спокойно рассказывать о своих делах и заботах, различать главное и второстепенное и самому при помощи логических умозаключений находить ответы на многие свои вопросы, то есть ориентироваться в ситуации, думать и уметь высказываться.

Самая главная задача родителей – быть уверенными в себе и своем ребенке и поддержать его на этом важном этапе!(слайд 12)



Дорогие родители!

     Для ребёнка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от вас требуется особое внимание. Родительское влияние в данный момент – самое сильное и действенное. От родителей зависит многое, т.к ребёнка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств недостаёт нашим первоклассникам. К примеру, вовремя сходить в туалет, приготовиться к уроку, отдохнуть. Звенит звонок, а дети всё ещё копаются в портфелях, решают свои проблемы, щелкают телефонами и т.д. Поэтому всё, что посильно для ребёнка дома, он должен делать сам: заправить свою постель, убрать со стола, почистить обувь, поесть быстро и аккуратно.
     Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны хорошо усвоить, что режиму дня ребёнка приучают постепенно и настойчиво.
     Следует учить их не тратить много времени на режимные моменты, уметь поддерживать порядок в вещах, помогать по хозяйству.

 

 

Дети учатся жить у жизни: (слайд 13)

  Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

  Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

  Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.


 

Несколько коротких правил (слайд 14)

•  Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

•  Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других.

•  Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребёнка.

•  Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть на­едине со своим ребёнком.

•  Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.

Лето полетит очень быстро.
     Первого сентября наши дети сядут за школьные парты. Это будет уже первая ступенька ваших ребят в большую, взрослую жизнь! Первый день в школе – это цветы, улыбки, поздравления и радостные волнения «Мы уже школьники!». Но это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радость познания нового и горечью обид.

      Но, это ещё в будущем, а сейчас я хочу сказать вам спасибо, за то , что пришли к нам в школу, за то, что вам не безразличны ваши дети, значит, вы беспокоитесь о том, какой будет их школьная жизнь; и мы вместе с вами постараемся сделать всё, что от нас зависит, чтобы в течении всей школьной жизни наши дети чувствовали себя уверенно и комфортно.

Желаю успехов и удачи!


 

Педагог-психолог МБОУ «Школа №1»

Захарова Татьяна Николаевна


Методическая разработка презентации
PPTX / 754.16 Кб

Предварительный просмотр презентации

Родительское собрание по теме «Психологическая готовность детей к школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: - Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе), их причинами и способами коррекции. - Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей. - Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе. Педагог-психолог МБОУ «Школа №1» Захарова Т.Н.

Как же развивать мотивационную готовность у будущих первоклассников? Рассказывайте детям о том, что значит быть школьником На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьных правил Исключить какое-либо давление на ребенка и ни в коем случае не использовать угрозы непременно должны выражать уверенность в том, что учеба пойдет успешно и первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования

Фразы, снижающие мотивацию к обучению. Вот пойдёшь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником?! Знаешь, как мы будем тебя любить, если станешь отличником! Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть! Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно Попробуй мне только сделать ошибки в своей работе!

Интеллектуальная готовность Дети должны понимать, что означают понятия «прибавить», «отнять», «одинаковое количество» счет до 10 и обратно Они должны уметь определять положение предметов в пространстве. Знать слова, обозначающие местоположение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед), и правильно понимать их значение

5. Должны различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), 6. Уметь сравнивать и различать предметы по величине (больше, меньше, равно).

Самая главная задача родителей – быть уверенными в себе и своем ребенке и поддержать его на этом важном этапе!

Дети учатся жить у жизни:  Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.  Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.  Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.  Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Памятка родителям первоклассников  Старайтесь, чтобы день Вашего ребенка начинался спокой­но. Пусть, проснувшись, он увидит Вашу улыбку, услышит Ваш ласковый голос.   Рассчитайте время, отведенное на сборы в школу. Пусть оно пройдет, не торопясь, без одергиваний по пустякам, без укоров за ошибки и оплошности.   Прощаясь, не предупреждайте: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих оценок». Пожелайте ему удачи, найдите несколько ласковых, добрых слов - у него впереди трудный день.   Встречая ребенка из школы, спросите его: «Каким был для тебя сегодня день?», «Что нового ты сегодня узнал?», «Что инте­ресного было сегодня в школе?». Откажитесь от фразы: «Что ты сегодня получил?».

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее; быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель, конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды старайтесь быть более внимательны к состоянию ребенка.   Не оставляйте без внимания жалобы ребенка на головную боль, усталость, плохое настроение. Они могут быть сигналами переживаемых трудностей в учебе. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, воз­никших в течение дня, не обсуждать предстоящей контрольной и т. п. Хорошо, если день завершится сказкой перед сном, песенкой, ласковыми поглаживаниями. Это поможет снять напряжение, на­копившееся за день, спокойно уснуть.

Список источников Журнал «Справочник педагога-психолога», /Под ред. Т.П. Анишина-М.:ЗАО «МЦФЭР», 2015. Сайт практического психолога детского развивающего центра «ЧебебиS http://iemcko.ru/13.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за работу!

15 April 2018