12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Бунтина31

Родительское собрание

«Вредные привычки младших школьников.

Почему дети жалуются и ябедничают?»

Есть внушительный список вредных привычек. Это такие как:

- табакокурение;

- распитие алкогольных напитков;

- пристрастие к вредной еде (фастфуд, мучное, сладости);

- игромания;

- сквернословие;

- шопоголизм.

Но это далеко неполный перечень вредных пристрастий, которыми страдают современные люди. У детей к наиболее распространенным вредным привычкам можно отнести привычки:

- сосать пальцы;

-грызть ногти, карандаши, ручки;

-брать в рот посторонние предметы

-ковыряться в носу;

-ябедничать; обманывать сверстников и старших;

- брать чужие вещи;

-сквернословить (употреблять ненормативную лексику);

-курить, пить, употреблять наркотики;

-зависимым от телевизора и компьютера и другие.

Что же такое привычка? Обратимся к словарю. 

Привы́чка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки» (Википедия).

Поговорим сегодня о привычке ябедничать. О ябедничестве говорится в Судебнике 1497 года как об уголовном преступлении. В те времена ябедниками были должностные лица, отвечающими за обвинение, и были случаи, когда они в корыстных целях делали ложные доносы. Сегодня ябеды – это дети, которые жалуются на других детей. Когда по делу, когда нет. Как относиться к ябедничеству? Нужно ли его пресекать у детей или, наоборот, поощрять?

Начиная с детского сада многие дети время от времени ябедничают. Родителей это возмущает главным образом потому, что они знают: привычки ябедничать, сплетничать пользуются в обществе дурной славой. Важно объяснить детям разницу между полезной информацией (например, о том, что маленький братик включил газ) и пустой сплетней или болтовнёй. От своих товарищей они узнают, что закон компании – не ябедничать. Однако, если ребенок достаточно большой, чтобы понимать эти правила, и все же постоянно ябедничает про других детей, тогда это более серьезно. Принижая других, он, вероятно, хочет возвысить себя. Детям недостаточно одних объяснений, что сплетни не заслуживают одобрения, что таким способом нельзя достичь желаемого. Родителям следует лишний раз похвалить ребенка за какое-то его достижение и за проявленные где-то прекрасные качества: справедливость, порядочность, беспристрастность. Некоторые дети, докладывающие о малейшей несправедливости, может быть, просто нуждаются в поддержке (и в примере своих родителей). Другим нужно больше заверений в любви и родительского одобрения, чтобы выработать чувство уверенности в себе.

Ребенок до трех лет не совсем понимает слово «ябеда». Он еще не осознает последствия своего поступка и фактически своей жалобой он делится со взрослым увиденным. В старшем же дошкольном возрасте ребёнок вполне представляет какая реакция последует за его словами. Прежде всего, нужно объяснить ребёнку разницу между доносом и сообщением о чём-либо. Например, рассказать о том, что кто-то попал в беду – это ответственный поступок. Дети должны рассказывать взрослым о том, что кто-то поранился, кому-то угрожает опасность. Необходимо учить ребёнка не ябедничать. И ещё: стараться, чтобы ребёнок учился самостоятельно справляться с проблемами. Одной из причин «ябедничества» как раз является то, что дети не знают, как им справиться с проблемой, поэтому и обращаются ко взрослым.

Почему дети жалуются и ябедничают?

В школе дети сталкиваются со множеством правил поведения и возводят их в ранг закона, правила для них «священны». Входя в школьную жизнь, они осваивают эти правила: выполняют их и следят за выполнением со стороны других детей, ведь правила обязательны для всех. Нарушение правил вызывает возмущение ребенка, и он прибегает к учителю или родителям как источникам норм за помощью.

В1-2 классах ябедничество является нормальным явлением, говорящим об освоении детьми правил поведения, их социализации. Продолжение ябедничества в возрасте 9-10 лет может быть тревожным сигналом — ребенок может пользоваться «доносами» для самоутверждения, причинения вреда другим детям и даже мести.

Основные причины:Не знание, как решить проблему. Подчас ребенок обращается к взрослым, потому что не знает, как правильно поступить и ищет совета. Взрослым нужно научить ребенка самому решать проблемы.

Низкая самооценка ребенка. Ябедничество в этом случае может быть способом самоутверждения за чужой счет, так может быть спровоцировано авторитаризмом в семье, неадекватным воспитанием. В этом случае нужно поощрять продуктивное самоутверждение, работу ребенка над собой.

Помощь взрослым. Ребенок может сообщать о действиях своих одноклассников или братьев и сестер, чтобы помочь взрослым воспитать их. В это случае важно научить ребенка правильно оценивать жалобу: помощь ли это на самом деле?

Власть. Ребенок, зная о проступке другого, может угрожать ему и шантажировать: «Если ты не отдашь мне игрушку, я расскажу папе, какое слово ты сегодня сказал ». В данном случае единственным способом будет «уход» от ябедничества: не принимать действий в отношении второго ребенка.

Как отучить ребенка ябедничать?

Ребенок может сообщать взрослому факт нарушения правил «просто так» и реакция взрослого может «закрепить» результат, и ребенок станет ябедничать и дальше.

Когда ребенок хочет что-то сказать вам о другом ребенке, спросите его: это полезная, важная информация? Если нет, то просто оборвите и не слушайте дальше. Ребенок, поняв, что подействовать на взрослого таким способом нельзя, постепенно перестанет жаловаться. Главное, быть всегда последовательным.

Научите ребенка самого решать свои проблемы. Увидев проблему, ребенок должен спросить себя: Это моя проблема? Что я могу сделать, чтобы ее решить? Грозит ли кому-то опасность?


 

Родителям необходимо помнить:

только заботливое и внимательное отношение к своему ребенку,

взаимное расположение и доверие помогут воспрепятствовать

формированию у детей и подростков вредных привычек!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.